Примечание: конспекты в данном виде уже сдавались преподавателю, так что вам придется их слегка изменить :) Конспекты работ по теории литературы (для экзамена по курсу) Примечание: конспекты в данном виде уже сдавались преподавателю, так что вам придется их слегка изменить :) 1. Аристотель "Поэтика" 1) Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом. Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию. 2) Поэты изображают лиц действующих непременно или хорошими. Они представляют людей или лучшими, или худшими, или такими же, как мы. 3) Различие трагедии и комедии состоит в том, что одна предпочитает изображать худших, другая лучших, чем наши современники. 4) Есть еще третье различие в этой области - способ воспроизведения каждого явления (от своего лица, от постороннего, изображая всех героев действующими и проявляющими свою энергию). 5) Тремя чертами - средствами подражания, предметом его и способом подражания - различаются виды творчества. 6) Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные. Во-первых, подражать присуще людям с детства; они отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Во-вторых, подражание всем доставляет удовольствие. 7) Комедия - это воспроизведение худших людей, по не по всей их порочности, а в смешном виде. Смешное - частица безобразного, но без страданий 8) Эпическая поэзия сходна с трагедией (кроме величественного метра) по изображению серьезных характеров, а отличается от нее тем, что имеет простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются длительностью. 9) Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств. В каждой трагедии непременно должно быть шесть составных частей: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия законченного и целого, имеющего определенный объем. Целое - то, что имеет начало, середину и конец. Части должны идти в строгом и стройном порядке. Важна также и длина произведения. 10) Предел величины драмы достаточен, в границах которого при последовательном развитии событий могут происходить по вероятности или по необходимости переходы от несчастья к счастью или от счастья к несчастью. 11) Должно соблюдаться единство действия, но единство действия не есть единство героя. Каждая часть должна быть такова, чтобы ее нельзя было выкинуть, не нарушив тем самым целостности произведения. 12) Задача поэта - говорить не о происшедшем, а о том, что могло бы случиться, о возможном по вероятности или необходимости (в этом и состоит отличие поэта от историка). 13) Поэт - творец фабул. Из фабул одни бывают простые, другие - запутанные, так как именно такими бывают и действия, воспроизведением которых являются фабулы (запутанные те, в которых есть узнавания и/или перипетии, страдания). По объему и месту части трагедии таковы: пролог, эпизодий, эксод, песнь хора, а в ней парод и стасим. 14) Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и важнейшее - чтобы они были благородны. Второе условие - соответствие (характеров действующим лицам). Третье условие - правдоподобие. Четвертое условие - последовательность. 15) Видов трагедии четыре. Лучше всего стараться соединять все эти виды. 16) Во всяком словесном изложении есть следующие части: основной звук, слог, союз, имя, глагол, член, флексия и предложение. 17) Достоинство слога - быть ясным и не низким. Глоссы, метафоры, украшения и другие виды слов сделают слог благородным и возвышенным, а общеупотребительные выражения придадут ему ясность. Мера - общее условие для всех видов слова. Сложные слова более всего подходят к дифирамбам, глоссы - к героическим стихам, метафоры - к ямбам. В героических стихах пригодны все вышеуказанные виды слова, а в ямбах, так как они ближе всего воспроизводят разговорную речь, пригодны те слова, которыми можно пользоваться в разговоре. Таковы общеупотребительные слова, метафоры и украшения. 18) Упреки поэтическим произведениям бывают пяти видов: в том, что изображено невозможное, или невероятное, или нравственно вредное, или противоречивое, или несогласное с правилами поэтики. А опровержения - их двенадцать - должны рассматриваться с определенных точек зрения. 19) Трагедия отличается от эпоса многими преимуществами и еще действием своего искусства, - ведь она должна вызывать не случайное удовольствие, а указанное нами, - то ясно, что трагедия выше эпопеи, так как более достигает своей цели. Аристотель "Риторика" 1) Риторика - учение, способствующее находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой, которая также имеет дело со всеми науками, а не с каким–либо одним определенным родом. 2) Риторика отличается от аналитики и диалектики прежде всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном споре. Но поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство, которое изучается в аналитике, последняя - теоретическая основа риторики. Но в устной речи было трудно пользоваться развернутыми силлогизмами, поэтому вместо них там обращаются к сокращенным силлогизмам или энтимемам. 3) Что касается самого процесса убеждения, то различаются, с одной стороны, способы или приемы убеждения, которые не нами изобретены и называются “нетехническими”, а с другой — технические” методы, которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. К первому роду относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т.п. посылки, на которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях (свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы и даже показания, данные под пыткой). К техническим средствам убеждения относятся как раз эти способы вывода, посредством которых аргументы, т.е. нетехнические способы убеждения связываются с выводимыми из них заключениями (силлогистические умозаключения или силлогизмы). 4) Рекомендуется использовать более гибкие и ослабленные варианты, а именно вместо силлогизмов — энтимемы (сокращенный силлогизм с пропущенной посылкой), а индукции — примеры. 5) Энтимемы должны играть решающую роль в риторике, поскольку они убеждают сильнее, чем примеры. Примерами следует пользоваться в том случае, когда не имеешь доказательства, ибо для того, чтобы убедить, требуется какое–нибудь доказательство; когда же энтимемы есть, то примерами следует пользоваться как свидетельствами, помещая их вслед за энтимемами в виде эпилога 6) Особое внимание обращается на различие между энтимемами двух видов: диалектическими и риторическими, в которых посылки имеют общий, универсальный характер, с одной стороны, и с другой, энтимемами частного характера. 7) Софистическая риторика почти исключительно ограничивается эмоциональной и стилистической сторонами риторики, игнорирует логические основания убеждения, а в ряде случаев сознательно прибегает к софизмам для победы в публичном споре. Но есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательства, — это разум, добродетель и благорасположение. 8) Убедительность речей в огромной степени зависит от людских страстей. Под влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т.п. Страсти часто оказывают решающее влияние на поведение людей, и оратор должен воспользоваться ими для достижения своей цели. 9) С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей. Истинное положение вещей диктует соответствующий стиль речи. |