Совершенствование направлений инвестиционной деятельности Привлечение иностранных инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата и в то же время обеспечение экономической безопасности страны, сохранение и развитие ее научного и технологического потенциала – весьма сложная и комплексная задача. Говоря о привлечении иностранных инвестиций, необходимо иметь в виду, что интересы российского общества и иностранных инвесторов не совпадают. Интересы России направлены на решение следующих базовых положений: 1. Восстановление и обновление производственного потенциала с учетом внедрения новейших технологий. 2. Насыщение потребительского рынка отечественными высококачест-венными и недорогими товарами, проведение политики ограничения импорта. 3. Развитие и осуществление структурной перестройки собственного экспортного потенциала. Перенесение центра тяжести с расширения экспорта сырьевых ресурсов на увеличение вывоза конкурентоспособной трудоемкой и наукоемкой продукции. Интересы иностранных инвесторов: 1. Получение прибыли за счет освоения обширного внутреннего рынка России. 2. Развитие производства на основе богатых природных ресурсов. 3. Использование квалифицированной и дешевой рабочей силы, а также отечественного научно-технического потенциала. В результате перед Россией стоит весьма сложная задача: с одной стороны, необходимо привлекать в страну иностранный капитал, создавая ему определенные стимулы; с другой - требуется система мер экономического регулирования, направленная на реализацию общественных целей государства. Для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему, необходимо решение семи блоков взаимосвязанных задач[15]: - во-первых, обеспечение политической стабильности и социальной стабильности в стране; - во-вторых, формирование благоприятного режима для иностранных инвесторов; - в-третьих, формирование четко определенной государственной концепции и на се основе - государственной экономической и политической стратегии по привлечению зарубежных инвестиций (например, оценка эффективности инвестиционных проектов и с позиции государственных интересов; ликвидация или недопущение необоснованных льгот, но с учетом международного и национального права). Чтобы стимулировать инвестиционный процесс, государство должно защитить международного и национального инвестора от некоторых рисков (например, от политических или страновых рисков); - в-четвертых, создание современной отраслевой структуры. Это необходимо для эффективной конкуренции российских предприятий с зарубежными вертикально- и горизонтально-интегрированными корпорациями и финансовыми группами. К сожалению, на некоторых мировых товарных рынках Россия выступает как сырьевой придаток; - в-пятых, формирование современной и конкурентоспособной деловой и технической инфраструктуры; - в-шестых, образование системы подготовки кадров для обеспечения инвестиционной деятельности (например, в рамках программ бизнес-школ, системы МВА, а также специализированных программ по подготовке менеджеров в области международного инвестирования); - в-седьмых, скоординированная политика по привлечению иностранных инвестиций на федеральном, региональном и местном уровнях. Причем должна быть ликвидирована система регионального налогового демпинга в области импорта зарубежного капитала. При этом необходимо учитывать условия межправительственных и многосторонних соглашений, а также интересы зарубежных инвесторов и российских реципиентов. Ряд проблем, связанных с процессами привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, могут быть эффективно решены за счет концентрации усилий на таких методологических и параметрических маркетинговых приемах, как[16]: 1) комплексное исследование мирового рынка капиталов, его емкости, миграционных потоков и конъюнктурных тенденций; 2) системное исследование собственных потребностей и возможностей привлечения иностранных инвестиций в той или иной форме и определение стратегии рыночного поведения; 3) комплексный анализ окружающей внутренней и внешней среды рынка доступных для российских резидентов капиталов; 4) сравнительная оценка конкурентных позиций России и других стран как объектов иностранного инвестирования; 5) оценка выгод и характера предпринимательских рисков для всех участников процесса международного инвестирования; 6) разработка эффективной системы стимулирования иностранных капиталовложений в российскую экономику; 7) проведение постоянного контроля и анализа маркетинговых решений в конкретных сферах приложения иностранного капитала, организация постоянного мониторинга или отслеживания наиболее эффективных форм работы с иностранными инвесторами. Итак, чтобы привлечь иностранные инвестиции и прекратить отток и бегство отечественных капиталов (преимущественно ссудных) за рубеж (исключение составляет экспорт, как правило, предпринимательского капитала), необходимо решить основную задачу - сформировать благоприятный инвестиционный климат, в том числе условия, способствующие уменьшению перелива отечественного капитала за границу, и механизм его привлечения в экономику России. Осуществление комплекса предлагаемых мер позволит активизировать инвестиционный процесс и получить дополнительные инвестиции для осуществления экономического развития регионов России. Одним из способов привлечения зарубежных инвестиций в экономику страны являются соглашения о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции - соглашение в области недропользо-вания и инвестиционной деятельности, в рамках которого устанавливаются правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления местных (национальных) и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории конкретной страны, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны данной страны[17]. Суть СРП состоит в том, что после подписания этого соглашения иностранные и национальные инвесторы ведут и финансируют геологоразведку, обустройство и эксплуатацию месторождений (добыча полезных ископаемых и других ресурсов), принимая на себя всю ответственность за возможный риск в обмен на указанную в договоре долю от объема извлеченного сырья на этих месторождениях. Причем только в случае обнаружения и добычи полезных ископаемых инвесторы получают свою долю. Соглашение о разделе продукции имеет следующие отличительные черты[18]: 1. Государство, будучи собственником недр, определяет с помощью конкурсной системы или по итогам переговоров компанию, которая выполняет функции подрядчика при разработке месторождения. Эта компания получает исключительное право на поиск, разведку и разработку открытого месторождения, которые она осуществляет за счет собственных средств, принимая на себя все риски. 2. Государство, являющееся собственником недр, и компания-инвестор владеют определенными в СРП долями добытых природных ресурсов. 3. Расходы компании, к которым относятся капиталовложения и текущие затраты, возмещаются за счет части добытой продукции, определяемой условиями СРП. Эта часть называется затратной или компенсационной продукцией. Из оставшейся части определяется доля, называемая прибыльной продукцией, которая также передается компании в качестве вознаграждения. 4. Полученная компанией прибыль подлежит налогообложению. Компания также уплачивает роялти, что является платой за пользование недрами. 5. Капитальное оборудование, применяемое в производственных операциях, переходит в собственность государства с момента его приобретения или постепенно по мере его амортизации. Эффективность инвестиционного проекта представляет собой соотношение полученных результатов и произведённых затрат применительно к интересам его участников. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики осуществляется по трём группам показателей: 1) степени перспективности развития; 2) уровню прибыльности; 3) характеру присущих отрасли инвестиционных рисков. Каждая из отраслей экономики должна иметь свой приоритет с точки зрения вложения средств, с учётом которого и должна строиться эффективная инвестиционная политика государства по их поддержке и развитию. Наибольший интерес у зарубежных инвесторов в России сейчас вызывают следующие отрасли: нефтяная; газовая; электроэнергетическая; алюминиевая; связь; пароходство; цементная; горнодобывающая; химическая; пищевая. Однако, участие иностранного капитала в развитии отраслей, определяющих научно-технический прогресс России, а именно - машиностроения, химии, черной и цветной металлургии крайне невелико, поскольку эти отрасли остаются непривлекательными для иностранных инвесторов по многим причинам как экономического, так и иного порядка. При этом согласно рейтингу событий, влияющих на Российский рынок. Заключение Иностранные инвестиции способствуют развитию национальной экономики. На приток иностранных инвестиций влияют, в основном, два фактора: побудительные мотивы потенциального инвестора и регулирование со стороны государства-импортера. Под побудительными мотивами понимают макропоказатели (инфляция, безработица, экономический рост, экспорт и т.д.) и микропоказатели (анализ деятельности компаний) государства. Кроме того, на приток иностранных инвестиций влияют экономическая и политическая стабильность. Однако слабости и недостаточная стабильность развития России, имеющиеся политические и экономические риски сдерживают возможный приток иностранных инвестиций, которые направляются главным образом в виде кредитов и финансовых инструментов в отрасли добывающей и связанных с ней перерабатывающие производства, а также в форме создания совместных предприятий. Одной из форм привлечения иностранного капитала в экономику России является размещение за рубежом облигационных займов в виде выпуска евробондов, номинированных в ведущих валютах стран мира. Каждая из отраслей экономики должна иметь свой приоритет с точки зрения вложения средств, с учётом которого и должна строиться эффективная инвестиционная политика государства по их поддержке и развитию. Таким образом, привлечение иностранных инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата и в то же время обеспечение экономической безопасности страны, сохранение и развитие ее научного и технологического потенциала – весьма сложная и комплексная задача. Говоря о привлечении иностранных инвестиций, необходимо иметь в виду, что интересы российского общества и иностранных инвесторов не совпадают. Интересы России направлены на решение следующих базовых положений: 1. Восстановление и обновление производственного потенциала с учетом внедрения новейших технологий. 2. Насыщение потребительского рынка отечественными высококачест-венными и недорогими товарами, проведение политики ограничения импорта. 3. Развитие и осуществление структурной перестройки собственного экспортного потенциала. Перенесение центра тяжести с расширения экспорта сырьевых ресурсов на увеличение вывоза конкурентоспособной трудоемкой и наукоемкой продукции. Интересы иностранных инвесторов: 1. Получение прибыли за счет освоения обширного внутреннего рынка России. 2. Развитие производства на основе богатых природных ресурсов. 3. Использование квалифицированной и дешевой рабочей силы, а также отечественного научно-технического потенциала. В результате перед Россией стоит весьма сложная задача: с одной стороны, необходимо привлекать в страну иностранный капитал, создавая ему определенные стимулы; с другой - требуется система мер экономического регулирования, направленная на реализацию общественных целей государства. Итак, чтобы привлечь иностранные инвестиции и прекратить отток и бегство отечественных капиталов (преимущественно ссудных) за рубеж (исключение составляет экспорт, как правило, предпринимательского капитала), необходимо решить основную задачу - сформировать благоприятный инвестиционный климат, в том числе условия, способствующие уменьшению перелива отечественного капитала за границу, и механизм его привлечения в экономику России. |