МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Проблема активности субъекта в философии И.Фихте.





Иоганн Готлиб Фихте Учился в университетах Йены и Лейпцига. Фихте любил повторять: «Каков человек, такова и его философия». Сам он был личностью решительной, бескомпромиссной, самоотверженно служил истине.

До тех пор, пока люди не станут мудрее,—отмечает Фихте—напрасны все их усилия стать счастливее.

Свою философию Фихте называет «учением о науке» и выражает надежду, что это учение превратит философию в «науку всех наук». Вслед за Кантом он заявляет о критической направленности своей философии. Если исходной позицией всей предшествующей философии была сомнительная субстанция, то исходным принципом новой философии должно стать сознание. Сознание гарантирует и свободу, и самостоятельность нашего «Я», способного не к пассивному восприятию мира, а к активному отношению к нему.

В акте самосознания человек освобождается от природной зависимости. В этом акте рождается дух человека, его свобода. Полагание «Я» самим собой есть его «чистая деятельность». Но всякая деятельность предполагает наличие не только ее носителя, но и предмета, ему противостоящего. Отсюда второй принцип учения о науке гласит: «Я» безусловно противополагается некоторым «не-Я». Это «не-Я» выступает как антитезис рядом с тезисом «Я». И Фихте формулирует третий принцип своего учения о диалектическом единстве «Я» и «не-Я».

Немецкий мыслитель заявляет о триаде, где тезису противостоит антитезис, а в их единстве синтез заявляет о себе как новый тезис, более совершенный по сравнению с первоначальным тезисом, ибо второй тезис представляет собой опредмеченное единство первого тезиса и его антитезиса в форме образа продуктивного воображения.

В свою очередь второй тезис предполагает свой антитезис и новое единство — синтез и т. д., где «Я» постоянно заявляет о своей активности и готовности к действию, где продуктивный образ является условием репродуктивной деятельности

Поскольку «Я» выступает как исходное начало, то оно и обретает статус субстанции, воплощая в себе единство конечного и бесконечного, снимая противоположности «Я» и «не-Я», где «не-Я» есть продукт самоопределяющегося «Я».

У Фихте «Я» не эмпирическое, а метафизическое, и это спасает его от солипсизма, согласно которому мир есть продукт воображения, творчества моего «Я».

Фихте продемонстрировал модель диалектического движения мысли «Я», которая опредмечивается, отчуждается и обретает статус «не-Я». Так сложилась еще одна философская система субъективного идеализма.

Человек есть самоцель, он должен определить себя сам, а не сложиться под воздействием внешних обстоятельств. Он сам делает себя, и средством достижения этой цели является культура. К сожалению, констатирует И. Фихте, люди в своем большинстве не созрели для осознания своей свободы и самодеятельности, а посему стремятся к господству, не понимая, что каждый, считающий себя господином, есть раб.

Натурфилософия Шеллинга.

Суть натурфилософии Шеллинга - Шеллинг исходит из лейбницевского противопоставления духа и материи. Опирается на популярное на всем протяжении развития философии Нового времени понимание, что материя пассивна (механистическое понимание природы). Пытается в объектах природы отыскать активное начало. Вслед за Лейбницем полагает, что сущность природы идеальная, а не материальная. Идея - духовная. Опираясь на это, ищет, что же является тем началом в природе, что дает начало природе живой и неживой. Электромагнитное излучение. Исследования Гальвани, которые установили связь между животными и электричеством. Взаимодействие электромагнитных явлений с химическими (Вольта). Магнетизм. Идея развития природы.



Когда подчеркивает активность природных сил, идеализм соединяет с диалектическим подходом к природе. Природа обладает самоактивностью и развивается. Единство природы - есть нечто, объединяющее живую и неживую природу. Это гальванизм, центральное явление всей природы, и живой, и неживой. Заимствует у немецкого биолога Гельмейера идею, что все в природе пронизано противоречием противоположных сил - полюса магнита, щелочь и кислота, индивидуальность восприятий мира одним индивидом и родовая сущность индивидов, мышление и его объект, везде находит единство противоположных деятельных сил. Деятельные силы называются полярностями. Взаимодействие этих противоположных сил объявляется внутренним источником самодвижения в природе. Яркая диалектическая идея.

Борьба противоположностей - внутренний источник любой активности, «подлинная мировая душа» природы. Понятие души с античных времен - принцип активности.

Шеллинг различает неживую и живую природу. Если в результате борьбы противоположностей мы имеем угасание борьбы, равновесие, мы имеем дело с неживой природой. Если борьба разгорается после достижения равновесия, мы имеем дело с живой природой.

Неживая природа -- угасание жизни. Жизнь приобретает идеалистический характер. Все природные процессы он уподобляет органическим процессам, развивая телеологическое понимание природы. Привлекает не только принцип борьбы противоположностей, а и рассматривает природу как развивающуюся. Позиция характеризуется большим удельным весом проблем диалектики.

Проявляется несоответствие позиции Шеллинга наукоучению Фихте. У раннего Фихте человеческое Я - исходный пункт. Шеллинг демонстрирует, что человек появляется на заключительном этапе развития природы и Я не может быть исходным пунктом единства бытия и сознания. Первоначально Шеллинг полагал, что только развивает определенные взгляды Фихте. Пытается синтезировать наукоучение Фихте и свою натурфилософию в книге "Система трансцендентального идеализма".

"Предел независим от Я". Если рефлексии подвергаются обе деятельности одновременно, то возникает нечто третье. Я является исходным пунктом, предметом рефлексии -- "идеализм" по Шеллингу; реальная деятельность становится объектом рефлексии -- реализм, натурфилософия, не-Я. Третье -- синтетическая позиция, триада. Если рефлексии подвергаются одновремнно идеальная и реальная деятельность, возникает трансцендентальный идеализм. Система изложена в 1800 году. Три раздела. Рубрикация указывает на родство этой структуры с кантовской критической позицией. У Шеллинга:

· теоретическая философия

· практическая философия

· философия природных целей и философия искусства.

Соответствует всей архитектонике Канта.

 

В теоретической философии Шеллинг наиболее явно зависит от Фихте. Исходный пункт -- Я, выступает в качестве объекта для самого себя. "Непосредственное тождество субъекта и объекта может существовать лишь… в самосознании". Созерцаемое и созерцающее составляют единство. Процесс противоборства субъективного и объективного. У Фихте тоже так: абсолютное Я создает препятствия для эмпирического Я, эмпирическое Я воспринимает это как объективное и пытается преодолевать. "Философия оказывается источником самосознания, проходит различные эпохи". Их три -- эпохи саморазвития самосознания.

Первая эпоха - от изначального ощущения до продуктивного созерцания.

Аллюзия Фихте - Я должно созерцать, Я противополагает себе не-Я. Должно. Это подчеркивает теоретическое бессилие Фихте и Шеллинга -- они не обосновывают существования чего-то высшего по отношению к Я. Уловка, чтобы уйти от проблемы.

Объект воздействует на эмпирическое Я и является объектом ощущения. Заканчивает тем, что Я возвышается до статуса интеллигенции.

Вторая эпоха - от продуктивного созерцания до рефлексии.

В ее рамках - дедукция категорий. Категории - инструмент рассудочной деятельности. Дедукция категорий - процесс, который совершается реально. Шеллинг говорит об интеллигенции - разумной реальности.

Его ряд категорий опирается на Канта и на Фихте.


1. Пространство (Кант)

2. Время (Кант)

3. Объект (Кант, трансцендентальная аналитика)

4. Субстанция все в третьей группе у Канта

5. Акциденция

6. Причинность

7. Взаимодействие

8. Существование

9.Отношении


Все имеет объективное содержание. Под объективным Шеллинг понимает то, что бессознательно продуцируется сознанием, это сфера бессознательного.

Пространство - объективированное внешнее чувство. Время - объективированное внутреннее чувство. Объект - внешнее чувство, определяемое внутренним чувством. Субстанция - содержание объекта, соответствующее внешнему чувству. Акциденция -- то в объекте, что соответствует внутреннему чувству.

Параллельно дедукции категорий реализуется конструирование природы. Природа - результат самообъективации субъекта, происходящей в результате преодоления все новых препятствий.

Третья эпоха - от рефлексии до абсолютного акта воли.

Становление человеческого самосознания (на это указал Гегель, это поссорило Фихте и Шеллинга). Рефлексия направлена не только на объект и не только на саму себя, но одновременно и на то, и на другое. Возникновение категорий возможности, действительности, необходимости (модальные категории по Канту). Высший акт рефлексии, переход к практической философии.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.