МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Примеры технологий воспитания.





Педагогические технологии

Педагогические технологии представленытехнологиями обучения, технологиями воспитания, технологией педагогического общения и технологией решения педагогических задач. Здесь в кратком описании представлены примеры технологий обучения и технологий воспитания.

Технологии обучения

Игровые технологии обучения – организация процесса обучения с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, при диагностически поставленной четкой цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

а) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

б) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

в) учебный материал используется в качестве ее средства;

г) в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

д) успешное выполнение игрового задания связывается с дидактическим результатом.

Концептуальные основы игровых технологий разрабатывали А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.

Технология дифференцированного обучения –форма организации процесса обучения, при которой учитель работает с гомогенными группами учащихся, составленных с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. По организационному уровню гомогенных групп выделяют дмфференциацию: - региональную (по типу школ), - внутришкольную (профили, уровни, уклоны классов) и по возрасту (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - в параллели: классы различных уровней (гимназические, компенсирующие) или по области интересов (гуманитарные, физико-математические, химико-биологические и другие); - межклассную(факультативы, кружки); - внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса). В соответствии с характерными индивидуально-типологическими психологическими особенностями внутриклассная дифференциация детей на гомогенные группы осуществляется:

- по полу (мужские, женские, смешанные классы и группы);

- по уровню развития, успеваемости, достижений;

- по личностно-психологическим особенностям (тип мышления, акцентуация характера, темперамент и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы с органиченными возможностями - слух, зрение и др.).

Разрабатывали и использовали дифференцированные технологии Н.П. Гузик, И.Н.Закатова, Инге Ундт, В.В. Фирсов.

 

Технология интегрированного обучения– форма осуществления процесса обучения на основе гибкой организации содержания учебного материала с использованием межпредметных связей, сближением предметов и образовательных областей с целью целостного восприятия мира учащимися.

В разработку теории интегрированного обучения большой вклад внес Г.А. Монахов. Имеющийся опыт интегрированного обучения позволяет выделить несколько моделей интеграции:



- создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области, при этом удельный вес содержания различных предметов одинаков, а их взаимопроникновение выводит содержание на качественно новый уровень;

- объединение учебных предметов из одной образовательной области на базе одной дисциплины;

- сочетание близких образовательных областей на равноправных условиях;

- сочетание предметов близких образовательных областей с преобладанием какого-либо одного предмета;

- объединение предметов из удаленных областей;

- пре6ломление предметов общеобразовательного содержания через профильную специфику (в школах с углубленным изучением ряда предметов);

- вытекание одной темы из предыдущей с сохранением логики предметного образования на основе взаимообусловленности и взаимоподчиненности всех предметов.

 

Технология программированного и алгоритмического обучения –организация процесса обучения, при которой учитель организовывает осуществление учениками системы последовательных учебных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату обучения и улучшению управления учебным процессом.

Программированное обучение предполагает управляемое освоение учебного материала в виде небольших порций учебной информации (шагов, кадров, файлов, контрольных заданий), подаваемых в определенной логической последовательности. Программированное обучение позволяет учитывать индивидуальные данные ребенка по темпу и степени индивидуальной помощи и коррекции, использовать внутреннюю и внешнюю обратную связь, применять различные технические средства обучения. Различаются виды обучающих программ – линейные, разветвленные, адаптивные и комбинированные. Предложенная Б.Ф. Скиннером система получила название линейного программирования, Н. Краудер предложил разветвленное программирование. За использование программированных учебных материалов выступали отечественные дидакты И.Т. Огородников, С.Г. Шаповалов и др.

 

 

Технология проблемного обучения– организация продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся поусвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения.

Родоначальник проблемного обучения Джон Дьюи (Чикаго), среди отечественных дидактов проблемным обучением занимались И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его новый способ объяснения или действия. Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема — поиск способов ее решениия — решение проблемы. Полученное новое знание становится продуктом собственной интеллектуальной деятельности.

 

Технология развивающего обучения –организация учебного процесса активно-деятельностным способом, при которой наряду с передачей конкретных знаний, большое внимание уделяется процессу интеллектуального развития человека, происходит формирование знаний в виде хорошо организованной системы, а педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Развивающее обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка. Л.В. Занков считает обязательными следующие принципы: - обучение на высоком уровне сложности, - быстрый темп в изучении программного материала, - ведущая роль теоретических знаний, - осознание школьником процесса учения, - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая наиболее слабых. Разрабатывали технологии развивающего обучения Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин,Г.А. Цукерман и др.

 

 

Технология блочно-модульного обучения -такая организация процесса обучения, при котором учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей, обучение осуществляется на основе программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретенные знания при решении учебных задач.

Блочное обучение предполагает наличие следующих компонентов (блоков): - информационный (введение в тему), - тестово-информационный (первичная проверка усвоенного материала), - коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение), - проблемный (решение задач но основе полученных знаний), - блок проверки и коррекции. Учащиеся самостоятельно в индивидуальном темпе проходят обозначенные блоки, учитель лишь направляет, консультирует и корректирует их работу.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: точно сформулированной учебной цели, банка информации (учебный материал в виде обучающих программ), методическое руководство по достижению целей, практические занятия по формированию необходимых умений, контрольная работа (строго соответствующая целям, поставленным в донном модуле). Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая, накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

В блочно-модульном обучении используются концепции программированного обучения Скиннера и Краудера, идея объединения модулей и программ М.А. Чаланова,

Технология сотрудничества в обучении– организация процесса обучения на основе субъект-субъектных отношений учителя и учеников, при сотрудничестве участников процесса в постановке учебной цели, поиске и усвоении новых знаний в ситуации совместной деятельности при распределении обязанностей, взаимном контроле и ответственности.

В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, целей деятельности и самого взаимодействия. Девиз педагогики сотрудничества «Не с предметом к ученику, а с учеником к предмету». Сотрудничество в обучение пришло из педагогики сотрудничества, в которой выделяются 4 направления: - гуманно-личностный подход к ребенку, - дидактический активизирующий и развивающий комплекс, - концепция воспитывающего обучения, - педагогизация окружающей среды.

Технология саморазвивающего обучения - включает в себя все сущностные качества развивающего с дополнением использования мотивов самосовершенствования, самообразования, самоутвержления и самоопределения личности.

Технология саморазвития была создана в конце 19 века итальянским педагогом Марией Монтессори, которая восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы создание окружающей среды, способствующей этому развитию. Педагог при необходимости может быть лишь консультантом. Девиз педагогики М. Монтессори – обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому».

Современные позиции технологии саморазвития рассматривает Г.К. Селевко.

Компьютерные или новые информационные технология обучения– это организация процесса обучения на основе подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех уровнях: - как проникающая (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач); - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; - как монотехнология, когда все обучение все управление учебным процессом, включая все виды диагностики опираются на применение компьютера.

Технологии воспитания

 

Прежде чем рассмотреть конкретные технологии воспитания, следует отметить, что все проводимые варианты воспитательных событий можно представить в простейшей классификации форм воспитательной работы.

Типы форм воспитательной работы –мероприятия, дела, игры.

Мероприятия –это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

 

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Игра лежит в основе игровой технологии как в обучении, так и в воспитании.

Дела –это форма воспитательной работы, общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Проведение дел характерно в основном для технологии коллективной творческой деятельности

Примеры технологий воспитания.

Технология коллективной творческой деятельности – осуществление педагогической работы на основе коллективной организаторской творческой деятельности, которая предполагает участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучшего решения общей важной задачи».

 

Кколлективные творческие дела могут быть различны по масштабам проведения и временным рамкам – малые формы работы(15 – 60 минут) и дела-комплексы. Дела-комплексы рассчитаны на длительный период подготовки при соблюдении 6 основных взаимосвязанных этапов и участии в них всех членов коллектива: 1 – предварительная работа педагога, 2 – коллективное планирование дела, 3 – коллективная подготовка дела, 4 - коллективное проведение дела, 5 – коллективный анализ дела, 6 – последействие. Каждый из этапов в свою очередь имеет свой алгоритм совместных действий педагога и детей, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных педагогических целей.Малые формы работы – дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек.

Коллективные творческие дела– особый тип форм воспитательной работы, основу методики организации которой составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучшего решения общей важной задачи».

По методике И.П. Иванова коллективные творческие дела могут быть различны по масштабам проведения и временным рамкам – малые формы работы(15 – 60 минут) и дела-комплексы.

Малые формы работы– дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек.

МФР могут быть весьма разнообразны по характеру и задачам воспитания: познавательные, развлекательные, трудовые, спортивные, творческие, смешанные и т.д.

МФРсоставляющая коллективной творческой деятельности. Небольшой этап взаимодействия педагога и детей, с конкретной задачей ближайшего периода.

Структура МФР

1.Подготовка педагога.

2.Стартовая или вводная беседа (установка).

3.Разбивка на микрогруппы.

4.Определение творческих заданий.

5.Ход дела – демонстрация выполнения заданий.

6.Итоги, анализ.

Дела-комплексы рассчитаны на длительный период подготовки при соблюдении 6 основных стадий и участии в них всех членов коллектива:

- предварительная работа педагога;

- коллективное планирование дела;

- коллективная подготовка дела;

- коллективное проведение дела;

- коллективный анализ дела;

- ближайшее последействие.

 

Технология игровой деятельности в воспитании – осуществление педагогической работы через использование игры, целенаправленно организуемой в коллективе воспитанников с целью воспитания в процессе отдыха, развлечения.

 

Главными звеньями является подготовка, проведение и анализ. Каждое звено как часть единого целого включает определенные действия педагога и учащихся по подготовке, проведению и подведению итогов (анализу) конкретной игры. Этап подготовки предусматривает выбор игры, постановку цели и разработку программы ее проведения. Этап проведение игры – это воплощение программы в деятельность, реализация функций каждым участником и игра с учетом правил, атрибутов и т.д. Подведение итогов предполагает коллективный анализ и оценку действий каждого ее участника.

Эти технологические этапы осуществляются закономерно в любой игре и в организованной педагогической, и в стихийно, самостоятельно проводимой во дворе детскими компаниями как футбол, «Дочки-матери», «Магазин», «Казаки-разбойники» и прочие. Просто встретившись во дворе, на прогулке в детском саду дети сами решают, как они будут играть, играют, а потом сами друг другу или родителям рассказывают о своих успехах, иногда подумав и даже приукрасив свои успехи. Это ли не анализ? Сделаны даже выводы на будущее! Технология работает сама собой.

 

 

Технология «информационное зеркало» - осуществление педагогической работы не через прямые действия воспитателя, а опосредованно, через информацию, поданную в графическо-настенной форме.

Это может быть уголок класса, информационный стенд, стенд какого-либо органа самоуправления, тематическая стенгазета, стенд гласности, анонсы, объявления и т.д. Возможный воспитательный результат – опыт активного отношения к публичной графической информации от возникшей заинтересованности к трансформации, развитию и применению школьниками поданной информации.

Шоу-технологии -осуществление педагогической работы через различные игровые мероприятия при обязательном наличии заготовленного организаторами сценария, делении участников на выступающих (сцену) и зрителей (зал), обязательной соревновательности участников.

Названные особенности – обязательные признаки. Этим признакам соответствуют мероприятия типа телепрограмм «Звездный час», «Зов джунглей», «КВН», «Что? Где? Когда?» и проч. К шоу-технологиям неотносятся: - обычный концерт (нет соревновательности), - классический новогодний праздник (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), - коллективные творческие дела (нет «зала-сцены», сценарий разрабатывают не организаторы, а все участники дела).

Технология групповой проблемной работы это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации, в ходе которой может решаться одна из трех задач: 1 – познавательной, 2 – организационной, 3 – аксиологической.

В первом случае решаются дидактические, учебные задачи. Во втором случае цель проблемной работы – разработка и принятие организационных решений. В третьем варианте цель групповой проблемной работы – прояснение, обсуждение, развитие ценностного содержания. К сфере воспитания относятся прежде всего организационные и ценностно-ориенированные задачи. Общее в них – обращение к слову как средству, - действие педагога в условиях проблемной ситуации, - организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату-продукту. Различие: при организационной задаче приходим к общему решению, мнению группы; решая аксиологическую – получаем результат в виде прояснения, развития личных позиций, мнений и фиксация их сходства и различий.

Структура: 1 – создание или фиксация проблемной ситуации как противоречие между новой задачей и имеющимися в наличии знаниями и способами действия. На эмоциональном уровне – это отражение противоречия в виде недоумения, удивления, любопытства, раздражения, что и фиксирует факт «попадания» человека в проблемную ситуацию»; 2 – превращение проблемной ситуации в проблемную задачу, решение которой станет целью группового проблемного общения; 3 – организация «движения» между индивидуальными, личными мнениями и общим процессом и результатом, т.е. движение к общему решению и прояснение, обострению и взаимодействию позиций участников обсуждения. Итоги: в случае решения организационной проблемы – получение опыта объединения позиций, в решении аксиологической – получение опыта культурного обсуждения.

Технология диалога «педагог - воспитанник» -разговор педагога и ребенка один на один с заранее определенной целью и результатом установления доверительного контакта, установления в процессе общения базовых социальных потребностей школьника в безопасности, в приятии, в уважении.

Главный признак результата – согласие, стремление ребенка общаться с этим педагогом и обсуждать с ним свои дела, проблемы, успехи. Как возможный эффект – возникновение совместных дел школьника и педагога на основе общих интересов, учебная помощь педагога, изменение позиции школьника в его круге общения. Структура: - стадия накопления согласий, - стадия поиска интересов, - стадия приятия особенных качеств, - стадия выяснения «опасных» качеств, стадия совместного анализа, - стадия выбора действий. Общие принципы развития контакта: - этапность сближения, - внимание к признакам готовности и переходу на новую стадию, - стимулирование сближения, - накопление согласий.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.