Семинар 4. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке. Семинар 1. Образование на ранних этапах развития человечества и в античном мире План 1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. 2. Возникновение письменности и школы. Влияние религии на воспитание и школу. 3. Три основные типа школ в древнем Египте: жреческие (храмовые), дворцовые, школы писцов-чиновников. 4. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ в Индии и Китае. 5. Воспитание в Древней Греции (воспитание в Афинах – семья, мусические школы, палестры, гимназии, эфебия, доминирующая роль военно-физического воспитания в Спарте). 6. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. 7. Воспитание и школа в Древнем Риме (воспитание в семье, тривиальные, грамматические, риторские школы). 8. Влияние христианства на развитие школы и педагогической мысли. Литература 1. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с. 2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: Владос, 2003. 3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в. / Под. ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. 4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1981. 5. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965. 6. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во время строительства пирамид. – М., 1971. Семинар 2. Воспитание, образование и педагогическая мысль Средневековья План 1. Система образования: домашнее воспитание, элементарное образование 2. - школы грамоты, среднее образование – частные, церковные и государственные грамматические школы, высшее образование – «Аудиториум»). Интеллектуальные кружки. 3. Основные типы церковных и городских школ средневековья (показать отличие городских школ от других типов школ). 4. Рыцарская система воспитания (в чем заключался идеал рыцарской образованности). 5. Зарождение и развитие университетского образования в Европе (охарактеризуйте роль университетов в развитии просвещения). 6. «Дом радости» Витторино де Фельтре 7. Педагогические взгляды Эразма Ротердамского 8. Педагогические идеи утопистов в сочинениях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. 9. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения. Литература 1. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с. 2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 1994. 3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: Владос, 2003. Семинар 3. Развитие образования и ведущих педагогических идей в истории зарубежной педагогики XVII-XVIII веков. План 1. Цель и задачи воспитания в педагогических теориях Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и Р. Оуэна. 2. Факторы развития личности в педагогических теориях Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и Р. Оуэна. 3. Принцип природосообразности в воспитании (Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега) 4. Проблема соединения обучения с производительным трудом (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Р. Оуэн) 5. Возникновение и развитие научной дидактики (Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег) Педагог | Факторы развития личности | Цели, задачи воспитания | Принцип природосообразности | Место воспитания (семья, школа) | Задачи, содержание, принципы обучения | Формы организации обучения | Трудовое воспитание | Нравственное воспитание | Требования к учителю (воспитателю) | | | | | | | | | | | Литература 1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. Акад. А.И. Пискунова.-3-е изд.,испр.и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 496с. С.243-288. 2. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Акад. Н.Д. Никандрова.- М.: Гардарики, 2007.-4 13с. С.153-159. 3. Латышина, Д. И. История педагогики и образования: учебник / Д.И. Латышина.- М.: Гардарики,2007.-526с. С.52-63,64-68. 4. Хрестоматия по истории педагогики : в 3т. / Под ред. Акад. А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-560с.С.238-240,302-304. Семинар 4. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке. План 1. Социальная педагогика (Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, Пауль Наторп, Эдвард Шпрангер). 2. Концепция «свободного воспитания»: Эллен Кей, Мария Монтессори. 3. Экспериментальная педагогика: Август Вильгельм Лай (педагогика действия), Эрнст Мейман. 4. Педология: Стэнли Холл, Э. Торндайк, А. Бине. 5. Педагогическая концепция Овида Декроли: центры интересов. 6. Трудовая школа: Георг Кершенштейнер (социальная педагогика). 7. Прагматическая педагогика Джона Дьюи. Литература 1. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.; под ред. З.И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. – М: Издательский центр Академия, 2011. – 432 с. 2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М.: Владос, 2003. 3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. 4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в. / Под. ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. 5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1981. |