Законодательные источники курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» Законодательными источниками учебной дисциплины ПО РФ нормативно-правовые акты, регулирующие организацию деятельности судебной системы РФ, прокуратуры, адвокатуры, судебных приставов, органов ФСБ, таможенных органов, органов внутренних дел и другие. Все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Исходя из такого деления они традиционно формируются в следующие группы: 1. Конституция Рф 12 декабря 1993г. 2. Конституции республик в составе РФ и уставы субъектов РФ 3. ФКЗ и ФЗ, принятые в особом порядке органами законодательной власти государства ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят 31 декабря 1996г.)ФЗ «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят 31 мая 2002г.) 4. Иные законы, которые принимаются в субъектах РФ. 5. Указы президента РФ 6. Постановления и распоряжения правительства РФ 7. Ведомственные акты, к ним относятся приказы и распоряжения генерального прокурора РФ, министра юстиции РФ, министра внутренних дел РФ, директора ФСБ. 8. Международные акты, к ним относятся акты, пакты и декларации РФ с другими государствами. Примечание: В случае если возникает противоречие между внутригосударственной нормой и нормой международного права преимущественное значение всегда отдается последней. №3 Понятие правоохранительных органов, их общие черты. Направление правоохранительной деятельности. В законодательстве отсутствует чётко сформулированное понятие ПО. Это понятие сложилось на практике и применяется как обобщающее для характеристики государственных органов и общественных организаций осуществляющих правоохранительную деятельность. ПО РФ представляют собой обособленную группу по профессиональному признаку. В той или иной степени все они в зависимости от поставленных задач имеют право применять меры государственного принуждения. Направления правоохранительной деятельности достаточно разнообразны. Назовём наиболее значимые: 1. Правосудие (осуществляется только судом). Отдельно следует отметить конституционный контроль осуществляемый Конституционным Судом РФ. 2. Прокурорский надзор – это вид деятельности органов прокуратуры, направленный на точное, единообразное соблюдение конституции и исполнение законов. Помимо прокурорского надзора органы прокуратуры участвуют при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде, а также координацию работы ПО. 3. Оперативно-розыскная деятельность – это гласная и не гласная деятельность направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление лиц их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также на розыск лиц пропавших безвести и уклоняющихся от правосудия. Осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел, ФСБ, таможенных органов, гос.-нарко контроля и министерством юстиции. 4. Охрана общественного порядка возлагается на органы внутренних дел и прежде всего на полицию. 5. Дознание – это наиболее упрощённая форма предварительного расследования уголовных дел. Осуществляется дознавателями органов внутренних дел, таможенных органов, главными судебными приставами, органами государственной противопожарной службы МЧС, командирами воинских частей и в некоторых случаях командирами геолого-разведовочных экспедиций, капитанами дальнего плавания и дипломатическими представителями РФ других государств. 6. Предварительное следствие. Осуществляется следователями органов внутренних дел, ФСБ и следственного комитета. 7. Оказание квалифицированной юридической помощи населению. Осуществляется адвокатурой, нотариатом и частными детективными и охранными предприятиями. Таким образом, ПО – это специально уполномоченная группа государственных органов и общественных организаций, осуществляющих на основе закона деятельность по охране прав и свобод, защите законных интересов физических и юридических лиц, защите конституционного строя от любых противоправных посягательств по средствам юридических мер воздействия. №4 Судебная власть в системе разделения властей. Признаки судебной власти. Судебная власть является разновидностью государственной власти, поскольку последняя в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из них самостоятельны. Такой принцип разделения властей действует в каждом правовом демократическом государстве. Взаимное уравновешивание ветвей власти создает благоприятные условия для установления законности и правопорядка. И вполне объясним тот факт, что законы, например, принимает законодательный орган, а судей назначает президент страны. Таким образом, изданный закон как бы отделяется от законодателя и становится обязательным для всех, в том числе для законодательных органов, а судья назначенный исполнительной властью, обретает самостоятельность и независимость от всех, включая орган его назначивший. Судебная власть в РФ обладает следующими признаками: · полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной властей; · подзаконность, в силу которой судья при решении любого дела или вопроса своей компетенции руководствуется только законом. Подзаконность судебной власти проявляется не только во взаимоотношениях с теми, кто попадает в сферу её деятельности, но и в самой судебной системе, т. е. во взаимоотношениях судов и судей; · независимость судов и судей от юридических и физических лиц, включая граждан и должностных лиц, органов государства, общественных объединений и иных субъектов права; · правоприменительный характер деятельности: суд не издает законы и иные нормативные акты, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам; · полнота власти, выражающаяся в широких законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных; · осуществление судебной власти на профессиональной основе судьями, обладающими особым статусом (правовым положением), установленным законом; · исключительность, устраняющая возможность осуществления судебной власти иными органами государственной власти, должностными лицами, гражданами, коммерческими и не коммерческими организациями. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Они составляют основное содержание формы выражения судебной власти и вместе с тем определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, реализуемой судами и судьями. Судебная власть – одна из трёх ветвей государственной власти; она самостоятельна, независима и подзаконна, осуществляется судьями на профессиональной основе путём правоприменения в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в условиях широты её полномочий и исключительной судебной деятельности. №5 Понятия и признаки правосудия. Правосудие – это особая форма государственной деятельности, осуществляемая только судом на основе закона способами указанными в законе, в особой процессуальной форме с возможным применением мер государственного принуждения. I Правосудие осуществляется только судом (в данном случае под судом понимается вся судебная система) В соответствии со ст. 29 УПК в РФ только суд полномочен: 1. признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему необходимую меру наказания; 2. отменить или изменить решение нижестоящего суда; 3. назначить лицу применение принудительных мер медицинского характера; 4. назначить лицу применение принудительных мер воспитательного характера. На до судебной стадии движения уголовного дела только суд полномочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении сроков содержания под стражей, о проведении обыска или выемки в жилищи, о прослушивании и записи телефонных и иных переговоров. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ создание чрезвычайных судов на территории РФ не допускается. II Правосудие осуществляется на основе закона. Правосудие = (обстоятельство конкретного дела + официальное толкование закона)+ закон + личная уверенность судьи в правильности выносимого решения. Закон- это нормативный акт, созданный в особом порядке, специально уполномоченными на то органами законодательной власти государства, обладающий высшей юридической силой. При осуществлении правосудия судья руководствуется нормами материального и нормами процессуального права. Нормы материального права устанавливают вид правонарушения, степень вины участников и возможную меру ответственности. К таким относятся: УК, ГК, кодекс административных правонарушений, налоговый кодекс, семейный кодекс, земельный кодекс, жилищный кодекс и другие законы. Нормы процессуального права регулируют порядок рассмотрения дела в суде. К ним относятся: УПК, ГПК, Арбитражный процессуальный кодекс, частично кодекс административных правонарушений. Однако, при осуществлении правосудия возможны ошибки с точки зрения толкования закона: 1. Судья может применить не надлежащий закон, то есть не соответствующий обстоятельствам конкретного дела. 2. Судья может применить закон, не подлежащий применению, то есть устаревший или не действующий на данной территории. 3. Судья может не правильно истолковать закон. Во всех выше перечисленных случаях приговор или решение будут подлежать безоговорочной отмене. III Правосудие осуществляется только способами указанными в законе. В соответствии со ст.118 Конституции существует 4 способа осуществления правосудия: · Уголовное судопроизводство; · Гражданское судопроизводство; · Административное судопроизводство; · Конституционное судопроизводство; Конституционное судопроизводство. Осуществляется Конституционным Судом РФ и Конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Его содержанием является решение вопроса о соответствии Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, иных законов и не вступивших в законную силу международных договоров. Уголовное судопроизводство. Осуществляется системой судов общей юрисдикции, а именно мировыми судьями, районными судами, областными и соответствующими им судами, гарнизонными и окружными флотскими военными судами, Верховным Судом РФ. Его содержанием является решение вопроса о признании лица виновным или не виновным в совершении преступления и о назначении необходимой меры наказания. Преступление – это виновное, противоправное, общественно-опасное деяние, выраженное в форме действия или бездействия, ответственность за которое предусмотрено УК РФ. Большинство уголовных дел возбуждается следственно-прокурорскими органами, однако, существуют ещё дела частного обвинения, которые возбуждаются непосредственно в суде. Сторонами уголовного судопроизводства являются обвинение и защита. СУД | Защита | Обвинение | защитник | Государственный обвинитель | подсудимый | потерпевший | Законные представители: | Частный защитник | Частный обвинитель | Общественный защитник | Общественный обвинитель | Свидетели | Эксперты | Переводчик | И другие не заинтересованные лица | Итогом рассмотрения уголовного дела в суде является приговор, который вступает в законную силу в течении 10 дней. Гражданское судопроизводство. Осуществляется судами общей юрисдикции и системой арбитражных судов. Его содержанием является решение вопроса об удовлетворении исковых требований полностью или частично, или об отказе удовлетворения исковых требований. Сторонами гражданского судопроизводства является истец и ответчик. Итогом рассмотрения гражданского дела в суде является решение, которое вступает в законную силу в судах общей юрисдикции в течении 10 дней, в арбитражных судах в течении 30 дней. Административное судопроизводство. Осуществляется мировыми судьями, гарнизонными военными судами, арбитражными судами и в некоторых случаях районными судами. Его содержанием является решение вопроса о признании лица виновным или не виновным в совершении административных правонарушений и о назначении административной меры ответственности. IV Правосудие осуществляется в особой процессуальной форме. Процесс – это особый порядок рассмотрения дела в суде. Процессуальная форма регламентируется нормами УПК, ГПК, АПК, и частично кодексом административных правонарушений. Процессуальная форма жестко закрепляет следующие положения: · Стадии судопроизводства · Права и обязанности участников · Порядок предъявления и оценки доказательств · Порядок вынесения судебных актов, способы их обжалования. Процессуальная форма помогает установить истину по делу. Любое нарушение процессуальной формы влечёт за собой безоговорочную отмену приговора или решения. V Правосудие осуществляется на основе применения мер государственного принуждения. Суды это единственные органы государства полномочные применять меры государственного принуждения в полном объёме. В уголовном судопроизводстве мерой государственного принуждения является наказание. Исчерпывающий перечень всех видов наказаний содержит в себе ст. 44 УК. В соответствии с которой в РФ могут быть назначены следующие виды наказаний: · Штраф · Исправительные работы · Обязательные работы · Арест · Лишение права занимать определённые должности и заниматься определёнными видами деятельности · Лишение воинских званий, государственных наград, классных чинов · Ограничения по военной службе · Содержание в дисциплинарной воинской части · Лишение свободы · Пожизненное лишение свободы · Смертная казнь В гражданском судопроизводстве государственное принуждение выражается в обязательном исполнении судебных актов. В обязывании той или иной стороны поступить должным образом указанным в законе. Например: · Взыскание алиментов · Выселение из занимаемого жилого помещения · Восстановление на работе В административном судопроизводстве государственное принуждение выражается в назначении административной меры ответственности. Например: · Штраф · Исправительные работы · Лишение водительских прав · Административный арест №6 Понятие судебной системы РФ. Особенности её построения. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и взаимосвязь. Судебная система РФ учреждена и действует на основе ст. 118 Конституции и на основе ФКЗ «о судебной системе РФ» (от 31 декабря 1996г.) Судебная система – это единая совокупность всех видов судов, построенная с учётом административно-территориального и федеративно-государственного устройства РФ, в которые суды связанны между собой организационными и функциональными связями. Суды входящие в судебную систему РФ с судоустройственной точки зрения делятся а суды федеральные и суды субъектов федерации. По существу это деление судов на суды федерального и суды местного значения. Федеральные суды создаются и действуют на основе федерального законодательства. Она полностью финансируется из федерального бюджета. Суды субъектов же создаются и действуют на основе местного законодательства и хотя бы частично, но финансируются из местного бюджета. В настоящее время к судам субъектов РФ относятся только мировые судьи и Конституционные уставные суды субъектов РФ. Все остальные суды входящие в судебную систему РФ – федеральные. Назовём их: · Конституционный Суд РФ · Верховный Суд РФ · Высший Арбитражный Суд РФ · Верховные Суды республик в составе РФ · Суды областей, краев, автономных округов, автономных областей и городов федерального значения · Районные Суды · Окружные (флотские) военные суды · Гарнизонные военные суды · Федеральные арбитражные суды округов · Апелляционные арбитражные суды · Арбитражные суды субъектов Примечание: арбитражные суды субъектов не смотря на название, как и все остальные арбитражные суды относятся к федеральным судам. Исходя из категории рассматриваемых дел, суды входящие в судебную систему РФ составляют 3 самостоятельные группы: · Суды, осуществляющие конституционное судопроизводство · Суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское и административное судопроизводство · Арбитражные суды, рассматривающие экономические споры и споры вытекающие из индивидуальной предпринимательской деятельности в порядке гражданского и административного судопроизводства. Суды входящие в состав судебной системы связанны между собой организационными и функциональными связями. Критериями таких связей служат понятие судебного звена и судебной инстанции. Звено – это совокупность судов равнозначных территориальных образований, судов обладающих схожей компетенцией, однотипных судов. Это понятие судоустройственное, обуславливающее организационную связь между судами. Иными словами звено – это место суда в судебной системе. Инстанция – это конкретный вид судебной деятельности, судебные полномочия, форма осуществления правосудия. Это понятие судопроизводственное, обуславливающее функциональную связь между судами. В РФ существует 3 судебных инстанции: · Первая · Вторая · Надзорная Первая инстанция осуществляет рассмотрение дела по существу Вторая инстанция бывает 2 видов: · Апелляционная · Кассационная Надзорная инстанция осуществляет проверку законности и обоснованности приговоров и решений, которые уже вступили в законную силу. Примечание: Суды осуществляющие конституционное судопроизводство не связанны между собой, как звенья и как инстанции. №7 Судебная система РФ по действующему законодательству (схема). Суды, осуществляющие конституционное судопроизводство | Суды общей юрисдикции | Арбитражные суды | Конституционный Суд РФ (Санкт – Петербург) | 4) Верховный Суд РФ (Москва) 3) | 4) Высший Арбитражный Суд | Конституционные (уставные) суды субъектов РФ | 3) Областные и соответствующие суды | 2) Окружные (флотские) суды | 3) Федеральные арбитражные суды округов | 2) Районные суды | 1) Гарнизонные суды | 2) апелляционные арбитражные суды | 1) Мировые судьи | 1) арбитражные суды субъектов РФ | № 8 Понятие суда первой инстанции. Под судом первой инстанции понимается первоначальное, в рамках своей компетенции рассмотрения дела по существу, с целью признания лица виновным или не виновным в совершении преступления и назначения необходимой меры наказания или с целью рассмотрения гражданско-правового спора. Судами первой инстанции в РФ являются все суды кроме: · Конституционного Суда РФ; · Конституционных уставных судов; · Арбитражных судов 2 и 3 звена. Рассмотреть уголовное дело по существу, значит пройти следующие стадии судопроизводства: 1) Подготовительная стадия (проверка явки участников судебного процесса, открытие судебного заседания, удаление свидетелей). 2) Судебное следствие (допрос потерпевшего, подсудимого, свидетелей, экспертов, изучение и оценка всех представленных в деле документов). 3) Судебные прения (речи Государственного обвинителя и защитника). 4) Реплики 5) Последнее слово подсудимого 6) Удаление суда в совещательную комнату и постановление приговора 7) Оглашение приговора Т.О. рассмотреть уголовное дело по существу значит: · Пройти все стадии судопроизводства; · Заслушать всех заинтересованных и не заинтересованных лиц; · Изучить все представленные в деле доказательства и на основании этого вынести суждение о виновности или не виновности подсудимого и о назначении необходимой меры наказания. Рассмотреть гражданское дело по существу значит пройти все стадии судопроизводства: 1) Беседа 2) Предварительная стадия ( то же, что и подготовительная в уголовном процессе) 3) Рассмотрение дела по существу 4) Судебные прения 5) Реплики 6) Удаление суда в совещательную комнату и вынесение решения 7) Оглашение решения. Т.О. рассмотреть гражданское дело по существу значит: · Пройти все стадии судопроизводства · Изучить и оценить все представленные в деле доказательства · Заслушать всех заинтересованных и не заинтересованных лиц и на основании этого вынести решение о полном или частичном удовлетворении иска или об отказе в удовлетворении исковых требований. |