ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Связь методики преподавания естествознания с другими науками Предмет и задачи методики преподавания естествознания Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала. Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе. Естествознание – это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое. В широком смысле понятие «природа» определяется философией как все сущее, весь мир в многообразии его форм. В более узком смысле природа – это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания Естествознание как учебный предмет тесно связан с науками о природе, но между школьным предметом и естественными науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения. Цель естественных наук – исследовательским путем получать новые данные о природе. В отличии от них методика изучает не закономерности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе. Цель учебного предмета – сообщать учащимся элементарные сведения о добытых наукой фактах и закономерностях, вырабатывать простейшие навыки исследовательской работы. При этом информация тщательно отбирается с учетом возрастных особенностей школьников. Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе и учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала. Методика преподавания естествознания – это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.Методика призвана решать важные задачи:– правильно выделить цели начального естественно-научного образования;– определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;– разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;– выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания. Связь методики преподавания естествознания с другими науками Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о которых говорилось выше. Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Философские идеи определяют направление научного поиска. Это объясняется самой сущностью философии, которая осмысливает место человека в окружающем его мире. Процесс обучения подчиняется основным диалектическим законам:– закону перехода количества в качество; – закону единства и борьбы противоположностей;– закону отрицания отрицания. Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, которой являются противоречия между потребностями общества и уровнем развития системы образования. Любые методические наработки, полученные экспериментальным путем, должны получить философское обоснование. Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой. Педагогика обогащает методику знаниями из дидактики и теории воспитания. Дидактика разрабатывает теоретические основы обучения. Она выделяет принципы, методы, средства и формы обучения общие для всех школьных предметов. Нельзя строить теорию методики в отрыве от общих теорий обучения и воспитания. Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодействие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. На каждом этапе развития общества перед всеми существующими науками встают определенные нерешенные проблемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания естествознания стоят следующие актуальные проблемы:– определение обязательного минимума знаний, умений и навыков, входящих в содержание образовательной области «Естествознание» Государственного образовательного стандарта;– выделение федеральной и национально-региональной составляющей начального естественнонаучного образования по годам обучения;– выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания курса естествознания в начальной школе;– разработка эффективных механизмов интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний;– издание учебно-методических комплектов, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром; 3. По уставу 1804 г. преподавание естествознания было введено во 2 классах малых народных училищ. Постепенно внедряется в естественно-научное образование начала ХIХ в. описательно-систематического направления, основанного на идеях шведского ученого-натуралиста Карла Линнея. Для него было характерным включение в учебники естествознания целых глав из «Системы природы» К. Линнея без их методической обработки. В 1821 г. в школах появился учебник «Три ботаника», написанный филологом, директором департамента народного просвещения И. И. Мартыновым. Его идеей было познакомить учащихся с тремя системами классификации растений. От школьников требовалось механическое запоминание непонятных названий неизвестных им растений. На уроках учитель спрашивал зазубренный текст. В начале XIX века во все средние учебные заведения было введено преподавание географии по учебникам Е. Ф. Зябловского, содержащих достоверные данные, но перегруженных фактическим материалом. В противовес систематике и морфологии К. Линнея во второй половине XIX в. в России стало популяризоваться биологическое направление, ставшее впоследствии фундаментом экологии. Российское биологическое направление (или метод) было обосновано в работах профессора Московского университета К. Ф. Рулье, который предложил изучать жизнь во всех ее проявлениях. Он заявлял: «Полагаем задачею, достойною первого из первых ученых обществ, назначить следующую тему для ученого труда первейших ученых исследовать три вершка ближайшего к исследователю болота относительно растений и животных, и исследовать их в постепенном взаимном развитии организации и образа жизни посреди определенных условий» Развитие методики естествознания во второй половине XIX в. связано с именем Александра Яковлевича Герда (1841–1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку. А. Я. Герд видел основу успешного преподавания естествознания в чувственном познании, «живом созерцании», строившемся на изучении природы своего края во время экскурсий. К формам обучения естествознанию А. Я. Герд добавил и разработал методику проведения практических занятий на предметных уроках в классе, базовым материалом для которых служила местная природа. В 1883 г. Гердом было издано для учителей методическое пособие «Предметные уроки в начальной школе», в котором он предложил методику проведения наблюдений и опытов на уроках естествознания. А. Я. Герд считал, что главная задача учителя – проводить на уроках грамотные объяснения, а дети, наблюдая природные объекты и проводя с ними опыты, будут учиться описывать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы. А. Я. Герд требовал от учителя регулярного составления конспектов уроков и сам разработал методическое руководство для учителей «Первые уроки минералогии». Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета. 4. Зарождение методики преподавания естествознания связано с именем Василия Федоровича Зуева (1754–1794). В. Ф. Зуев 6 лет посвятил изучению природы Сибири, участвуя в экспедиции под руководством П. С. Палласа. После возвращения из экспедиции ученый начал преподавать в учительской семинарии. Именно ему было поручено написать первый российский учебник по естественной истории. В 1786 году был напечатан без указания фамилии учебник в двух книгах. Он назывался «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи…». Учебник состоял из 2-х частей. В первой части изучались «ископаемое царство» (минералы и горные породы) и «прозябаемое царство» («прозябение» – растение); во второй – «животное царство» (сюда же включалось описание человеческого тела). Таким образом, В. Ф. Зуевым была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого – к живому». В. Ф. Зуев издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части книги. В. Ф. Зуев издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части книги. Рисунки животных размером со страницу учебника во время урока раздавались учащимся. 5.В 1901 г. в гимназиях действовала программа, составленная профессором лесного института, знаменитым натуралистом Д. Н. Кайгородовым. Задачу школы он видел в том, чтобы «…научить своих питомцев ведать природу, а ведать природу – это значит: уметь сознательно воспринимать впечатления от предметов и явлений окружающей природы… В основу его программы было заложено изучение природы «по общежитиям» (лес, луг, поле, степь, сад, пруд, река, болото и др.) тех или других растений и животных, с их разнообразными взаимодействиями друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берег, дно) и в связи с временами года. Точка зрения Д. Н. Кайгородова на содержание образования была принята далеко не всеми педагогами естественниками. В педагогических журналах публиковались статьи, резко критикующие методические взгляды Кайгородова. Программа Кайгородова просуществовала всего один год, но труды ученого послужили толчком к развитию экскурсионного дела. Следует отметить заслугу педагога и в развитии методики проведения фенологических наблюдений. 6. Огромное влияние на развитие этого направления в обучении младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870). К. Д. Ушинский считал природу одним из «могущественных агентов воспитания человека», а естественную историю – предметом, самым «удобным для приучения детского ума к логичности». Великий педагог писал: «У детей есть общее безотчетное и естественное стремление к природе, и они с любовью занимаются наблюдениями над окружающими их предметами, вследствие этого у них появляется множество вопросов, которые могут быть решены только на основании начал наук». Это доказывает, что «первоначальное умственное образование должно начинаться с изучения естественных наук» Под влиянием идей К. Д. Ушинского в России стали появляться новые учебники естествознания и географии, основанные на принципе «отечествоведения» (современного краеведения). 7. В 1958 году в начальных школах был введен новый учебный предмет «природоведение», объединивший сведения из курсов естествознания и географии. При составлении первых программ по природоведению ставились задачи: усилить связь обучения с жизнью, больше внимания уделять вопросам современности и краеведения, устранить перегрузку учащихся. Природоведение изучалось только в 4 классе по 3 ч в неделю. В основу курса был положен краеведческий материал. Большое внимание уделялось практическим работам и экскурсиям. М. Н. Скаткин создал серию наглядных пособий к курсу природоведения и методические руководства к ним. Много внимания он уделял методике внеклассной работы по природоведению. Профессор Боровицкий предлагал в 1–3 классах дать учащимся элементарные сведения о растениях и животных и о некоторых явлениях живой природы. В 4 классе познакомить с природоведческим курсом неживой природы. В 5 классе расширить курс природоведения, отделив его от географии. Изучение биологии предлагалось начать с 6 класса. Ученый предупреждал, что содержание курсов природоведения и биологии нельзя подчинять только утилитарным. 8. К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Беседа. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников. В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности учеников беседы, в ходе которых они под руководством учителя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи. 9. 2.Интегрированный курс, разработанный О. Т. Поглазовой и В. Д. Шилиным, называется «Окружающий мир». Он входит в современную систему учебных курсов «Гармония». Программы курса направлены на воспитание личности, ориентированной на общечеловеческие, гуманистические ценности. Нацеленный на разностороннее развитие личности ребенка, он реализует задачи последовательного формирования у учащихся целостной естественно-научной картины мира и воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле. Данный курс направлен на обновление содержания и методов преподавания естествознания в направлении интеграции, гуманизации и экологизации знаний. Изучение окружающего мира формирует мировоззрение ребенка по трем стержневым линиям:– окружающий мир многогранен, интересен и постоянно изменяется, поэтому необходимо познавать его;– богатый опыт предков может пригодиться в жизни – значит его надо уважать и изучать;– природа ранима, поэтому надо беречь ее красоту и гармонию. Панорама окружающего мира и его отдельные закономерности раскрываются перед учениками последовательно: сначала через красоту и многообразие объектов природы и рукотворного мира (1, 2 класс); затем через рассмотрение закономерных сезонных изменений и фундаментальных взаимосвязей и взаимопревращений (круговоротов) в неживой природе, а также жизненных циклов цветковых растений и некоторых групп животных (3 класс) и через начальное знакомство учащихся с устройством организма человека и условиями обеспечения его здоровья. Полученные ранее знания об отдельных объектах природы включаются в общую картину жизни на планете Земля. Детям также предстоит осознать место своего родного края на планете, его общность со всем миром (4 класс). 1.Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании. Учителю необходимо также познакомиться с программами и учебниками по смежным предметам и по своему предмету в младших и старших классах. Перед началом учебного года учитель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отводимых учебным планом на изучение данного предмета, и расписания учебных занятий. Планирование урока включает три основных этапа: 1. Определение задач урока и подготовка материала.2.Планирование начала урока. 3.Планирование основной части урока и его заключения. Требования, предъявляемые к учителю при планировании:1.владение конструктивно-планирующими умениями; 2.знание целей и задач обучения, сформулированных в программе; 3.знание УМК и методической концепции авторов; 4.знание условий обучения и возрастных особенностей, психологических закономерностей и основных этапов формирования речевых навыков и умений; 5. учет уровня владения иностранным языком учащимися данного класса, их отношения к иностранному языку, знание уровня их общего развития.Тематическийплан - план цикла уроков по одной теме-проблеме, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования навыков и умений, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения. Тематический план составляется предметным объединением для параллели и рассчитан на серию уроков, объединенных одной темой. Он предусматривает усвоение конкретного объема лексического и грамматического материала, формирование и развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности. Задача тематического планирования — определение промежуточных целей обучения, объема изучаемого материала, последовательности его усвоения в рамках темы или раздела. Тематический план помогает учителю контролировать своевременное прохождение учебной программы. Тематическое планирование не раскрывает конкретного содержания каждого урока, в нем не отражена последовательность работы над материалом на каждом уроке, деятельность учителя по его предъявлению и управление деятельностью учащихся, не указаны объекты учета и контроля. Поурочный план составляется для каждого урока и является рабочим документом учителя. Выделяют следующие компоненты плана урока:— определение целей урока;— постановка задач урока; обращается внимание на необходимость четких формулировок;— используемые материалы и оснащение урока; — планирование хода урока, то есть последовательность используемых упражнений и коммуникативных заданий, а также планирование режима работы, в котором эти задания будут выполняться; — контроль усвоенного материала, оценка проведенного урока и постановка целей на будущее;— дополнительная работа, которая не всегда имеет форму домашнего задания. 10.Методы обучения — это способы передачи учащимся знаний и умений, в современной трактовке — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. В современной общей и частной дидактике существует различные подходы к классификации методов обучения. В зависимости от источника получения знаний: а) словесные(рассказ, беседа…) б)наглядные(демонстрация) в)практические(моделирование, упраж, исслед). По характеру стимулирования, организации и контроля учебной деят-ти различают методы стимулирования и осуществления учебно-познавательной деятельности(словес, нагляд, практич, дедутив, индуктив, репродуктив, поисковые). Стимулирования и мотивация.(игры и диспуты). Контроля и самоконтроля (устные и письменные работы)(Бабанский). В зависимости от характера познавательной деят-ти учащихся: 1обяснительно-иллюстративные, 2репродуктивные, 3проблемного изложения, 4частично-поисковые, 5исследовательские(Лернер, Скаткин). В зависимости от характера способа получения инф. Их объединяют в группы: репродуктивные(1и2), промежуточные(3) и продуктивные(4и5)(Данилов,Скаткин) 11. 2.В основе построения курса лежит принцип «позитивного педоцентризма», т. е. отбираются знания, наиболее важные для детей этого возраста. Особенностью программы является включение сведений, способствующих познанию ребенком самого себя, расширяющих представление о психической природе человека. Авторы считают, что педоцентрический принцип предоставляет возможность каждому школьнику удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Программы курса «Окружающий мир» построены и с учетом принципа экологизации предмета. Этот принцип реализуется через формирование у младших школьников умения предвидеть последствия своего воздействия на природу и социальную среду. Изучение программных тем проходит в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, окружающих ребенка. Ведущую роль в построении курса играет краеведческий принцип обучения, который обязывает учителя при ознакомлении с окружающим миром использовать чувственный опыт детей, накопленный во время прогулок и экскурсий в ближайшее природное и социальное окружение. При организации обучения детей усиливается роль занятий, проходящих вне класса (в парке, на пришкольном участке, в учреждении культуры, музее и пр.). Уроки в классе обобщают и систематизируют знания детей, полученные чувственным путем. Обязательной структурной единицей таких уроков является игра (предпочтительно, ролевая). В программах «Окружающий мир» представлены следующие ведущие содержательные линии: человек как биологическое существо; человек и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны. По мнению авторов такое построение курса подготавливает младших школьников к изучению базовых предметов в основной школе. 1.Словесные методы включают в себя не только слово и речь учителя, но слово и речь школьника, поэтому они тесно взаимосвязаны между собой. Например, беседа — это диалог учителя с учащимися. Рассказ может быть как учителя, так и учащегося. Словесные методы применяются с целью развития познавательной активности и логического мышления школьников и усвоения ими готовой информации, излагаемой учителем. При помощи слова создаются и реализуются проблемные ситуации на уроках. Основной сложностью при применении словесных методов является организация учащихся. Внимание детей I—IV классов наиболее эффективно в течение 3—5 мин, а затем оно ослабевает и понемногу рассеивается. Поэтому следует заранее готовить к уроку соответствующие наглядные пособия и продумывать методические приемы, активизирующие познавательные возможности учащихся. Предварительная работа: 1)определение цели и тематики 2)сбор информ. из различных первоисточников, проверка 3) подбор отрывков из литры 4) продумывание зрительного ряда 5)запись плана рассказа 6) составление плана конспекта. Строение рассказа: 1)создание проблемной ситуации(завязки) 2)раскрытие основного содержания(кульминационный момент) 3) разрешение проблемы(развязка) 12.В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Экологическая культура как качество личности, компонентами которой являются: — интерес к природе и проблемам ее охраны; — знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; — нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; — экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде; — мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении. Как правило, в работе по экологическому обучению и воспитанию младших школьников использовались такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках — беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры; а во внеклассной работе — утренники, праздники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта работы, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время методика экологического образования и воспитания значительно обогатилась новыми приемами, методами, формами работы. 13.Наблюдениепредставляет собой целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения, происходящие в природных объектах. Наблюдение нацелено на расширение у детей представлений о мире, выработку позитивной системы ценностей и установок по отношению к природе, на развитие воображения и эстетического восприятия окружающего, понимание собственных сложных взаимосвязей с природой и на воспитание экологической этики. Именно на этой основе формируются понятия, практические умения и навыки. Содержание наблюдений определяется учебными программами и зависит от местных факторов (особенностей природы), однако существует обязательный, общий для всех курсов минимум, который включает наблюдения за основными природными объектами: а) Солнцем ; 6) погодой в) формами поверхности и их изменением, полезными ископаемыми (сбор коллекций), динамикой растительности в зависимости от форм рельефа; г) почвенным покровом изготовление макетов и коллекций почв, исследование водопроницаемости, сравнение почв разного состава); д) водоемами (чистота, посезонное колебание уровня воды, исследование источников питания водоемов, некоторых свойств грунтовых вод, измерение степени загрязнения воды); растениями и животными е) экологическим состоянием различных объектов и территорий (данная работа по мониторингу окружающей среды обязательно должна дополняться другими видами, например моделированием). В целом различают следующие формы организации наблюдений в природе в начальных классах — по месту осуществления: урочная, экскурсионная, домашняя, внеклассная (в уголке живой природы, на опытном участке) и т.д. 14.Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук (1867–1918). В 1902 г. он издал учебник «Начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания». Ученый разделял мысли А. Я. Герда о том, что в младших классах дети должны получать знания о природе как едином целом. При этом основное внимание должно уделяться принципам доступности и наглядности. Ведущими методами обучения Л. С. Севрук считал беседу и рассказ, тесно связанные с наглядными методами обучения, под которыми понимал и проведение опытов самими учащимися. В то время это было единственное методическое руководство по курсу естествознания, в котором сохранялось правило «от неживого к живому». 15.Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика. Диапозитивы — цветные или черно-белые фотографии на пленке, реже на стекле. Изображение объектов природы на фото передается без искажений. Это дает возможность формировать правильные и полные представления об объектах природы. Немаловажное значение имеет форма организации материала — диапозитивные кадры не связаны жестко между собой, хотя их объединяет тема, например, «Растения и животные луга», «Осень». Использовать диапозитивы можно на любом этапе урока — при изучении нового материала, при закреплении, обобщении, при проверке знаний. Диапозитивный фильм, или диафильм, — это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями — с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров). Транспаранты для графопроектора также относятся к статическим средствам обучения. Однако эта статичность в значительной мере условна. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Дети становятся свидетелями развивающегося процесса, могут обсудить каждый новый этап в ходе подачи учебного материала. Эта возможность показать явление или процесс в развитии выгодно отличает транспаранты от обычной картины или таблицы, где изображен конечный результат процесса или явления. 16. Основную форму внеклассной работы составляет организация кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Вторая нацелена на формирование целостного образа мира преждевременна, поскольку еще необходимо ознакомить их со всем спектром объектов и явлений естественной и искусственной природы. Необходимость проведения кружковой работы обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Ее цели шире, она позволяет углублять и применять на практике знания предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. Она организуется во внеурочное время и ее содержание не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходит за ее приделы и определяется в основном интересами учащихся. 15-20 человек одного возраста(или разного) с близким уровнем подготовки и интересами. В кружках занятия выстраиваются наиболее планово, многообразно и целенаправленно, что нередко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы. Планирование занятий кружка проводится преподавателем вместе с активом с учетом программного материала. склонностей и возможностей школы, а распределение организационных ролей - на общем собрании всех членов(выбор командира ведущего, дежурного и тд). Начинать работу юннатов нужно с наблюдением природы просмотров каких то диафильмов, прочтения художественной литературы природоведенческого характера. потом организация экскурсий. наблюдения за живой природой и тд. В начальной школе данный вид работы традиционно может выполняться не только учителями. 17. Использование занимательного материала на уроках ознакомления помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, снимает утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, загадки. Большой интерес на уроках вызывает прослушивание и разбор « подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывает любовь к живому, вызывает желание помогать растениям, животным. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении. Разобрав с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливаем основной фактор, который повлиял на эти изменения. Этот фактор – температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных. 18. Формами экологического воспитания и развития младших школьников могут быть: уроки ознакомления с окружающим миром, уроки литературного чтения, уроки музыки и изобразительного искусства, уроки математики, викторины, конкурсы, экскурсии, праздники, экологические проекты, занятия экологического кружка. На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные. К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке. К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум. Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка. Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала. Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы. Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности. 19. Виды: 1) текущий 2) технический (по каждой крупной теме) 3) итоговый 4) инспекторский (контрольные работы из РОНО). Методы систематического учета ЗУН: 1) устный опрос (индивидуальный - связанный рассказ ребенка как ответ на вопросы учителя. методика Клепининой , фронтальный- беседа-полилог с использованием элементов провокаций и четко разработанной системой вопросов). 2)фиксированное повторение - письменный опрос(5-10мин)(фронтальный - по вариантам, индивидуальный - по заранее составленным карточкам) 3) комбинированный - работа с приборами, лабораторным оборудованиям, предполагающая сочетание предыдущих видов опросов. В процессе оценивания могут быть использованы след виды проверочных заданий: 1) задания на проверку умения оценивать правильность ранее усвоенной информации при ее повторном предъявлении в виде готовых решений и их вариантов - тесты: - на опознание изученных объектов(да, нет) - на различенние изученных объектов (1, 2,3,4) - учтановление последовательности явлений 2) задания на проверку умений воспроизводить информ по памяти: - на подстановку пропусков в тексте - реконструирующие вопроизведение и индефикация объектов по их характеристике, восполнение недостающих данних - на установление тсьтнности утверждения - конструктивные(как определить расстояние...) - типовые задачи (какую пользу приносят...) - личностно-ориентированные (назови источники) 3)задания на умение использовать полученную инф. 4)задания на проверку умений применять знания, 5) задания на проверку умений проводить учебное исследование 6)задания комбинированные(репродуктивно-творческие) 20) Для систематизации знаний учащимися, закрепления наиболее важных положений, установления связей между понятиями раздела, курса используются обобщенные уроки. Различают обобщающие уроки - по теме, - разделу, - курсу в целом. На данном уроке преобладает беседа репродуктивного характера(обычно материл строится в соответствии с логикой усложнения). Структура: 1) сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности. 2)воспроизведение и корректировка опорных знаний(с использованием наглядных пособий, моделей).(2-3мин) 3)повторение и анализ основных фактов и явлений(применение видеоносителей. сравнит таблиц) 4)повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний(30мин) 5)подведение итогов. домаш зад. Цель обобщающих уроков - выявление системы знаний детей по предмету разделу, теме(10мин). На данном уроке используются различные методы и приемы: а) построение вместе со всем классом конкретной системы знаний с четким обозначением причинно-следственной связи. б)использование метода провокаций - предлагается готовая модель, где нужно исправить не правильное. в)проведение викторины, в кот должны быть включены вопросы на установление причинно-следственных связей. г) подготовка уроков-утренников(акцент на групповую и индивидуальную работу). д)коррекция и дополнение модели вводного занятия. 21)Одной из сугубо естествоведческих разновидностей занятий является предметный урок(Ушинский обоснований Гердом). Его особенность, то что источником знаний является практическая деятельность самих учащихся и проведение его направлено на формирование определенных практических умений и творческих исследовательских навыков. По характеру:-опытные, - предметно-практические. Структура: 1) актуализация опорных знаний и практического опыта школьника. 2) сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности детей. 3) инструктаж: обсуждение задания с классом, разяснение этапов работы. 4) самостоятельное коллективное исполнение задания, параллелное консультирование учителем. 5)обсуждение и оценка полученных членами рабочих групп, классом результатов, отчет учащихся о выполненных заданиях. 6)введение полученных данных в систему имеющихся знаний о природе. 7)подведение итогов урока. 8)домашнее задание. Отличительными особенностями предметных уроков являются оперативная обратная связь, возможность 22) Экскурсии в природу — классическая форма изучения окружающей среды. В настоящее время все авторы программ по природоведению, естествознанию указывают, что на любой экскурсии в природу, наряду с другими целями, решаются задачи экологического характера. Так, на сезонных экскурсиях дети не только наблюдают за изменениями в жизни растений и животных в данное время года, но и выявляют причины этих изменений. Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Работа на «экологической тропе» имеет не только информативный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке растений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатывают и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и проводить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, прогнозировать последствия деятельности человека, оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней. Полевые практикумы как форма экологического образования также недавно стали использоваться в начальной школе. Их цель — закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка ее состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению ее состояния. Экскурсии по изучению родного края. Цель данной экскурсии – закрепление знаний об особенностях рельефа своей местности, о слагающих его породах. Ход экскурсии. Перед экскурчией учитель сообщает тему, задачи экскурсии, основные сведения о поверхности района экскурсии, о проблемах охраны природы и рациональном использовании. Остановка у холма. Содержание работы: ориентирование по компасу или ручным часам повторение: «холм и его части» практическая работа: «описания обнажения», «определение крутизны склона с помощью эклиметра» понатие об относительной и абсолютной высоте и о горизонталях практическая работа: «обозначение горизонталей на местности» Работа начинается с обозначения точки своего стояния на плане. Определяются стороны горизонта с помощью компаса или ручных часов.. 1.Для ориентирования по ручным часам необходимо: -часы расположить на планшете -не переводя часовую стрелку, направить ее на солнце -первую палочку приложить к цифре 1 на циферблате так, чтобы она образовала угол между часовой стрелкой и цифрой 1 -второй палочкой поделите образовавшийся угол пополам До полудня (13 часов) берется угол между часовой стрелкой и цифрой 1 После полудня берется угол между стрелкой и цифрой 1 Верхний конец второй палочки будет показывать на юг, нижний конец – на север. -нанесите на планшет направление «север-юг» 2.Перед началом съемок холма, учитель задает вопросы: Назовите части холма Что находится на вершине холма? Покажите подошву холма, склоны. 3. Если на скалет есть обнажения, учитель предлагает сделать его описание по плану Место нахождения (река, овраг,холм и т.д.) Характеристика обнажения. Указать,что это скала,обрыв и т.д. Размер обнажения: Определить шагами протяженность по падошве Определить рулеткой высоту от вершины до подошвы Все данные записать в таблицу. 23) Уголок живой природы — это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с I класса. Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе. Важно, чтобы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке выращивались растения, занесенные в Красную книгу, и главным образом те, которые подлежат охране в данной местности. Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках природоведения. 24) структурной единицей любого метода является методический прием, применяемы с целью усиления возможностей определенного метода обучения ,т е конкретно проявление метода в операциях. Т.о. методические приемы - отдельные действия учителя и учащихся, направленные на овладение логико-прикладными умениями. Существуют 2 группы: по дидактической задаче - приемы обучения, содержащие: а) знания и обозначающие характер действия б) знания как результат выполненной учителем системы действий в) действия учителя и вызывающие у детей реакцию, но не предусматривающие выполнение ими каких-либо заданий (Данилов). По характеру деятельности учителя и учащихся: а) логические (сравнение, выводы, обобщение, классификация) ,б) организационные -привлечение внимания детей, организация из восприятия(составление плана показ), в) технические(оборудование и материал)(Верзилин) 25)Внеклассная работа — форма, разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности. Внеклассная работа по природоведению позволяет удовлетворять разнообразные интересы и запросы учащихся при изучении природы; проходить она должна под непосредственным руководством учителя. Лишь в этом случае она превращается в целенаправленную и позволяет решать комплекс учебно-воспитательных задач, стоящих перед школьным курсом природоведения. По своему содержанию, форме организации и методам проведения внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые, массовые и полевой экологический практикум виды внеклассной работы. Индивидуальная внеклассная работа по природоведению включает в себя конкретные задания отдельным учащимся, проявляющим особый интерес к природе. Групповая внеклассная работа по природоведению объединяет в себя учащихся со сходными интересами и склонностями. Массовая внеклассная работа по природоведению позволяет привлечь к участию, в работе практически всех учащихся начальных классов. ПЭП разновидность индивидуально-групповой формы обучения естествознанию, предполагающий ознакомление с приемами и методами работы в полевых условиях и обычно проводимый в 4 классе 26) Опыт — способ изучения объектов и явлений природы, состоящий как в их искусственном воспроизведении (при невозможности наглядной фиксации в естественных условиях), так и в теоретико-практическом преобразовании условий протекания с целью доказательства определенного предположения. То есть «наблюдение соблюдает то, что ему предлагает природа, опыт берет у природы то, что он хочет».Классификация: 1)по времени проведения: краткие (на уроках), длительные (дома, во внеурочной работе — на учебно-опытном участке, в течение недели, года);2)по месту в учебном процессе: урочные и внеурочные; 3)по дидактической цели: для создания проблемных ситуаций на уроке, в ходе контроля за выполнением домашнего задания (на этапе адаптации), при изучении нового материала (иллюстрации к рассказу), как подтверждение усвоенного (разновидность контроля при проверке домашнего задания); 4)по специфике проведения: демонстрационные (показ учителем или подготовленным учеником), лабораторные (работа детей); 5)по поисковой направленности: традиционные (цель ставится учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы). Вместе с тем проведение любого опыта (эксперимента) требует соблюдения следующих этапов работы: 1) подготовительный этап состоит из двух частей: а) для учителя б) для детей. Проведение опыта: в зависимости от подготовленности учащихся проводится коллективно, поэтапно, с проверкой со стороны учителя или самостоятельно (по алгоритму); начинается с формулировки цели, определения конкретной задачи, описания оборудования, материалов и условий проведения, далее — инструктаж и поэтапное выполнение. 2)анализ полученных результатов: повтор целей опыта, материалов, оборудования, последовательности выполняемых этапов, вывод и теоретическое обоснование. Каждый опыт имеет свои нюансы, поэтому целесообразно завести картотеку опытов и практических работ, где фиксируются тема / раздел, название, цель, оборудование, этап урока, время, ход эксперимента, результат, вывод. От класса к классу количество опытов увеличивается, и они усложняются, что обусловлено возрастными особенностями детей. 27)В качестве демонстрационных пособий можно применять муляжи плодов, овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта. Изобразительные средства наглядности. К ним относятся: таблицы цифровые, динамичные, опорные сигналы (конспекты по Шаталову), рисунки учителя и учащихся на доске. Как показывает практика, авторы и разработчики курсов используют в основном в качестве наглядного материала при создании ОЭИ следующие средства изобразительной наглядности: фоторепродукции картин, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, фотопортреты, фотоизображения окружающего мира (природы и общества) и фоторисунки. Основным их источником являются иллюстрированные каталоги, фотоальбомы, различного рода сборники репродукций и др. Второй источник фотоматериалов - собственно авторские фотографии различных объектов (архитектектура, люди, животные, явления природы и т.д.). Третий источник изобразительных средств - это подготовленные автором на бумаге эскизы рисунков, специально созданные для учебного курса. Четвертый источник фотоизображений - Интернет. 4больших групп:зрительное, слуховое, зрительно-слуховое, чувственно-эмоциональное 28.) 1.Опыт — способ изучения объектов и явлений природы, состоящий как в их искусственном воспроизведении (при невозможности наглядной фиксации в естественных условиях), так и в теоретико-практическом преобразовании условий протекания с целью доказательства определенного предположения. То есть «наблюдение соблюдает то, что ему предлагает природа, опыт берет у природы то, что он хочет».Классификация: 1)по времени проведения: краткие (на уроках), длительные (дома, во внеурочной работе — на учебно-опытном участке, в течение недели, года);2)по месту в учебном процессе: урочные и внеурочные; 3)по дидактической цели: для создания проблемных ситуаций на уроке, в ходе контроля за выполнением домашнего задания (на этапе адаптации), при изучении нового материала (иллюстрации к рассказу), как подтверждение усвоенного (разновидность контроля при проверке домашнего задания); 4)по специфике проведения: демонстрационные (показ учителем или подготовленным учеником), лабораторные (работа детей); 5)по поисковой направленности: традиционные (цель ставится учителем) и проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы). Вместе с тем проведение любого опыта (эксперимента) требует соблюдения следующих этапов работы: 1) подготовительный этап состоит из двух частей: а) для учителя б) для детей. Проведение опыта: в зависимости от подготовленности учащихся проводится коллективно, поэтапно, с проверкой со стороны учителя или самостоятельно (по алгоритму); начинается с формулировки цели, определения конкретной задачи, описания оборудования, материалов и условий проведения, далее — инструктаж и поэтапное выполнение. 2)анализ полученных результатов: повтор целей опыта, материалов, оборудования, последовательности выполняемых этапов, вывод и теоретическое обоснование. Каждый опыт имеет свои нюансы, поэтому целесообразно завести картотеку опытов и практических работ, где фиксируются тема / раздел, название, цель, оборудование, этап урока, время, ход эксперимента, результат, вывод. От класса к классу количество опытов увеличивается, и они усложняются, что обусловлено возрастными особенностями детей. 28).2.Книги для чтения «Мир в рассказах для детей» В. Вахтерова появились в 1900 году, в которых можно найти естественноисторический материал, способствующий введению детей в мир науки. В книгах «Мир в рассказах для детей» даны знания из различных областей наук. В этом отразились взгляды В. Вахтерова на реальный характер обучения. Он доказал, что уже с первых шагов обучения дети должны получать научные знания, на доступном для их возраста уровне. В изучении естественных наук, по мнению В. Вахтерова, заложены основы для развития творчества, приобщения учащихся к процессу исследования, так как Т о, В. Вахтеров ведет учащихся к самостоятельному познанию явлений природы, животного и растительного мира. Во второй книге в отделе «Воздух и вода» раскрываются свойства воды, воздуха. При объяснении учащимся сущности образования ветра, В. Вахтеров создает у детей представление о движении воздуха на основе простейших опытов: конкретные представления о движении воздуха внутри комнаты служат основой для создания понятия о передвижении воздушных масс на земле, то есть об образовании ветра. Изучение географии, по его мнению, необходимо начинать с изучения родной местности и ее окрестностей. Так как нет возможности включить в книгу описание местности, где живет ребенок, то автор помещает упражнения для самостоятельной работы, приучающие вглядываться в окружающее, подмечать особенности местности, сравнивать с другими местностями. 29) В начале XX века появились первые работы Константина Павловича Ягодовского (1877—1943). Ягодовский Константин Павлович (1877-1943) - автор большого количества работ по методике преподавания естествознания в начальной школе. В работах К.П. Ягодовского впервые ярко и убедительно была раскрыта психологическая потребность детей младшего школьного возраста в изучении природы. Он со всей решительностью выступает за самостоятельность естествознания как учебного предмета в начальной школе и разделяет точку зрения А. Я. Герда о порядке изучения природы. Он выступает против словесного изучения естествознания. Он выступает за широкое использование наглядности на уроках. При этом на первое место он ставит предметную наглядность, когда предмет находится в руках ученика. Видное место в изучении природы К. П. Ягодовский отводит непосредственным детским наблюдениям в природе, которые не только дают «яркие впечатления», но и развивают наблюдательность ученика. Экскурсии, по его мнению, также должны носить исследовательский характер Надо направить внимание ученика на особенности растений и животных, развивать в ученике умение видеть эти особенности. Ягодовский разрабатывает содержание и методику ведения практических занятий по неживой природе, дает ценные указания по летним работам учащихся. 30) Наибольшее значение имеют массовые формы внеклассной работы, так как они позволяют привлечь большое количество младших школьников. Каждый ребенок может принять посильное участие в различных видах работ: лепке, рисовании, оформлении класса, подготовке спектакля, тематического вечера и т.д. Можно организовать конкурс-выставку плакатов и рисунков на темы: Такой формой работы являются и экскурсии в природу, музеи, зоопарк, на выставки. Живое общение стимулирует интерес учащихся к познанию природы, способствует эстетическому и природоохранному воспитанию. Можно провести массовую экскурсию-поход в лес, поле, на водоем, во время которой исследуются почва, растительный и животный мир. Другой формой массовой работы являются тематические вечера, занимательные викторины, игры «Что? Где? Когда?», КВН и другие. В основе занимательных вечере* могут быть сообщения учащихся по определенной тематике, выставка плакатов, просмотр кинофильма о природе, обсуждение интересной книги. Учащиеся начальных классов могут принять посильное участие в школьных праздниках: День цветов, День птиц, Праздник друзей природы. |