интегративного курса «Окружающий мир» Приложение Б Вопросы к экзамену по дисциплине «Методика преподавания Интегративного курса «Окружающий мир»» Направление 050100.62 «Педагогическое образование» Профиль «Начальное образование» Вопросы к экзамену по дисциплине: Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» 1. Методика преподавания естествознания как педагогическая наука. Методы исследования методики преподавания. Актуальные проблемы методики преподавания. 2. История развития методики преподавания естествознания в 18–21 вв. 3. Цели, задачи и значение изучения предметов образовательного компонента «Окружающий мир». Роль блоков естествознания и обществознания и в системе начального образования. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательный компонент «Окружающий мир» в начальной школе. Взаимосвязь федерального и национально-регионального компонентов естественнонаучного образования. 5. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе. 6. Характеристика направлений и программ по методике преподавания окружающего мира. 7. Принципы отбора учебного материала в курсе «Окружающий мир» и их классификация: общедидактические, частнодидактические, исторические. Последовательность усложнения содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе. 8. Экологическое воспитание на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром 9. Экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура. Роль начальной школы в системе непрерывного экологического образования. Обязательный минимум содержания экологического образования в начальной школе. 10. Изучение краеведческого материала в учебном курсе «Окружающий мир». 11. Методика формирования и развития представлений и понятий у учащихся на уроках окружающего мира. Особенности теории образования понятий в технологии обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 12. Материальное оснащение курса «Естествознание». Классификация материальных средств обучения естествознанию и методика их использования в начальной школе. 13. Общая характеристика средств обучения. Значение материальной базы для обеспечения проведения уроков «Окружающего мира», а также других форм организации учебно-воспитательного процесса. 14. Учебная экологическая тропа, технология создания, своеобразие проведения Средства обучения для учителя и учащихся. 15. Методы преподавания естествознания. Теория методов и их классификация, связь методов с целями и содержанием естественнонаучного образования в школе. 16. Характеристика различных групп методов. Словесные методы обучения. Рассказ, виды рассказа, методические требования к рассказу. Беседа, виды бесед, методические требования к проведению беседы. Учебная дискуссия, методические требования к организации учебных дискуссий.. Основные виды работы с учебником по окружающему миру. 17. Характеристика различных групп методов. Наглядные методы обучения. Методические требования к фронтальной, индивидуальной и групповой демонстрации наглядных пособий. Методические требования к демонстрации учебных фильмов. Методика организации и проведения демонстрационных опытов. Моделирование, подготовка учителя к работе по мо делированию. 18. Характеристика различных групп методов. Практические методы обучения. Наблюдение, основные правила проведения наблюдений, подготовка учителя к проведению наблюдений. Практические работы на уроках естествознания, основные этапы проведения практической работы. Исследовательский эксперимент, подготовка к проведению эксперимента с младшими школьниками. 19. Метод как система методических приемов. Технические, организационные, логические приемы. 20. Понятие организационной формы обучения. Формы преподавания окружающего мира. Сущность и классификация организационных форм преподавания естествознания и их взаимосвязь. 21. Урок – основная форма обучения в школе. Типы уроков по содержанию методов и дидактическим целям. Уроки природоведения. Требования к современному уроку по окружающему миру в начальной школе. 22. Методические формы планирования, виды планирования, подготовка учителя к уроку по окружающему миру. 23. Предметные уроки как особая форма уроков по окружающему миру, требования к ним. 24. Особенности проведения уроков – экскурсий в начальной школе. 25. Экскурсия по окружающему миру. Их определение, классификация и методика проведения. Эколого-природоохранительная направленность экскурсий в природу. 26. Внеурочная работа по окружающему миру. Виды внеурочной работы. Систематические наблюдения (фенологические наблюдения) над сезонными изменениями в природе. 27. Внеклассная форма работы по окружающему миру: индивидуальная, групповая, массовая. Внеклассная работа как одна из форм дополнительного образования в начальной школе. 28. Домашняя работа. Виды домашних заданий. 29. Взаимосвязь форм организации учебной работы по окружающему миру. 30. Формы учета и контроля знаний школьников, их значение, общая характеристика видов и способов контроля. 31. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников. |