Г. Алмонд и С. Верба – типология политических культур ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Классическое определение политической культуры, данное Г. Алмондом и С. Вербой, гласит: «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора» Таблица №1. Измерение политических ориентаций. | | | Система вообще как объект | Объекты «на входе» системы | Объекты «на выходе» системы | Обращение к себе как к актору | Знания Чувства Оценки | | | | | | | | | | | Так, рациональный компонент ориентаций на уровне системы включает в себя знания о политической истории, конституционном устройстве государства, об основах его функционирования; на уровне «входа» в систему – знания о политических партиях и их программах; на уровне «выхода» - знания о решениях высших государственных органов, выраженные прежде всего в законодательных актах; на уровне индивида – знания о собственных правах и обязанностях. Что касается эффективной стороны ориентаций, то они могут быть выражены в переменных доверия, интереса, готовности принять участие в политических акциях, установок приязни и неприязни как к отдельным политическим ролям и политическим структурам, так и к конкретным исполнителям этих ролей. Г. Алмонд и С. Верба – типология политических культур Таблица №2. Типы политических культур. | | Политические культуры | Система вообще как объект | Объекты «на входе» системы | Объекты «на выходе» системы | Отношение к себе как к субъекту | Патриархальная Подданническая Участия | 0 1 1 | 0 0 1 | 0 1 1 | 0 0 1 | | | | | | | При этом исследователи сделали важный вывод: «Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены». Поэтому, будет функциональной известная степень пассивности и неучастия граждан в политической жизни. Классической считается типология культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура». Анализируя и сопоставляя политические системы Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: 1) патриархальная, для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; 2) подданническая, в которой есть интерес к системе в целом и к объектам «на выходе», но ориентации «на вход» системы и относительно себя как активного участника слабы; 3) участия, или активистская, в которой члены общества определенно ориентированы на систему вообще, а также как на политические («входные»), так и на административные («на выходе») структуры и процессы. Авторы, в частности, предложили таблицу, в которой нулями обозначали отсутствие или слабое выражение ориентаций и, наоборот, единицами – устойчивые ориентации относительно структурных элементов системы. Вопросы для тех, кто хочет знать, что происходит с Россией: 1.В чём назначение политики и как она ориентирует общественное развитие? 2.Сколько лет спору олигархов и демократов? 3.Как определяли справедливость Платон, Аристотель, Гоббс? 4."Всё чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону". Примените эту мысль Платона по отношению к свободе, богатству. 5.Кого можно назвать основоположником практической политики и кто первым из мыслителей отделил политику от морали? 6.Люди только пешки в политических играх и надо жить просто, как живётся. – Ваше мнение? 7.Закон развития общества по Радищеву А.Н.: "Из мучительства рождается вольность, из вольности – рабство". Он действует в наше время? 8.Почему Ш. Монтескье можно назвать основоположником современной демократии? 9.«Не старайтесь нисходить до масс. Массы понимают лучше вас». Прокомментируйте. 10.«БЕЗМОЛВНЫЕ ГРАЖДАНЕ – идеальные подданные для авторитарного правителя и НЕСЧАСТЬЕ ДЛЯ ДЕМОКРАТИИ!». Назовите автора и проанализируйте. 11.Особенности российского транзита. Понятия: демократический транзит, транзитология. 12.Ограничение прав граждан ведёт к регрессу? Объясните. 13.Почему демократия требует свободы выражения? 14.Прямая демократия и представительная: отличия и формы проявления. 15. Какие типы политической легитимности выделил Макс Вебер? 16.Как соотносятся между собой эффективность и легитимность власти? 17.Что собой представляет субъект власти? Какими свойствами или качествами он должен обладать? Что заставляет объект власти повиноваться субъекту? 18. Какую роль играет в политологии понятие "политическая система"? Типология политических систем. 19. Демократия ведет к олигархии, превращается в олигархию. Назовите автора. |