Тема 4. Организация современного телевидения и перспективы развития. Раздел 1: Радио Тема 1. История возникновения и становления радио как СМИ. Значение связи в развитии цивилизации: почта и курьерская связь. Скорость передачи, адресность, доступность информации. Совершенствование каналов связи. Оптический телеграф: от Троянской войны до середины XIX в. Электрический телеграф: 1832 г. – Павел Львович Шиллинг – клавишный аппарат; 1838 – Сэмюэл Финли Бриз Морзе – телеграфный код; 1850 – Борис Семенович Якоби – операции телеграфного аппарата с печатными символами; 1876 – Александер Грэхем Белл – патент на телефон. Реализации радиосвязи: 7 мая 1895 – Александр Степанович Попов – публичная демонстрация радиосвязи, 8 марта 1896 – первая радиограмма «Генрих Герц». Декабрь 1901 радиопередача через Атлантику. Гульельмо Маркони (параллельные исследования с Поповым). Основные этапы развития звукозаписи: механический (валик, бобина с проволокой, виниловый диск), фотографический (кинопленка), магнитная (аналоговая и цифровая). Тема 2. Технические средства радиовещания. Физическая природа звука: частота, тон, тембр; интерференция, дифракция, реверберация. Органы речи и слуха, индивидуальность фонетических характеристик. Микрофоны. Типы и диаграммы направленности: угольные, электродинамические, конденсаторные, пьезоэлектрические; круг, восьмерка, кардиоида (суперкардиоида, гиперкардиоида), комбинированные варианты. Устройство магнитофона. Диктофон. Искажения магнитной записи. Монтаж фонограмм. Хранение аудиоданных. Моно- и стереофония. Системы «квадро» и «звук вокруг». Тема 3. Параметры студий и радиовещательного сигнала. Диапазоны радиочастот: длинные волны (АМ-километровые) 1-20 км.,148-408 КГц; средние волны (АМ-гектометровые) 575-187 м., 535-1605 КГц; короткие волны (АМ-декаметровые) 90-11 м., 3,95-26,1 КГц; ультракороткие волны (УКВ-1 и УКВ-2/FM метровые) 4,6-2,8 м., 65,9-108 МГц: УКВ-1 65,9-74 МГц УКВ-2/FM 87,5-108 МГц. Форматы радиовещания: информационное и развлекательное вещание; музыкальные радиостанции. Программирование эфира. Радиодом (внеклассный, 1 и 2 класса). Эфирная радиостудия – 8-25 кв.м.; средняя студия – 60-120 кв.м.; большая – 200-300 кв.м. Контроль качества. Аппаратно-студийный комплекс: монтажная, центральная, трансляционная и вещательная аппаратные; аппаратные подготовки программ и реставрации фонограмм. Вещательный сигнал: динамический диапазон, спектр, варианты искажения. Тема 4. Организация современного радиовещания и перспективы развития. Каналы звукового вещания. Способы доставки радиопрограммы. Радио-релейный ретрансляционный комплекс. Конверсия радиочастот. Цифровое радио. Радиолюбительство. Коммерческое радио. Государственного радиовещания: радиостанция им. Коминтерна; иновещание, радиофикация в СССР, Гостелерадио СССР, «Останкино», ВГТРК, «Радио России». Раздел 2: Телевидение Тема 1. История возникновения и становления телевидения как СМИ. Технические предпосылки возникновения телевидения: камера обскура, фотография (дагерротип), кинематограф. 28 декабря 1895 Братья Люмьеры. Специфика человеческого глаза в области восприятия света и цвета. Механическое (малострочное) телевидение. 1884 – Пауль Нипков – изобретение (диск Нипкова для развертки изображения), 1928 – практическая реализация. Варианты разложения изображения с 30 строк (12,5 кадр/сек) до 180. Технологический тупик. Электронное телевидение. 26 февраля 1888 г. Александр Григорьевич Столетов – явление фотоэффекта. Борис Львович Розинг – электронно-лучевая трубка. Владимир Козьмич Зворыкин – иконоскоп. Дэвид Сарнов – «RCA». Развертка от 100 до 1000 строк. Тема 2. Цветное телевидение. Основные принципы цветного телевидения. 1925 – Ованес Обгарович Адамян – система RGB. NTSC: – 525 строк, кадров в секунду – 30, полей – 60 (точнее, 59.94). SECAM – 625 строк, кадров в секунду – 25, полей – 50. PAL – 625 строк, кадров в секунду – 25, полей – 50. Видеозапись. 1953 – видеомагнитофон RCA; 1956 – видеомагнитофон AMPEX (Александр Михайлович Понятов); 20 февраля 1960 – советский аналог «Кадр-1». Тема 3. Технические средства телевидения. Устройство видеокамеры. Искажения цветовой гаммы. Способы коррекции. Аналоговые форматы видеозаписи: VHS – 240 твл, S-VHS – 400 твл, Video-8 – 240 твл, Hi-8 – 424 твл, линейка Betacam – 550 твл. Цифровые форматы видеозаписи: Digital Betacam, Betacam SX, DVCAM. Монтаж: линейный, нелинейный; последовательный, параллельный, прямая склейка. Спецэффекты. 25 кадр. Тема 4. Организация современного телевидения и перспективы развития. Эфирное, кабельное, спутниковое телевидение. Система дублей («Орбита», «Москва», «Экран»). Передвижная телевизионная станция (ПТС). Телевизионный журналистский комплект (ТЖК). Специфика студийной и оперативной видеосъемки. Архивный фонд, его формирование и использование. Аппаратно-студийный комплекс телецентра: аппаратно-студийные и аппаратно-программные блоки, центральная аппаратная, видеомагнитофонная и телекинопроекционная аппаратная. Перспективы развития: цифровое телевидение, телевидение высокой четкости, объемное телевидение. Литература Вильчек В.М. Под знаком ТВ.- М.: Искусство, 1987 Волынец М.М. Профессия – оператор. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. (Серия «Телевизионный мастер-класс») Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999 Б.Я. Меерзон. Акустические основы звукорежиссуры: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. (Серия «Телевизионный мастер-класс») Радиожурналистика. Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2000 Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001 Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание.– М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Эксмо, 2004 Телевизионная журналистика. Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Изд-во МГУ. Изд-во «Высшая школа», 2002 Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005 Утилова Н.И. Монтаж. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. (Серия «Телевизионный мастер-класс») Цифровые звуковые магнитофоны. И.П. Золотухин, А.А. Изюмов, М.М. Райзман, - Томск: Радио и связь, Томский отдел, 1990 Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации – их аудитория, техника, бизнес, политика. – Тбилиси; Ганатлеба, 1989 Дмитриев Л.А. Тайны искусства. - М.: ИПКР ТВ и РВ, 1994 Журналист. Пресса. Аудитория. / Межвузовский сборник. Выпуск 4 под ред. проф. И.П. Лысаковой, проф. Ю.Н. Солонина. Ленинград. Издат-во Ленинградского ун-та. 1991 Коробейников В.С. Редакция и аудитория. М.: Мысль, 1983 Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995 Саруханов В.А. Азбука телевидения. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003 В.Л. Цвик. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004 Шаповал Ю.Г. Изображение и слово в журналистике. - Львов, 1985 Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. – 2-е изд., доп. – М.: Искусство, 1983 Периодические издания: «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» «Звукорежиссер» «Журналистика и медиарынок» «Журналист» «Искусство кино» |