Судебная система РФ: Конституционный Суд РФ. Федеральные суды общей юрисдикции. Согласно конституции судебная власть в РФ осуществляется посредством 3 видов судопроизводства: конституционного, гражданского и уголовного. В настоящее время судебная система состоит из следующих судов: 1.конституционная юстиция. Включает конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды в субъектах, 2.суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. 3.арбитражные суды - осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров. Конституционный Суд: Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из 4х конституционных полномочий: 1) проверка конституционности законов, нормативно-правовых актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по 3м видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов); 2) разрешение споров о компетенции; 3) толкование Конституции РФ; 4) дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральным законам, нормативным актам президента, совета федерации, государственной думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают только те органы, которые указаны в Конституции: Президент, совет федерации, государственная дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. По итогам рассмотрения дела конституционный суд принимает решение о признании нормативного акта или договора либо отдельных его положений соответствующими/не Конституции. Правом на обращение в конституционный суд с инд.или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле. Жалоба допустима если: закон затрагивает конституционные права и свободы, закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. Конституционный суд разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в) между высшими государственными органами субъектов РФ. По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный суд принимает решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции Толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент, совет федерации, государственная дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ Толкование, данное конституционным судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений 4. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный суд состоит из 19 судей. На них распространяется общее законодательство о статусе судей, но есть и особенности. Судьей конституционного суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей конституционного суда могут вноситься Президентом, членами совета федерации и депутатами государственной думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Судья конституционного суда несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия конституционного суда, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом. Прекращение полномочий: 1. нарушение порядка его назначения, установленного Конституцией РФ и федеральными конституционными законами; 2. вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; 3. совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 4. продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны конституционного суда, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью. К числу принципов конституционного судопроизводства закон относит независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Решение конституционного суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. ВЕРХОВНЫЙ СУД. Рассматривает следующие дела: 1. об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, палат федерального собрания, правительства, 2. Об оспаривании нормативно-правовых актов Президента, Правительства и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. 3. О приостановлении действий и ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, 4. об обжаловании решений центральной избирательной комиссии Действует в следующем составе: Пленум верховного суда, президиум верховного суда, аппеляционная коллегия, судебная коллегия по: административным, гражданским, уголовным делам, военная коллегия. Положение высшего судебного органа требует еще и того, чтобы он проверял законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (гражданских и военных). За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным гражданскими и военными судами, в первую очередь теми, которые относятся к судам среднего уровня. Возглавляя систему судов общей юрисдикции (гражданских и военных), Верховный Суд РФ является надзорной инстанцией. В качестве такой инстанции он уполномочен проверять законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров, решений по гражданским делам, определений и постановлений, вынесенных любым судом общей юрисдикции. При этом он вправе руководствоваться процедурой, установленной для производства, как в порядке надзора, так и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Проверка Верховным Судом РФ приговоров и иных решений служит важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса, неукоснительного соблюдения законов при досудебном производстве и осуществлении судебных разбирательств. Она способствует устранению следственных и судебных ошибок, обеспечивает тем самым единообразие судебной практики и практики других государственных органов, призванных обеспечивать законность и охрану прав и свобод граждан. Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по спорам: – между юридическими лицами (организациями), гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; – между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ. Все споры разделены на экономические и иные дела,рассматриваемые арбитражным судом. К экономическим спорам,разрешаемым арбитражным судом, относятся дела: – о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; – об изменении условий или о расторжении договоров; – о неисполнении или о ненадлежащем исполнении обязательств; – о признании права собственности; – об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; – о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения; – о возмещении убытков; – о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; – об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина; – о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; – о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта. К иным делам,рассматриваемым арбитражными судами, относятся споры: – об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; – о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. В арбитражных судах дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально. По решению председателя суда и любое другое дело по первой инстанции может быть рассмотрено коллегиально. Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или иное (нечетное) количество профессиональных судей. |