Раздел 5. Образовательные технологии Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса. Характерные черты: – диагностическая формулировка целей; – ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей; – оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; – воспроизводимость учебно-воспитательного процесса. На кафедре разрабатывается и внедряется адаптивная технология обучения. Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, с максимальной адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям студентов. Основная сущность технологии заключается в одновременной работе преподавателя по: – управлению самостоятельной работы всех студентов подгруппы; – работе с отдельными студентами – индивидуально; – осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей студентов; – использование интерактивных методов обучения; – максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу. В самой структуре технологии предусмотрена возможность ее этапного внедрения в учебный процесс. Первый этаппроведения занятия. На объяснение нового материала отводится около 70 процентов времени лекционного или семинарского занятия. Затем преподаватель задает студентам вопросы по теме занятия с учетом особенностей выполнения домашнего задания по изучаемому модулю. Далее преподаватель осуществляет индивидуальную проверку студентов, их работу с домашним заданием. На первом этапе подготовки, преподаватель учит всевозможным приемам самостоятельной работы. Кроме обучения, в частности объяснений, преподаватель осуществляет контроль и работает индивидуально. При таком подходе в обучении студенты могут работать в трех режимах: совместно с преподавателем; индивидуально; самостоятельно под его руководством. На втором этапе организуется взаимоконтроль. Студенты обмениваются мнениями друг с другом, оценивают работу свою и своих сокурсников. В адаптивной технологии самостоятельная работа студентов протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий. Индивидуальная работа может быть организована в двух вариантах: первый вариант – студенты приступают к самостоятельной работе, а преподаватель оказывает помощь; второй вариант – начинается взаимоконтроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности. Работа преподавателя ориентирована на помощь студентам в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Во время индивидуального контроля преподаватель оценивает творческую активность и личностные качества студентов. Раздел 6. Методическое обеспечение дисциплины 6.1. Основная учебная литература 1. Парвулюсов Ю.Б., Солдатов В.П., Якушенков Ю.Г. Проектирование оптико-электронных приборов. – М.: Машиностроение. 2002 – 432с. 2. Баранов В.Н., Кокорев Ю.А., Жаров В.А. Расчет точности и обеспечение взаимозаменяемости элементов и узлов приборных устройств. Учебное пособие по курсу ОКП. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. – 84с. 3. Билибин К.И. и др. Конструкторско-технологическое проектирование электронной аппаратуры. Учебник для ВУЗов. /Под общ. ред. В.А.Шахнова. – М.: изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. – 528с. 4. Кокорев Ю.А. и др. Расчет электромеханического привода. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. – 132с. 5. Латыев С.М. Конструирование точных (оптических) приборов. Учебн. Пособие. – СПб.: политехника, 2007. – 579с. 6. Якушенков Ю.Г. Теория и расчет оптико-электронных приборов.Учебник. – Москва: Логос, 2004. – 472с. 6.2. Дополнительная учебная литература 7. Пономарев В.М. и др. Проектирование оптико-электронных приборов. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2003. – 64 с. 8. Баранов В.П., Котов А.Н., Пивоваров В.Н. и др. Конструирование и расчет элементов приборов с применением методов автоматизированного проектирования. Учебное пособие по курсу ОКП. – М.: изд-во МГТУ, 2005. – 64с. 9. Атлас конструкций элементов приборных устройств: Учебное пособие для студентов приборостроительных специальностей ВУЗов. /Под общ. ред. О.Ф.Тищенко. – М.: Машиностроение, 2005. – 116с. 10. Элементы приборных устройств /Курсовое проектирование/: Учебное пособие для ВУЗов. В 2-х ч.: Под ред. О.Ф.Тищенко. – М.: Высшая школа, 2006. – Ч.1. – 328с.; Ч.2. – 232с. 11. Кокорев Ю.А. Способ расчета точностных характеристик деталей и узлов приборов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. – 103с. 12. Кокорев Ю.А., Жаров В.А., Шевцов Ю.Л. Защита приборных устройств от внешних воздействий. Ч.1. Защита приборных устройств от механических воздействий: Учебное пособие. /Под ред. В.Н.Баранова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – 320с. 13. Элементы приборных устройств. Основной курс. Учебное пособие для студентов вузов. В 2-х ч.: под ред. О.Ф.Тищенко. – М.: Высшая школа, 2006. – Ч.1. – 304с.; Ч.2. – 263с. 14. Конструирование приборов. В 2-х кн. /Под ред. В.Краузе; пер. с нем, В.Н.Пальнова; под ред. О.Ф.Тищенко. – М.: Машиностроение, 2005. – 760с. 15. Ключникова Л.В., Ключников В.В. Проектирование оптико-механических приборов. Учебн. Пособие. – СПб.: Политехника, 2006. – 206с. 16. Куркин В.И., Козинцов Б.С. Детали механизмов радиоустройств. Учебн. Пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – 265с. 17. Пивоваров В.Н., Нарыкова Н.И., Климов В.Н. Разработка конструкторской документации при курсовом проектировании. Учебн. пособие по курсам «Основы конструирования приборов. Проектирование оптико-электронных приборов». – М.: Изд-во МГТУ, 2006. – 60с. |