МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Пояснительная записка Для успешного освоения курса криминалистики, закрепления полученных на лекциях знаний и овладения практическими навыками работы в области применения специальных познаний при расследовании преступлений, студентам Юридического института предлагается выполнить по криминалистике ряд лабораторных работ, тематика которых в целом соответствует тематическому плану раздела «Криминалистическая техника» для очной формы обучения. Все работы выполняются на практических занятиях по криминалистике в учебной криминалистической лаборатории Юридического института, прилегающей территории и могут быть завершены дома. Для оформления лабораторных работ рекомендуется использовать плотные листы бумаги формата А4 (можно использовать стандартные бланки протоколов осмотра места происшествия, предметов, схем), помещенные в папку для бумаг с боковым зажимом или скоросшивателем. Задания работ должны быть выполнены аккуратно. Текстовые материалы заданий следует писать рукописным текстом четко, разборчиво. Все задания оформляются в виде одной общей работы, подлежат обязательной регистрации на кафедре. Титульный лист выполняется на компьютере с использованием текстового редактора Microsoft Word, шрифт Times New Roman. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении. Каждая лабораторная работа состоит из двух основных частей: практического задания и теоретических вопросов по теме. Сначала выполняется практическое задание (составляется протокол, изготавливается фототаблица, вычерчивается схема, проводится исследование, делаются пояснительные надписи к рисункам и т.п.) и лишь потом даются ответы на теоретические вопросы. Ответы на должны быть четкими, лаконичными и в тоже время полностью отвечающими на поставленные вопросы. Успешно выполненные работы должны свидетельствовать об усвоении теоретических положений о практическом овладении студентами специальных методов фотосъемки, умения работать со следами на месте происшествия, производить предварительное исследование этих объектов, процессуально оформлять полученные результаты со ссылками на нормы уголовно – процессуального закона. Лабораторная работа №1. 1. Изучите инструкцию к своей цифровой фотокамере. 2. Ознакомьтесь с рабочими характеристиками объектива. 3.Произведите фотографирование инсценированного места происшествия (желательно на открытой местности), применив при этом ориентирующую, обзорную, узловую и детальную фотосъемку. Ориентирующий снимок выполните методом круговой либо линейной панорамы, детальную съемку произведите с применением метода масштабной съемки. 4. Составьте протокол осмотра места происшествия по произведенному фотографированию. 5. Изготовьте фотоснимки и наклейте их на листы плотной бумаги и оформите в виде фототаблицы к протоколу осмотра имитированного вами места происшествия (возможно использование компьютерной техники) 6. Фототаблицу и носитель цифровой информации (CD-диск, карта памяти и т.п.) в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ и криминалистическими рекомендациями оформите как приложение к протоколу осмотра места происшествия. 7. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы: а) Из каких узлов состоит цифровая фотокамера? Обозначьте на изображении использованной Вами фотокамеры эти узлы. б) Каковы основные характеристики объективов? Дайте характеристику объектива использованной Вами фотокамеры. в) Дайте определение следующих понятий: - глубина резкости измеряемого пространства - режим экспозиции - автофокус - матрица - баланс белого - стабилизация изображения - пиксель (мегапиксель) - вспышка - скоростная фотосъемка г) Что понимается под ориентирующей, обзорной, узловой и детальной съемками и каково их назначение? д) Как производится масштабная фотосъемка и каково ее назначение? е) Какими способами можно выполнить панорамную фотосъемку? ж) Каковы правила фотосъемки трупа на месте его обнаружения? з) Как оформляются (процессуально и технически) фотоснимки, полученные с использованием цифровой фотосъемки во время следствия? Лабораторная работа №2. 1. Оставьте на взятом гладком чистом предмете (стакане, бутылке, лампочке, зеркале и т.п.) потожировые следы пальцев Вашей левой/правой руки. 2. Осмотрите этот предмет в проходящем и в отраженном свете под различными углами к источникам освещения, с целью обнаружения на нем бесцветных следов рук. 3. Подберите необходимый порошок и проявите данные следы. Откопируйте следы пальцев на следокопировальную дактилоскопическую пленку и оформите ее в качестве вещественного доказательства для направления на дактилоскопическую экспертизу. 4. Выполните схематическую зарисовку папиллярного узора пальца вашей левой/правой руки (допускается использование сканера). На рисунке (цифровом фотоснимке) укажите общие и произведите разметку частных признаков строения папиллярного узора. 5. Составьте описание предмета и обнаруженных на нем следов пальцев в виде фрагмента протокола осмотра (обязательно укажите место обнаружения предмета, способ его изъятия в качестве вещественного доказательства). 6. Перечислите основные зоны распределения папиллярных узоров на ладонной поверхности руки.  7. Сформулируйте вопросы, которые надлежит поставить эксперту в связи с обнаружением следов пальцев рук, при следующих условиях: а) подозреваемый не установлен; б) по делу привлечены два подозреваемых. 8. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы: а) Как классифицируются следы в трасологии? б) Назовите типы, виды и разновидности папиллярных узоров ногтевых фаланг пальцев рук. в) Назовите типы, виды дельт папиллярных узоров. г) Перечислите способы обнаружения невидимых (латентных) и слабо видимых следов рук. д) Перечислите способы фиксации и изъятия следов рук. Лабораторная работа №3. 1. На сырой почве (на песке) оставьте «дорожку» не менее четырех следов обутых ног в процессе передвижения по прямой. 2. Произведите необходимые измерения элементов «дорожки» следов и следа обуви. 3. Вычертите схему «дорожки» следов ног, укажите ее основные элементы и их величину. 4. Произведите фотографирование наиболее четко отобразившегося следа обуви по правилам масштабной фотосъемки и приложите фотоснимок. 5. Изготовьте с него гипсовый слепок и оформите его в качестве вещественного доказательства для направления на трасологическую экспертизу. 6. Составьте фрагмент протокола осмотра обнаруженных «дорожки» следов и следа обуви. 7. Сформулируйте вопросы эксперту исходя из следующих обстоятельств: а) с места происшествия изъят один гипсовый слепок изготовленный со следа обуви. б) с места происшествия изъят один гипсовый слепок изготовленный со следа обуви, у подозреваемого в совершении преступления изъята обувь. 7. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы; а) Из каких элементов состоит «дорожка» следов ног? б) О каких признаках личности можно судить по следам ног? в) Изобразите схематично части следа босой ноги и назовите их. г) Изобразите части подошвы обуви и назовите их. д) Опишите процесс изготовления гипсового слепка со следа обуви в летнее/зимнее время е) Как оформляется (процессуально и технически) гипсовый слепок со следа обуви? ж) В каких единицах и как производится определение размера обуви? з) Как производится определение роста человека по длине одиночного следа обуви? Лабораторная работа №4. 1. Подберите экземпляр слесарного, плотницкого или иного инструмента (стамеску, отвертку, гвоздодер и т.п.) и с его помощью на следовоспринимающей поверхности (например на пластилине) образуйте след давления и след скольжения. Приложите следовоспринимающий объект. 2. Осмотрите и измерьте их как следы, обнаруженные на двери или на окне дома (хранилища, автомобиля и т.п.) при осмотре места происшествия. 3. Составьте описание этих следов в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия, указав, где и как они были изъяты. 4. Сформулируйте вопросы, которые надлежит поставить эксперту в связи с обнаружением следов орудий взлома, при следующих условиях: а) инструмент не обнаружен; б) инструмент обнаружен. 5. Назовите каждый из образцов инструмента для резания металла.  5. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы: а) Перечислите виды орудий взлома и инструментов. б) Перечислите виды следов орудий взлома и инструментов. г) Перечислите способы фиксации следов орудий взлома и инструментов. Лабораторная работа №5. 1. Проведете осмотр стреляной гильзы и/или выстрелянной пули, обнаруженных при осмотре места происшествия (пуля и/или гильза предложены преподавателем). 2. Сфотографируйте по правилам масштабной фотосъемки осмотренную пулю (гильзу). 3. Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием обнаруженных гильзы и/или пули. 4. Назовите части пистолета системы Макарова, револьверы системы Наган, охотничьего ружья и составные компоненты снаряжения патронов к пистолету системы Макарова и гладкоствольному охотничьему ружью:     5. Назовите основные детали ножа, кастета:   6. Перечислите, какие вопросы могут быть решены в ходе осмотра места происшествия на основании визуального исследования гильзы и пули, следов выстрела на них, их расположения и места расположения трупа. 7. Сформулируйте вопросы, которые могут быть поставлены эксперту при направлении на исследование пули и гильзы без оружия и с оружием. 8. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы: а) Какие объекты изучает судебная баллистика? б) Каковы основные правила осмотра судебно-баллистических объектов, обнаруженных на месте происшествия? в) Какие обстоятельства могут быть установлены при исследовании боеприпасов? г) Перечислите следы выстрела с близкого расстояния? д) Какие обстоятельства могут быть установлены при исследовании следов выстрела на преграде? е) Приведите классификацию холодного оружия по следующим основаниям: - по конструкции; - по способу изготовления; - по назначению. Лабораторная работа №6. 1. Подберите соответствующий документ и осмотрите, предполагая, что он имеет значение вещественного доказательства (может быть взят любой недействительный документ (накладная, квитанция, извещение, удостоверение и т. п.). 2. Исследуйте документ с соблюдением криминалистических рекомендаций и правил. Сфотографируйте и приобщите фото и сам документ к работе. 3. Составьте описательную часть протокола осмотра документа. 4.Сформулируйте вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом. 5. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы: а) Каковы правила обращения с документами - вещественными доказательствами. б) Приведите понятие полной и частичной подделки документов. в) Перечислите признаки и способы распознавания подчистки. г) Перечислите признаки и способы распознавания химического травления. д) Перечислите признаки и способы распознавания дописки, допечатки, исправлений. е) Перечислите признаки переклейки фотокарточек. ж) Перечислите признаки замены листов в документе. з) Перечислите признаки и способы распознавания технической подделки подписей. и) Перечислите признаки и способы распознавания подделки оттисков печатей и штампов. к) Назовите основные виды полиграфической печати и их распознавательные признаки. л) Каковы возможности и способы прочтения залитых текстов. м) Как осуществляется подготовка материалов для технико-криминалистической экспертизы документов. н) Копировально-множительные устройства. Их классификация. Лабораторная работа №7. 1. Изготовьте (получите от какого-либо лица) рукописный текст и сравнительный/сравнительные образцы почерка. 2. Проведите предварительное сравнительное исследование текста и образцов. 3. Укажите обнаруженные Вами совпадения и различия в признаках почерка (общие, частные, топография) и оформите их в виде таблиц. Образцы почерка приобщите к работе. 4. Сформулируйте вопросы эксперту исходя из следующих условий: а) на исследование представлено несколько рукописных текстов; б) на исследование представлены рукописный текст и образцы двух лиц. 5. Ответьте в письменной форме на контрольные вопросы: а) Приведите понятия письма, письменной речи и почерка. б) Как классифицируются топографические признаки письма. в) Как осуществляется подбор образцов письменной речи и почерка для сравнительного исследования? г) Перечислите этапы (стадии) почерковедческой экспертизы. д) Что такое имитация почерка? Лабораторная работа №8. 1. Сфотографируйте правый профиль, фас и левый полупрофиль наблюдаемого человека по правилам опознавательной (сигналитической) съемки. 2. Отпечатайте цветные фотографии (допускается изготовление снимков с помощью оргтехники) и сделайте соответствующие надписи. 3. Составьте розыскную ориентировку на наблюдаемого и сфотографированного Вами человека, указав его общие, анатомические, функциональные и сопутствующие признаки, а также броские приметы. 4. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы: а) Как классифицируются признаки внешности человека. б) В каких целях используются методики: «словесного портрета», «субъективного портрета» в следственной и оперативно-розыскной деятельности. в) Что понимается под системой криминалистической регистрации, из каких подсистем она складывается. г) Что является юридическим основанием для регистрации отдельных лиц? д) Виды учетов криминалистической регистрации, в каких формах они ведутся, для каких целей они используются? е) Какие криминалистические учеты ведутся непосредственно в органах внутренних дел? ж) В какой последовательности описываются анатомические элементы внешнего облика человека? з) Какие требования предъявляются к подбору фотоматериалов при направлении их на судебно-портретную экспертизу? и) Какие наиболее известные программные продукты для создания фотороботов вам известны? Приложение МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ |