Тема «Нормы современного русского литературного языка». Темы рефератов (докладов, творческих, контрольных, научно-исследовательских работ) К семинарам по курсу «Риторика» Семинар 1. «История риторики. Современная риторика» 23.11.12 1. Ведущий новостных программ как тип современного оратора. 2. Известные ораторы прошлого. 3. Неориторика. 4. Оратор и революция. 5. Ораторы Советского времени (В.И. Ленин, И.В. Сталин и др.). 6. Ораторы современной России. 7. Ораторы Французской революции (Робеспьер, Марат, Фуше и др.). 8. Речевой портрет современного оратора. 9. Риторика XXI века в России. 10. Риторика XXI века за рубежом. 11. Риторика в античности. 12. Риторика в Средние века. 13. Риторика Просвещения: Россия и Западная Европа. 14. Риторика Ренессанса. 15. Спортивный комментатор как тип современного оратора. 16. Становление, развитие и современное состояние риторики. 17. Стили ораторского выступления. 18. Шоумен как тип современного оратора. Семинар 2. «Речевая деятельность» 30.11.12 19. Вербальные и невербальные средства общения. 20. Виды и техника слушания. Виды собеседников. 21. Деловая беседа по телефону. 22. Диалог. Монолог. Полилог. 23. Коммуникативная стратегия и тактика диалогового общения. 24. Паравербальные и экстравербальные контакты. 25. Полемика. Дебаты. Прения. 26. Приёмы конструктивного общения психолога с людьми. 27. Приёмы релаксации в процессе общения и говорения. 28. Психолог как оратор. 29. Психология обучения речевому мастерству. 30. Развитие памяти. 31. Речевые формулы, шаблоны, идиомы. Семинар 3. «Техника речи оратора» 04.12.12 32. Овладение техникой речи как первая ступень к постижению ораторского мастерства. 33. Отработка дикции. 34. Постановка дыхания. 35. Постановка речевого голоса. + аутогенная тренировка; самомассаж и вибрационный массаж; упражнения на отработку дикции, дыхания, голоса (см. лекционный материал). Семинар 4. «Деловое общение» 04.12.12 36. Барьеры и опасности активного слушания. 37. История официально-делового стиля. 38. Культура речевого этикета. 39. Лексика официально-делового стиля. 40. Методы поиска лингвистической информации в Интернет. 41. Подготовка речи и выступление оратора. 42. Работа с электронной почтой и факсимильной связью. 43. Синтаксические и лексические особенности деловой речи. 44. Типы организации текста. 45. Этикет делового письма. Семинар 5. «Функциональные стили речи» 07.12.12 46. Изобразительно-выразительные средства языка. 47. Литературно-художественный стиль. 48. Понятие о функциональных стилях. Разговорный стиль и книжные стили. 49. Приёмы создания комического в СМИ. 50. Способы оформления газетных заголовков. 51. Стилистические ошибки. 52. Стилистические фигуры речи. 53. Стилистическое использование антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов. 54. Тропы в художественном тексте. 55. Тропы и фигуры как средства выражения эстетики писателя (на материале произведений И. Бунина, М. Булгакова, В. Набокова и др.). 56. Языковая игра в СМИ. Семинар 6. «Культура речи оратора» 14.12.12, 21.12.12 57. Варваризмы в современной прессе и художественной литературе. 58. Иноязычные слова и их использование в устной и письменной речи. Варваризмы в СМИ. 59. Орфоэпические ошибки в речи теле- и радиожурналистов. 60. Ошибки в употреблении заимствованных слов в СМИ. 61. Современный русский литературный язык и норма. Виды норм. 62. Тенденции демократизации языковой нормы XXI века. 63. Употребление в речи паронимов, антонимов, синонимов, омонимов и многозначных слов. Контрольная работа № 1 к семинару 5 (домашняя, творческая). Тема «Стилистические средства языка». 1. Написать короткий рассказ, автобиографию, сказку и т.п. в публицистическом стиле. 2. Выбрать стихотворение из 2−3 строф. Найти тропы и фигуры, подчеркнуть их и дать определение. 3. Подобрать журнальную или газетную статью. Отметить признаки публицистического стиля. 4. Составить речевой портрет журналиста-оратора. Сдать в печатном виде на листах формата А4 до 14 декабря. Контрольная работа № 2 к семинару 6 (14.12.12) (готовится дома, выполняется по словарям; фронтально проверяется в аудитории). Тема «Нормы современного русского литературного языка». Задание 1. Поставить ударение в словах. Апостроф, баловать, бездарь, безумолчный, береста, бруствер, бряцать, вандал, брала, бензопровод, газопровод, генезис, гербы, глашатай, гренки, грушевый, диспансер, договор, дозировать, жалюзи, завидно, заговор, заискрится, законнорожденный, закупорить, запломбировать, звонит, знамение, знахарка, иконопись, индустрия, вероисповедание, каталог, квартал, киоскер, кирза, колосс, кулинария, мастерски, металлургия, мизерный, мускулистый, мышление, обеспечение, облегчить, обыденный, оптовый, отвар, откупорить, пиала, петля, плато, принудить, приободрить, присовокупить, раджа, рассредоточение, раструб, рефери, ржаветь, свекла, симметрия, сливовый, столяр, тефтели, торты, туфля, уведомить, удить, умерший, упрочение, усугубить, феномен, флюорография, ходатайство, христианин, черпать, шасси. Задание 2.Составить словосочетания или предложения с омографами. Атлас – атлАс, брОня – бронЯ, вИдение – видЕние, напОенный – напоЁнный, зАмковый – замкОвый, Ирис – ирИс, крЕдит – кредИт, крУгом – кругОм, Отзыв – отзЫв, прИвод – привОд, проЯсниться – прояснИться, свОйство – свойствО, Угольный – угОльный, Ушки – ушкИ, хАос – хаОс, харАктерный – характЕрный, языкОвый – языковОй. Задание 3. Указать вид фонетической ошибки, записать слова правильно. Брансбойт, транвай, беспрецендентный, подскользнуться, сакрофаг, явства, брелки, Азербаджан, переспектива, надсмехаться, скурпулёзный, лисипед, черезвычайный, перетрубация, флюрография, перелинка, времяпровождение. Задание 4. Определить, в каких словах под ударением произносится [О], а в каких – [Э]. Афера, щелка, хребет, скабрезный, блеклый, гренадер, житие, на острие, желоб, желчь, оседлый, издевка, околесица, в забытье, сметка. Задание 5. Определить, в каких словах согласный перед [Э] произносится мягко, а в каких – твердо. Адекватный, бандероль, аллегро, гейзер, гротеск, берет, депо, декрет, демобилизация, диспансер, индекс, идентичный, кафе, кашне, брюнет, компетентность, музей, сеттер, сонет, конкретный, тюнер, компьютер, деканат, бутерброд, сессия, сканер. Задание 6. Найти речевые ошибки, объяснить их. Исправить предложения. • Взрослые разбирали ребятишек и сажали их на плечи. • Он сделал вздох и выдох. • Идет хищный отлов ядовитых змей. • Женщине нельзя говорить об этом. • Читая книгу, она мне понравилась. • Пусть цветы радуют всех людей, а мы будем их беречь. • С помощью этого конденсатора можно конденсировать сухой воздух. • Дадим объявление о свободных вакансиях. • Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. • Причастный оборот, как правило, обособляется запятыми. • На свободу русского народа пытались посягнуть множество врагов. • Большая сила воли характерна этому герою. • Прочитав книгу, передо мной отчётливо возникли её герои. • Есенин был самым талантливейшим поэтом России. • Этот рассказ более интереснее предыдущих произведений писателя. Задание 7. Составить словосочетание с паронимами. Знамя − знамение, индийцы − индейцы, командированный − командировочный, неприятный − нелицеприятный, надеть − одеть, ничком − навзничь. Задание 8. Объяснить значение заимствованных слов. Спонтанный, шоумен, скетч, дриблинг, тюнер, имманентный, виндсёрфинг, ланч, секьюрити, драйв, дайвинг, мерчендайзер, рокер, пушбол. Задание 9. Исправить лексические ошибки, указать их вид. Автоматический огонь, извиняюсь перед вами, дешевая цена одежды, правильная норма, трехнедельный вернисаж, коснуться до него, играть значение, предоставить паспорт. Задание 10. Исправить грамматические ошибки, указать их вид. Пять грамм, шесть гектар, пять килограмм помидор, пара чулков, двое синему вагон-ресторану, о пожилом генерале-лейтенанте на уютном диван-кровати, из красивых ясли-сада, о короткой концерт-шутке, назначенного премьером-министром, ремонт часов-будильников; белая тюль, самый лучший друг, новая шампунь, благодаря плохой погоде; из города Москва, по Москва-реке, в деревне Рябиновка, о селе Кирово, на станции Череповце, от города Старой Руссы, к деревне Столбам, в микрорайоне Марьино, через порт Одессу, на реке Ангара, об острове Сахалине; три новых парты, четыре новые стола, два чёрные полосы, с обоими подругами, двое спортсменок; новый врач Иванова, молодой профессор Петрова. Задание 11.Исправить ошибки в употреблении числительных. • Урожай собирают с восемьсот пятидесяти семи тысяч триста девяносто шести десятин земли. • Встретимся между девятнадцатью и двадцать одним часом. • Жители Индии говорят на восьмиста сорока шести языках и диалектах. |