Практикум по выразительному чтению. Вопросы к экзамену по детской литературе 1. Детская литература и круг детского чтения. Специфика детской литературы. 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений Основные требования к литературному произведению для детей дошкольного возраста. 3. Устное народное творчество. Малые жанры русского фольклора и использование их в работе с детьми (песни, потешки, пестушки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки идр.) 4. Народные сказки о животных. Особенности жанра (простота морали, лаконичность, особенности композиции, устойчивость характеристик, воплощение в образах зверей типичных человеческих характеров). Анализ 2-3 сказок. 5. Волшебные народные сказки. Особенности жанра (ведущая идея сказок, воплощение в героях лучших человеческих качеств, национальный колорит, элементы лиризма, композиция сказок). Анализ 2-3 сказок на выбор. 6. Авторские сказки, их особенности. Писательские приемы создания сказок: портреты героев, поступки, речь персонажей. Сказки русских писателей - классиков XIX века (по выбору А. Погорельский, В.Ф. Одоевский, В.А. Жуковский, В.И. Даль, С.Т. Аксаков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин и др.). 7. Авторские сказки, их особенности. Писательские приемы создания сказок: портреты героев, поступки, речь персонажей. Сказки писателей XIX века нашей страны (по выбору A.M. Горький, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, Д. Хармс, А.Н. Толстой, В.Сутеев, Е.Шварц и др.). 8. Авторские сказки, их особенности. Богатство тематики, идеи гуманизма в сказках Р.Киплинга, Д. Родари, А. Линдгрен, Ю. Тувима, Т. Янссон и др. Анализ 2-3 сказок по выбору. 9 Литературные сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, художественные особенности их сказок (богатство содержания, увлекательность сюжета, образы положительных и отрицательных персонажей, юмор в сказках). Анализ 2-3 сказок. 10. Сказки А.С. Пушкина. Особенности композиции и стиля сказок (народность, сочетание волшебного, бытового и сатирического начал, богатство, выразительность языка, красочность пейзажа). Гуманизм сказок А.С. Пушкина. Анализ 2-3 сказок по выбору. 11. Лирика А.С. Пушкина в детском чтении. Высокое мастерство в описании картин природы, гуманизм и поэтичность в изображении чувств человека. Значении поэзии А.С. Пушкина для нравственно-эстетического воспитания детей. Анализ отдельных стихотворений и отрывков из поэм, доступных детям дошкольного возраста. 12. Творчество В.А. Жуковского для детей. Традиции народных песен, сюжетность, музыкальность и ритмичность в лирических стихотворениях «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик», и фрагмента из сказки «Мальчик с пальчик». 13. Сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Народность идей и образов; герой сказки, воплощение в нем лучших моральные качеств русского народа. Волшебные образы в сказке. Поэтическое мастерство П.П. Ершова. 14. Пейзажная лирика русских поэтов XIX начала XX века (Ф.И. Тютчев, А.К.Толстой, А.А. Фет, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Блок, С. Есенин и др.). Анализ 3-4 произведений по выбору. 15. Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А. Некрасова. Образы простых людей и крестьянских детей. Картины русской природы. Лиризм, юмор, простота и напевность стиха. Анализ произведений «Дедушка Мазай и зайцы», отрывок из поэмы «Крестьянские дети». «Мороз Красный нос» и др. 16. Роль A.M. Горького в становлении литературы для детей: организаторская работа, требования к детской литературе. Произведения о детях и для детей. Анализ 2-3 произведений. 17. Стихотворения о детях А.Л. Барто. Сюжетность, искренность и непосредственность, любовное отношение к ребенку, лиризм и юмор (циклы стихов «Игрушки», «Машенька», «Машенька растет», «Кто как кричит» и др.). Сатира и юмор в стихотворениях «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Болтунья» и др. Воспитательная ценность произведений А.Л. Барто. 18. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в творчестве С.Я. Маршака. Тематическое и жанровое многообразие его произведений. Воспитание любви к природе. Юмор и сатира. Сказки С.Я. Маршака. Конкретность поэтических образов, четкость ритма, разнообразие рифм. Анализ 2-3 произведений. 19. Веселые сказки К.И. Чуковского. Гуманизм сказок. Богатство авторской фантазии, ритмичность, юмор в сказках. Анализ 2-3 произведений. 20. Малые жанры в поэзии К.И. Чуковского: небылицы, перевертыши, загадки, прибаутки («Чудо-дерево», «Путаница», «Радость» и др.). 21. М.М. Пришвин - тонкий знаток русской природы. Глубина наблюдений писателя над природой и животным миром в рассказах «Золотой луг», «ребята и утята», «Еж», «Журка», «Лисичкин хлеб» и др. Богатство и красочность языка произведений писателя. 22 .Традиции устного народного творчества и классической русской литературы впроизведениях В.В. Бианки. Воспитание наблюдательности и бережного отношения к природе. Композиционная четкость сказок и образность языка. 23. Е.И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы в творчестве Е.И. Чарушина для детей. Короткий реалистический рассказ - основной жанр его произведений («Волчишко», «Медвежата», «Что за зверь», «Большие и маленькие» и др.). Своеобразие творческой манеры писателя. 24. Природа - источник прекрасного. Человек и природа. Произведения современных писателей для детей (К.Г. Паустовский, Н. Соколов-Микитов, Н. Сладков, С. Сахарнов, С. Баруздин и др.). Анализ 2-3 произведений. 25. Произведения зарубежных детских писателей (А. Милн, Ю.Тувим, Р. Родари, А. Линдгрен, Т. Янссон, П. Трэверс, С. Лагерлеф, Д. Харрис и др.). Практикум по выразительному чтению. 1. Чтение потешек с пальчиками (3-5). 2. Чтение стихотворений о природе (2). 3. Чтение басни И. А. Крылова. 4. Отрывок из сказки А.С. Пушкина (сказка по выбору студента). 5. Отрывок из сказки К.И. Чуковского (сказка по выбору студента). 6. Чтение народных и авторских загадок (5). 7. Скороговорки в работе с детьми. 8. Проведение речевой гимнастики. 9. Чтение любимого стихотворения. Экстерн: вопросы 7-14 |