Схемы расположения полей допусков. Государственный технический университет имени Н. Э. БАУМАНА Кафедра МТ4 Расчётно-графическая работа №1 По дисциплине «Метрология, взаимозаменяемость и стандартизация» Студент: Кожура А.Е. Группа: ИБМ2-42 Вариант: 8 Эскиз: 2 Преподаватель: Скрипка В.Л. Дата предъявления: Дата зачёта: Подпись преподавателя: Москва 2013 Техническое задание: 1. Выбрать посадки для соединений: - внутреннего кольца подшипника с валом (по d); - наружного кольца подшипника с корпусом (по D); - крышки со корпусом (по d1) - распорной втулки (по d2) - вала с зубчатым колесом (по d3) 2. Построить схемы расположения полей допусков для выбранных посадок по d, D, d1,d2.d3. 3. Рассчитать числовые характеристики выбранных посадок и указать их величины на схемах расположения полей допусков. 4. На выданном эскизе задания для всех указанных на сборке соединений проставить условные расположения посадок. 5. Начертить эскизы следующих деталей: - вала - корпуса - распорной втулки - крышки - зубчатого колеса Указать на них размеры с условным обозначением полей допусков и с соответствующими им предельными отклонениями. 6. Выбрать средства контроля деталей соединения по d2. Исходные данные: Класс точности подшипника | | № подшипника | | Расчётная радиальная реакция опоры | Fr = 12 000 Н | Осевая нагрузка на опору | Fa = 5 000 Н | Перегрузка до | 300% | Натяг в сопряжении вал – зубчатое колесо | Nmax = 135 мкм Nmin = 70 мкм | Форма вала | Полый | d1 = D | d2 = d | d3 = d + 10 | | | | | Для подшипника 6-7512 находим размеры по ГОСТ 333-71: d, мм | D, мм | B, мм | r, мм | r1, мм | b, град | | | | 2,5 | 0,8 | 12…160 | По таблице 14 находим отклонение посадочных размеров: D = 110-0,013 d = 60-0,012 Определяем вид нагружения колец подшипника: т.к. радиальная сила, постоянная по направлению, приложена к валу, который вращается, то наружное кольцо имеет местное нагружение, а внутреннее – циркуляционное. 1. Выбор посадок для заданных соединений. 1.1. Выбор посадки внутреннего кольца подшипника с валом (по d). Нагружение циркуляционное. Расчёт интенсивности нагружения:  Определяем коэффициенты: - для перегрузок до 300% по таблице 16 находим К1=1.8 - по таблице 17 находим К2=1.0 - К3=1.0(по условию) Тогда формула (1) примет вид:  По таблице 19 с учётом класса подшипника для Рr=772 Н/мм находим поле допуска вала k6. Строим схему полей допусков посадки Æ60 L6/k6 (см 2.1) 1.2. Выбор посадки наружного кольца подшипника с корпусом (по D). По таблице 15 для колец D=110мм с учётом класса подшипника, принимая во внимание перегрузку до 300%, а корпус разъёмный, находим поле допуска Js7. Строим схему полей допусков посадки Æ110 Js7/l6 (см 2.2) 1.3.Выбор посадки крышки с корпусом (по d1). Для лёгкости сборки крышки с корпусом рекомендуются посадки с зазором невысокой точности. Для унифицированных в ряде отраслей крышек подшипников рекомендованы поля допусков предпочтительного применения: d11 – для глухих крышек; d9 – для крышек с отверстием. В нашем случае следует взять d11. Строим схему полей допусков Æ110 Js7/d11 (см 2.3) 1.4. Выбор посадки распорной втулки (по d2). Посадка распорной втулки с валом должна иметь для лёгкости сборки зазор не менее 20-30 мкм в зависимости от длины втулки. Распорная втулка надевается непосредственно на вал, отклонения которого определены посадкой внутреннего кольца подшипника. При этом для получения необходимого зазора подбирают такое поле допуска отверстия, у которого основное отклонение EI больше, чем верхнее отклонение вала на 20-30 мкм. Учитывая это, выбираем предпочтительное поле допуска E9. Эта комбинированная посадка обеспечивает гарантированный зазор: Smin=EI – es=60 –21=39 мкм. Строим схему полей допусков посадки Æ60 E9/k6. (см 2.4) 1.5. Выбор посадки вала с зубчатым колесом (по d3). Посадочный размер определён заданием и равен d3=d+10=70 мм, предельные функциональные натяги уже определены заданием:  По СТ СЭВ 144-75 подбираем посадку наименьшей точности предпочтительно в системе отверстий, для которой соблюдаются условия:   По таблице 4 для d3=70мм берём ближайшее меньшее значение квалитета: H7. ei≈ITD+NFmin=30+70=100 мкм По таблице 6 для d3=70мм находим ei=87мкм (u). Td= NFmax – ei=135 – 87 = 48 мкм По таблице 4 для d3=70мм берём ближайшее меньшее значение квалитета: u7. Получили посадку Æ70 Н7/u7. (см 2.5) Схемы расположения полей допусков. 2.1. Построение поля допуска внутреннего кольца подшипника с валом (по d). Æ60 L6/k6 +21 +2  -12 2.2. Построение поля допуска наружного кольца подшипника с корпусом (по D). Æ110 Js7/l6  2.3. Построение поля допуска крышки с корпусом (по d1). Æ110 Js7/d11  2.4. Построение поля допуска посадки распорной втулки (по d2). Æ60 E9/k6  2.5. Построение поля допуска вала с зубчатым колесом (по d3). Æ70 Н7/u7. +132 +102 +30  |