УЧЁТ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ Методические рекомендации По подготовке к учебно-ознакомительной практики кафедра общей и дифференциальной психологии направление «Психологи» 030301.62 Астрахань Методические рекомендации Рабочая программа по дисциплине «Учебной практики» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030301.62 «Психология» и относится к циклу «Дисциплин направления». Составитель рабочей программы: Овсянникова Т.Ю. Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании Ученого Совета АФ ЮРГИ Протокол № ____ от ______ сентября 20______ г. Председатель УС ____________________________ «____»__________201__г. Председатель УМС _____________ _______________ Шифр дисциплины по стандарту – 030301.62 Содержание Введение | | 1.Организация практики | | 2. Руководство практикой | | 3. Учет и оценка результатов | | Приложения | | Введение.Учебная практика является составной частью учебных программ подготовки студентов профессии психолога. Практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, творческих заданий, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся Организация практик на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра. Методические рекомендации по организации учебно-ознакомительной практики ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ Перед началом психологической практики на курсе проводится установочное собрание, где студентов знакомят с целями, задачами и содержанием психологической практики, учреждениями, в которых будет проводиться практика, формой отчёта (отчётом практиканта), формой заявления на практику. По окончании практики студентом в течение недели сдаётся отчёт по заданиям, указанным в отчёте, отзыв руководителя о прохождении студентом практики. По результатам практики после проверки отчёта проводится зачет, который служит целям подведения итогов практики, анализу реализации задач и возникших в период практики проблем, формированию представлений о зоне ближайшего профессионального развития студентов, осознанию актуальных возможностей, обмену опытом. Основной базой практики являются учреждения города, где работает штатный психолог. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ Учебная практика студентов проводится на базе тех учреждений, в которых работают практические психологи, которые и являются непосредственными кураторами практики на местах. За организацию практики отвечает как непосредственный руководитель на месте прохождения практики, так и преподаватели кафедры общей психологии в соответствии с их учебной нагрузкой. 1.3. Обязанности студентов, проходящих учебную практику, заключаются в следующем: - студент обязан проходить практику только в учреждениях, где работает штатный психолог или на базе психологической лаборатории или кафедры АФ НОУ ВПО ЮРГИ;
- студент обязан своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные практикой;
- студент обязан организовать свою деятельность в соответствии с Уставом организации, в которой он проходит практику, подчиняться правилам внутреннего распорядка организации, в которой он проходит практику;
- студент обязан сдать отчёт по практике в установленный руководителем практики срок.
Рекомендации по сбору материалов, их обработке и анализу, форме представления: Содержание практики. 1. Ознакомление с работой психолога, с организационно-правовой структурой предприятия, с ролью психологической службы на данном предприятии: - деятельность психолога по основным направлениям (психодиагностика, психокоррекция, психопрофлактика, психопросвещение); - количество человек, посещающих психолога в соответствии с его служебными задачами. 2. Знакомство с рабочим местом психолога: - наличие кабинета (площадь, особенности расположения в здании организации – в отдалении, легко доступен, на этаже с руководством); - особенности оформления кабинета (цветовое решение, наличие мягкой мебели, рабочей зоны, книжных шкафов); - наличие оргтехники (компьютер, ксерокс, принтер, сканер, средства мультимедийной презентации, музыкальный центр); - наличие комнаты психологической разгрузки (особенности ее оформления по аналогии с кабинетом); - оснащение методическими материалами (количество и тематика книг, методических пособий на бумажных и электронных носителях, количество и тематическая направленность психодиагностических методик и средств психологической коррекции); - документация психолога (приказы, функциональные обязанности, положения о службе, журналы, отчетные формы). Форма отчетности по практике:1. Дневник наблюдений должен содержать ежедневную деятельность практиканта, с указанием затраченного времени на каждый вид деятельности (в часах). 2. Анализ профессиональной деятельности психолога или психологической службы организации должен отразить описание рабочего места психолога, особенностей его деятельности как индивидуального специалиста или как специалиста в структуре организации. 3. Характеристика на студента с руководителя практики за его подписью. УЧЁТ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ Контроль выполнения заданий по учебной практике предусматривает заполнение в соответствии с требованиями отчёта практиканта и требуемых в нём форм отчётности. После прохождения учебной практики студент представляет для проверки отчёт прохождения практики, который включает: · сбор сведений о работе психолога в учреждениях, являвшихся базой прохождения учебной практики; · выводы по результатам собранных сведений об общих направлениях деятельности психолога в учреждениях, являвшихся базой прохождения учебной практики, и специфических особенностях профессиональной деятельности психолога в каждом учреждении. По результатам практики руководитель практики оформляет официальный отзыв. Оценка результатов практики осуществляется по пятибальной системе. При полном несоответствии проделанной работы требованиям практики, а именно: отсутствии по неуважительным причинам в дни прохождения практики, не собранным сведениям об особенностях работы психологов учреждений, являвшихся базой прохождения учебно-ознакомительной практики, неправильно выполненном отчёте, студенту выставляется оценка «неудовлетворительно» 5 баллов. При полном соответствии выполнения объёма работ, предусмотренного практикой, проявлении теоретической подготовки, грамотном оформлении отчёта, выставляется оценка «отлично». При допущении незначительных ошибок в оформлении и содержании отчёта по практике студенту выставляется оценка «хорошо». Оценка «удовлетворительно» – выставляется студенту, который допустил существенные ошибки при выполнении сбора сведений, продемонстрировал недостаточный уровень исследовательской культуры, допустил небрежность в составлении выводов. Студенты, не прошедшие практику (по неуважительной причине) не переводятся на следующий год обучения или, в случае уважительной причины, студент проходит практику в сроки, устанавливаемые индивидуально кафедрой общей психологии и деканатом факультета психологии. Задания сформулированы в виде отчёта, содержащего в себе описание целей, задач, содержания, конкретных заданий для психологической практики, методические рекомендации по их выполнению, а также необходимые формы отчётности. Отчёт по учебно-ознакомительной практике включает в себя: - План работы в период практики.
- Отчёт практики, в котором указывается:
- краткая характеристика учреждения и особенностей работы психолога в учреждении;
- выводы;
- использованная литература.
- отзыв руководителя практики с оценкой.
Для студентов первого курса объём отчёта по практике приблизительно равен 10 печатным страницам (формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал – полуторный). Количество литературных источников не может быть меньше десяти. Оценка за практику снижается в том случае, если: - студент во время практики проявил недисциплинированность, имел прогулы по неуважительной причине;
- студент неграмотно оформил отчёт по практике;
- студент не сдал отчёт по практике в установленные сроки.
Приложение1. Заведующему кафедрой общей и дифференциальной психологии к.п.н. Шакмаевой А.Р. от студента (ки) ____ курса __________________ формы обучения __________________ фамилия __________________ имя __________________ отчество Заявление Прошу предоставить мне с «___» _________ 200__г. по «___» ___________ 200__г. место для прохождения практики (вид практики) в (наименование организации) направление (профиль): __________________________. Контактный телефон (студента)___________________________. Дата _________ Подпись Приложение 2. | Астраханский филиал НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» (АФ НОУ ВПО ЮРГИ) | ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА кафедры_______________________________________________ направление_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) ОЦЕНКА ОТЧЕТА СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ (дается руководителем практики от АФ НОУ ВПО ЮРГИ) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись руководителя_____________ «_______»__________________20__г Руководитель предприятия_______________________ М.П. Приложение 3. Дата | Краткое содержание выполненных работ | Подпись | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Подпись руководителя подразделения организации___________ «______»_______________20__г. Подпись руководителя практики «_____»____________20__г. ДАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ 1. Прибыл на место практики «_____»________________20__г. Подпись руководителя подразделения организации___________ 2. Назначен_____________________________________________ (рабочее место, должность) и приступил к работе «_____»_______________________20__г. 3. Переведен____________________________________________ (рабочее место, должность) 4. Убыл с места прохождения практики «____»________20__г. 5. Краткая характеристика прохождения практики студентов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Руководитель предприятия_______________________ М.П. Приложение 4. Цель практики: - составить представление о практической деятельности психолога в учреждениях, являвшихся базой прохождения учебной практики;
Содержание практики. 1. Ознакомление с работой психолога, с организационно-правовой структурой предприятия, с ролью психологической службы на данном предприятии: - - деятельность психолога по основным направлениям (психодиагностика, психокоррекция, психопрофлактика, психопросвещение);
- - количество человек, посещающих психолога в соответствии с его служебными задачами;
- -структурных компонентов личности психолога;
- -нормативно-правовой документации, регламентирующей профессиональную деятельность психолога;
- -структур психологической службы в различных учреждениях;
- -основных направлений в практической деятельности психолога.
2. Знакомство с рабочим местом психолога: - - наличие кабинета (площадь, особенности расположения в здании организации – в отдалении, легко доступен, на этаже с руководством);
- - особенности оформления кабинета (цветовое решение, наличие мягкой мебели, рабочей зоны, книжных шкафов);
- - наличие оргтехники (компьютер, ксерокс, принтер, сканер, средства
- мультимедийной презентации, музыкальный центр);
- - наличие комнаты психологической разгрузки (особенности ее оформления по аналогии с кабинетом);
- - оснащение методическими материалами (количество и тематика книг,
- методических пособий на бумажных и электронных носителях, количество и тематическая направленность психодиагностических методик и средств психологической коррекции);
- - документация психолога (приказы, функциональные обязанности, положения о службе, журналы, отчетные формы).
Приложение 5. Схема |