ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Диагностика уровня эмоционального выгорания Стадии профессионального выгорания ПЕРВАЯ СТАДИЯ: • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» ВТОРАЯ СТАДИЯ: • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Три аспекта профессионального выгорания Первый— снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. Симптомы профессионального выгорания ПЕРВАЯ ГРУППА: Психофизические симптомы • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); • ощущение эмоционального и физического истощения; • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; • резкая потеря или резкое увеличение веса; • полная или частичная бессонница; • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений. ВТОРАЯ ГРУППА: Социально-психологические симптомы • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»). ТРЕТЬЯ ГРУППА: Поведенческие симптомы • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; • руководитель затрудняется в принятии решений; • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств. Диагностика уровня эмоционального выгорания «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!» Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами. Инструкция к выполнению.Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. № | Вопросы | | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться | | Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры | | Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) | | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) | | Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого | | От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров | | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался | | Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие) | | Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг | | Моя работа притупляет эмоции | | Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе | | Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой | | Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения | | Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения | | Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность | | Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь | | Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты | | Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером | | Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше | | Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено | | Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение | | Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров | | Общение с партнерами побудило меня сторониться людей | | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение | | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций | | Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами | | Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной | | У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п. | | Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания | | В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла» | | Я охотно рассказываю домашним о своей работе | | Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) | | Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу | | Я очень переживаю за свою работу | | Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности | | При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль | | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем | | Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям | | Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе | | Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние | | Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно | | Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно | | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми | | Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой | | Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении | | Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души | | По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого | | После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие | | На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки | | Успехи в работе вдохновляют меня | | Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной) | | Я потерял покой из-за работы | | На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов) | | Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу | | Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции | | Я часто работаю через силу | | Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь | | В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье | | Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать | | После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание | | Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный | | Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю | | Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив | | Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы | | Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной | | Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание | | Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами | | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился | | Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют | | Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций | | Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня | | Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства | | Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко | | Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств | | Моя карьера сложилась удачно | | Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой | | Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать | | Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах | | Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями | | Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил | | Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе | | Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство | | Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции | | Работа с людьми явно подрывает мое здоровье | КЛЮЧ «Напряжение» Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5) Неудовлетворенность собой: —2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3) «Загнанность в клетку»: +3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5) Тревога и депрессия: +4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3) «Резистенция» Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5) Эмоционально-нравственная дезориентация: +6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5) Расширение сферы экономии эмоций: +7 (2), +19 (10), –31 (20), +43 (5), +55 (3), +67 (3), – 79( 5) Редукция профессиональных обязанностей: +8 (5), +20 (5), +32 (2), — 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10) «Истощение» Эмоциональный дефицит: +9 (3), +21 (2), +33(5), — 45 (5), +57 (3), — 69 (10), +81 (2) Эмоциональная отстраненность: +10 (2), +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10) Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10) Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5) ОБРАБОТКА ДАННЫХ В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т.д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома. 2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания. 3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов — несложившийся симптом; 10–15 баллов — складывающийся симптом; 16–19 баллов — сложившийся симптом; 20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; 37–60 баллов — фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. |