Первичное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник». Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник» по учебнику хорошо читающим учащимся или учителем вслух. 4.Первичное впечатление. Беседа по прочитанному. Работа с текстом . -Понравилось вам произведение? Какие слова были непонятны? (луговина-луг, калужница - травянистое растение с желтыми цветами) -Как называет писатель весну? Найдите, подчеркните ответы в тексте карандашом. - Почему? Как начинается произведение? Почему Весна не сразу взялась за дело? Какой был лес? Что значит «лес стоял хмурый и угрюмый»? Как решила Весна раскрасить лес? Какие она взяла кисточки? -Какие краски использовала Весна? Подчеркни эти слова карандашом. Активизация творческого воображения детей. -Давайте вместе с художником-Весной войдем в лес и посмотрим, какие краски взяла с собой она и какие картины она нарисовала. Рассмотрим первую картину. Найдите ее описание. (Дети читают.) -Что сделала Весна? Ученик. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки. Учитель. Подчеркните слова, которые обозначают эти краски. -Попробуйте представить эту картину. -Что мы видим? Ученик. Я вижу, как Весна идет по лесу и тонкой кисточкой чуть притрагивается нежно к деревьям. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах очень красиво повисли длинные розовые и серебряные сережки. -Тебе нравится эта картинка? Ученик. Да, очень красиво стало в лесу, темные деревья стали светлыми, в лесу стало веселее. -Найдите описание весенней лужи? (лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы …) -Какую следующую картину она нарисовала? (цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужницей, насекомые, птицы) Дети читают описание каждой картины, подчеркивают слова-описания. - Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий. Ученик. Разукрасила, тронула, поразвесила, вывела, рассыпала, рисует, покрыла. -О чем они нам говорят? Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником? Ученик. Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала, что ей нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень красивые картины. -Прочитайте строчки из этого произведения, которые вам понравились больше всего. -Скажите, вызвало ли у вас это произведение какие-то чувства? Какие? (приятные, восторг, любовь…) -А как вы считаете, какие чувства хотел автор передать нам в этом произведении? Нравится ли ему это время года? Вывод. Такой рассказ, в котором, автор создает с помощью художественных средств образные картины и само произведение вызывает у нас определенные чувства, называется художественным рассказом. Работа в рабочей тетради. . VI. Закрепление пройденного материала. Повторное чтение. В художественном рассказе описаны картины, образы весны, которые можно представить. Обобщение: -Картины эти образные, созданы с помощью художественных средств. Автор изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам представить художественный образ, а не просто передают факт. Кроме того, это произведение вызывает у нас определенные чувства: весна нам нравится, она очень красива. -А теперь я хочу, чтобы вы лучше представили наступление весны и предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой «фильм», в котором кроме словесных описаний есть картинные. Просмотр слайдового фильма «Г. Скребицкий «Весна-художник».(презентация№2) Обмен впечатлениями. -Что вам понравилось больше всего? Совпали ли ваши картины, которые вы представляли, с теми, которые вы видели на слайдах? Беседа об охране природы. -Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? Ученик: выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением. -Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой. -Как вы думаете, почему надо беречь цветы? -Нарвать букет ландышей или других цветов - это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы – вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе. Итог урока. Рефлексия. -Чем занимались на уроке? Произведение какого автора, вы сегодня читали? Каков жанр этого произведения? Оцените свое настроение в оценочных листах. Домашнее задание: прочитать рассказы, нарисовать рисунки к рассказу Г.Скребицкого «Весна-художник». Презентация №3 |