Проблемные аспекты изучения текста художественного произведения Художественный текст не равен литературному произведению. Лит. произведение существует только в голове автора. Произведение материально существует только в виде художественного текста, он даёт представление о произведении. Пересказ художественного текста не равен его содержанию. Малейшее изменение формы худ. текста приводит к появлению нового художественного текста. Текст – система знаков, связанных между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука «текстология», которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Тексты различных веков различны. Но текст все равно подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми. Распахнутость текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков. Текст существует сам по себе, он замкнут. В произведении все наоборот – важно, на что откликается автор, что его волнует. Писатель меняется на протяжении жизни. Произведение не только изменяется, но и по-разному воспринимается читателем. Очень важно перечитывание – открываются разные стороны произведения. Форма и содержание – основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и внешних сторонах произведения. Содержание – это то, что сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение. Форма – это стиль, это жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм. Содержание – тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос). 1. Проблема текстовых границ. Первым выразителем целостности художественного произведения является текст – он зафиксирован, неизменяем. Текст: структурирован, носит знаковый характер. Границы текста – испытания текстовой завершённости. 1 путь: в творчестве романтиков - незавершённые тексты (до этого времени незавершённые тексты не оставались в памяти. Фрагмент становится новым жанром. Читатель задумывается над тем, что находится за рамками фрагмента. Литературная циклизация – соединение в группы. Автор призывает читателя читать произведение именно в этом порядке. Цикл произведений – произведение из произведений (все произведения перекликаются, новое содержание). Лирика создаёт большой жанр – «романоподобные» циклы (Фет, Майков). Цикла работал и на читателя (выбор чтения). Пропуски внутри текста – через мистификацию показать оборванность текста. 2 путь: эффект интертекстуальности (19 век). Строительный материал – уже существующие тексты. Во 2-ой половине 20 века – активно используется реминисценция (переложение). Интертекстуальность создаёт новые жанры: приём центонного построения текста – только из цитат. 2. Проблема композиции. Новое: в прозе – проблема точек зрения, смена точек зрения.?????? 12. Проблема родовой типологизации литературы Художественные произведения издавна принято объединять в 3 большие группы – литературные роды: эпос, лирика и драма. Триада и поныне сохраняет свою значимость и авторитетность в составе литературоведения. Традиция родового членения была заложена Аристотелем («Об искусстве и поэзии») – описано 3 способа подражания, которые являются характеристиками Э, Л и Д: эпос – способ подражания, где автор отделён от изображаемых событий, лирика – подражание, не изменяя своего лица, драма – представляя всех изображаемых лиц как действующих. Гегель характеризовал их с помощью категорий объект и субъект: Э – объективность внешнего мира, Л – субъективна, Д – соединяет 2 начала. Проблема – ни одна из типологий не выдерживает критики с т.з. логики, нужно сопоставлять по одному признаку (что невозможно). В 20 веке роды литературы соотносились: - с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение); - с категорией времени (Э – прошлое, Л – настоящее, Д – будущее). Штайгер считал, что в каждом из родов литературы есть элементы других (например, в лирике – элементы драмы и т.п.). У Гёте: Э – ясно повествует, Л – страстно повествует, Д – выражает действие. В 20 веке возникает мысль о том, чтобы считать роман, сатиру и др. новыми родами литературы. Веселовский («Историческая поэтика») подошёл к этой проблеме исторически: сатира и др. родились позже. 1. Литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов: из возгласов активных участников хора (запевал) выросли лиро-эпические песни, которые отделены от обряда. Первоначальной формой собственно поэзии явилась лиро-эпическая песня. На основе таких песен впоследствии сформировалось и эпическое повествование. А из возгласов хора выросла лирика. Эпос и лирика – «следствие разложения древнего обрядового хора». Драма – возникла из обмена репликами хора и запевал. Т.о., эпос, лирика и драма как направления определились гораздо раньше. 2. Эта типология обусловлена эстетикой. Все искусства делятся на 3: музыка (слух) – лирика, изобразительное искусство (зрение) – эпос, зрелищные – драма. 13. Категория жанра, ее проблемно-диалектический характер Жанр – это группа произведений, выделяемых в рамках родов литературы (составная част родовых форм). Есть и самостоятельная типология – жанры межродового характера: идиллия, утопия, антиутопия. Жанр – нечто самобытное. Эпические роды появились с искусством слова. Носили эстетический характер. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре, т.е. жанры родились ещё до искусства слова (мифология, ритуал -> жанры определялись местом - ритуал погребения, заговор(не носил эстетической функции, прикладной характер). Жанры произошли от внеэстетической среды, постепенно эстетизировались. Жанр – проекция литературной реальности на внелитературную. Жанр – тип построения произведения, включающий набор признаков. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Причины: 1) их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (например, хокку, танка и др. в литературах стран Востока); 2) жанры имеют разный исторический объём (одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (басня), другие соотнесены с определёнными эпохами (литургическая драма – Средневековье). Противоречие: диалектическое[2] качество литературы - с одной стороны, жанры сохраняют традиции, с другой – литература начинает деформировать жанры. До рубежа 18-19 веков жанры существовали в форме канона. За каждым жанром были строго закреплены комплексы художественных средств. Законы жанра властно подчиняли себе волю писателей. При завершении риторической словесности выходит на первый план индивидуальность (осталась ориентация на жанровую специфику, но он переходит на второй план; жанр – помощник для выражения темы). · Рушится жанровый канон, возникают жанровые традиции (они развиваются). Например, элегия: у древних греков– произведение, написанное определённым стиховым размером (элегическим дистихом – сочетание гекзаметра с пентаметром) и исполняемое речитативом под аккомпанемент флейты (прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь); позже у римских поэтов – жанр, сосредоточенный на любовной теме; новое время (нач. 19 в.) – Жуковский – жанр стал определяться настроением печали и грусти. Т.о. слово элегия обозначает несколько жанровых образований. · Рождаются новые жанры (например, у романтиков – фрагмент, цикл). * Не изменились – ода, басня, сказка. |