ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Философия постпозитивизма (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос) Философия позитивизма и его исторические формы. Одним из наиб. влият. напр-ий буржуазного филос. мышлен. явл. позитивизм. Как самост. течение позит-м оформился уже в 30-е годы XIX в. “Позит-м” - призыв философам отказаться от метафизич. абстракций (тк метафизич. объяснения теорет-ки неосуществимы и практич-ки бесполезны) и обратиться к исслед-ю позит-го знания. Позит-зму противостоит интуиционизм (учен. об интуиции как самом главном и самом надежном источн. познан.). В центре внимания позит-стов неизменно нах-ся вопр. о взаимоот-нии фил-ии и науки. Главн. тезис позит-ма состоит в том, что все подлинное, положит-е («позитивное») знание о действит-сти м.б. получено лишь в виде результатов отдельных спец-х наук или их «синтетич.» объединения и что филос-я как особая наука, претендующая на содержательное иссл-е особой сферы реальности, не имеет права на существование. 1 историч. форма позит-ма. В 30— 40е гг XIX в., во Франции возникла фил. школа, кот. тоже претендовала на создан. «научн. фил-ии» и заявила о решительном разрыве с прежней фил-ской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позит-зм, основан. Контом. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному разв-ю и в неограниченности предметной области, к кот. применимы научн. методы мышления. Осуществлен-я Контом классиф-я наук во мног. отнош-ях может рассматр-ся как реализ-я завета энциклопедистов. По Конту, науки распредел. согласно естествен. иерархии: Матем.–астроном.-физика–хим-биол.-социология. Психологию Конт разделяет на биол. и соц-ю; каждая из этих наук предполаг. наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - ему социология впервые была разработана в определ. научн. систему. Основные принципы:1. от простого к сложному 2. от абстрактного к конкретному 3. временной. Представители 1й, «классич» формы позит-ма 19в: Конт, Литтре, Вырубов, Лаффит, Тэн, Ренан – во Франции; Милль, Спенсер – во Великобрит. Немецкие позитивисты-Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус. 2 историч. форма позит-ма.В результ. попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и сохранить основн. позитивистскую направленность (резкое размежевание областей науки и философск. «метафизики» — возник. 2 историческая форма позит-ма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р., Авенариус). Эмпириокритицизм (фил. с-ма “чистого опыта”, критический эмпиризм, кот. стремится ограничить фил-ю изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позит-го, опытного знания. Его представ-ли настаив. на необход-ти борьбы в науке с засильем метафизич. подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”,“идеальное”. На стадии махизма позит-м ставит в центр внимания такие проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, хар-р категорий «вещь», «субстанция», прир. основных «элементов» действит-ти, взаимоотн-е физич. и психического и т. д. «3 историч. форма позит-ма», неопозитивизм, возникает в 20е гг ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, кот. предложил программу развития научной фил-ии. В него входили Шлик, Карнап, Фейгель, Нейрат, Нагель, Айер, Франк, Витгенштейн. Фил-я неопозит-ма (или логический позит-м) развив-ся как аналитич. фил-я, кот. в свою очередь разрабатывается в двух напр-ях: логический анализ фил-ии и лингвистич. фил-я. Осн. принцип неопозит-ма - принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Философия постпозитивизма (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос) Поппер Не существует строгой логики научного открытия. Есть только психология научного открытия. Гипотезу, что теорию надо подтверждать фактами, отбрасывает. В логике есть правило: для опровержения какого-либо утверждения нужен один единственный факт (как с белыми лебедями). Проблема демаркации – проблема отделения научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации – любое утверждение, относящееся к науке, должно быть в принципе опровергаемо. Альтернатива принципу верификации. Принцип фаллибилизма - любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания (деятельность ученого) состоит в:1. Выдвижении смелых гипотез. 2. Осуществлении их решительных опровержений. Теория трех миров. Существуют три мира: 1. Мир объектов 2. Мир субъектов 3. Мир объективного знания. Порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки. Имре ЛакатосВ данный момент времени может существовать несколько теорий, которые одинаково хорошо согласуются со всей суммой известных фактов. Эквивалентные теории существуют короткое время, а потом из них остается одна. Отбор происходит не путем сравнения с фактами, а путем выявления преимуществ исследовательских методологий. Наука развивается путем смены ряда связанных исследовательских программ. Компоненты научно-исследовательской программы: 1. Жесткое ядро - словно неопровергаемые фундаментальные допущения. 2. Защитный пояс гипотез – вспомогательные гипотезы, обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. Защитный пояс гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами. 3. Эвристика - система нормативных правил, предписывающих, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("позитивная эвристика"), а каких путей следует избегать ("негативная эвристика"). Позитивизм Локатоса Реальное знание – это знание фактов. Теория – это лишь формальный инструмент, который из одних фактов выводит другие факты. Сдвиг Локатоса с точки зрения классического позитивизма: 1) Науку следует рассматривать в развитии. Каждая методология, которая на некотором этапе была прогрессивной, на некотором этапе становится регрессивной. 2) Преимущество теории определяется всеми ее сторонами и, прежде всего тем, насколько она прогрессивна. Но модель Лакатоса не дает до конца удовлетворительного решения вопроса о выборе наиболее прогрессивной теории. Т. КунИстория науки - конкурентная борьба между научными сообществами. Парадигма – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок, принимаемых членами данного научного сообщества. Нормальная наука - период господства некоторой парадигмы. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий". Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. Аномалия - проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы. Задачи-головоломки – путем решения таких задач в период нормальной науки происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания. Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга. 19. Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма. Экзистенциализм (Э-м) – «фил. существования»,возник. в ХХв. Выражает общее чув-во времени: чув-во упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существов-я, кот. характеризуется комплексом отриц. эмоций: озабоченность страх, сознание приближающегося конца своего бытия. Экзистенциалисты говорят, что первично существование. Раньше говорили, что первична сущность. Мартин Хайдеггер – основ-ль немецк. э-ма. Книга "БЫТИЕ И ВРЕМЯ" ознаменовала возникновен. этого направл-я фил-ии. Феноменологический метод. Феномен - "то, что себя обнаруживает", "самообнаруживающееся", "открытое", "себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Феномен сам по себе есть цель познания. Это не то же, что явл-е. Явл-е указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя. Экзистенции - сущность человеч. бытия. Эзистенциалы - понятия, посредством кот. Хайд-р описыв. стр-ру бытия человека. Он отличает их от "категорий", с помощью кот. описывала бытие традиц. фил., начиная с Аристотеля. Работа «Бытие и время». Основная мысль - о челов-ком существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о "бытии человека". Вопрос о смысле бытия забыт традиционной фил-ей. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия (экзистенции), разума, чувств, воли. Стр-ра человеч. бытия - "забота". Составляющие единого феномена заботы (модусы времени): 1. бытие в мире" (м. прошлого), 2. "забегание вперед" (м. буд-го), 3. "бытие при внутримировом сущем" (м. наст-го). Два спос. существования челов.: 1. Подлинный - перевес моментов буд-го; направленность к смерти; осознание челов-м своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только "перед лицом смерти". 2. Неподлин. - перевес моментов наст-го; "мир вещей" заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой(предметной или соц-й); бытие склонно рассматр-ть себя как вещь; возникает так называемый объективн. взгляд на личность; возникает феномен усредненности: "средний", простой челов. ставится на место действит-го челов. и приним-ся за такового; индивиды полностью "взаимозаменяемы". Челов. вырывается за пределы неподлинного существов-я, ощутив "экзистенц-й страх". Страх - "осн. настроенность" человеч-го бытия. Этот страх не есть боязнь чего-то конкретного. "То, чего страшится страх, есть само бытие в мире". Неподлинное существ-е влечет за собой также неподлинный спос. философствован. - метафизику. Истоки метафиз. восходят к Платону и Пармениду. Метафиз. мировоззренчески подготавлив. новую науку и технику. Их цель – подчинение всего сущего человеку. Они порождают соврем. стиль жизни (урбанизация, массовая к-ра). Хайд-р: мышление – «вслушивание» в бытие. Бытие нельзя просто созерцать – ему можно и нужно только внимать. Хайд-р определ. свой метод как герменевтическую феноменологию. Хайд-р настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Надо преодолеть метафизич. мышление, вернуться к «истине бытия», к досократовской Греции. Это возможно, тк «забытое» бытие еще живет в языке. Но и язык умирает. Язык, открывающ. истину бытия, продолжает жить в произвед-х поэтов. Карл Ясперс Настоящая философия – сам проц. философствования – размышл-я, в кот. вопросы преобладают над ответами. В наше время невозможно возвести стройную философскую систему, а должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. Но при этом философствование дает нам шанс как-то осмыслить наше существование, наполнен. «бедственностью» и «неизбывной заботой». Существование – прежде всего сознание, дух-е бытие личности. Тройственное членение бытия (и философствования): 1 Предметное бытие, существование, экзистенция, внешний ур. бытия, бытийное ядро личности. Экзистенция особенно сильно открывается человеку, когда тот осознает конечность своего существования. Именно тогда человек может открыть трансцендентный мир и осветить свою экзистенцию новым смыслом. 2 Прояснение экзистенции, озарение, осознание души. 3 Чтение шифров транценденции – глубинная задача философствования, осознание Бога. Итог философствования – философская вера. Религиозная вера – основана на откровении. Философская вера – результат размышления. Вера не противоречит разуму, не есть иррац-е. Вера сущ-ет в единстве с разумом. Фил-ая вера нах-ся на границе между религ-й верой и научн. знанием. Жан-Поль Сартр – представ-ль франц-го радикального атеистического э-ма. Главный фил-й труд - докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО". Воплощал свои фил-е воззрения в осн-м в худож-х произв-х. Отказ от рационалистич. понимания соотношения сущности и существования. Основная идея э-ма – сущ-е предшеств. сущности. Онтология Сартра – противопост-е двух осн. категорий 1."Я" - "бытие-для-себя" – ед. источн. кач-го многообр-я и носитель жизни и движ-я. Всякая активность есть отрицание, негативность (отсутств., неприязнь, отвращен., сожален., рассеян-ть, тревога, беспокойство) 2. "не-Я" - "бытие - в - себе". Абсолютная пассивность. Темный фон бытия. Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика. Она воплощается в отрицании, негации, аннигиляции. "Человек есть существо, благодаря кот. в мир приходит отрицательность". Челов. обладает свободой воли, каждый человек несет ответственность за все, что твориться в мире. 20.Современная европейская религиозная философия (неотомизм, неопротестантизм). Совр. фил. направления религ. ориентации возникли в русле христ. религ.-теологич. комплекса или в непосредственной связи с ним. Наиб. концептуальной устойчивостью и идеологическим влиянием отличаются неотомизм и персонализм. Неотомизм - офиц. ф-я катол. церкви. Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет. постулатов. Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и не без гордости провозглашает себя «ф-ей, сохраняющейся в веках». Неотомизм - возрождение средневек. ф-и Фомы Аквинского, кот. приспособил в свое время учение Аристотеля для нужд систематизации христ. мировоззрения. У Аквинского разработана концепция «гармонии веры и разума». В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой «еретическому духу», но в век научно-технич. революц. оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки. Исходный тезис неотомизма - «истины веры» хотя и «сверхразумны», но не «противоразумны», т.е. допускают обоснования разума. Томистская онтология оперирует 2мя гл. парами категорий: «существование и сущность» и «форма и материя». «Сущ-е», по неотомистам, -самый факт бытия нек-ой вещи, а «сущ-ть» - то, что представляет собой эту вещь в глазах разума. Соотн-е «материи и формы» трактуется ими по Аристотелю, материя - неопределённый субъект, кот. без формы не обладает реальным существованием, форма-животворящее начало, вносящее в мир качеств. различия и структурную определённость вещей. Задачи неотомистов - превратить ф-ю в служанку богословия. Персонализм как фил. направление сформировался в к.19в. в России (Бердяев, Шестов) и США (Брай-тмен). Фр (Мунье, Лакруа). Мировоззренческая установка персонализма-примирить религию, гл. образом христ., те - изм, с некот. буржуазными гуманистическими ценно-стями.Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма. Исходный пункт-самосознающая чел. индивидуальность, к-ая во многом сходна с понятием «Я» в классическом субъективном идеализме, хотя и не тождественна с ним. Основу личности образует не разложимая на части цельность, ее «абсолютная и су-веренная самость», к-ая проявляет себя в неограниченной свободе. Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реализации личности, а не ее цель, сущность, рез-т. Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная актив-ность, способность к совершенствованию. Осозн-е челом своего ед-ва с др. людьми, по персоналистам, имеет в качестве прообраза известную связь чела с Богом. Лакруа утверждал, что идея Бога априори заложена в челе, так чт овсе док-ва его реального существования сводятся к уяснению, раскрытию и комментированию этой самоочевидной истины. В то же время в традиции протестантизма также складывается новый подход к постановке и решению традиционных проблем христианской философии в русле программы «диалектической теологии», представленной именами таких мыслителей, как К. Барт (1886-1968), П. Тиллих (1886-1965), Р. Бультман (1884-1976) и др. В неопротестантизме происходит дальнейшее противопоставление религиозного института церковной веры живой вере самого человека, указывается на экзистенциальный, экстатический путь восхождения человека к Богу, влияние бытия божественной личности на становление подлинного бытия человеческой самости в процессе их онтологического общения (Барт, Тиллих). В религиозно-герменевтическом ключе представляется необходимость «демифологизации религии» как иного прочтения традиционных библейских текстов для экзистенциального обоснования бытия человека с учетом современного ему опыта (Бультман), обосновывается попытка создания своеобразной «теономной» культуры, свободной от жесткого выбора между исключительно внешними или внутренними ценностями традиционных гетерономных и автономных культур (Тиллих). 21.Фило герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания. Герменевтика - это искусство толкования текста (Бог Гермес - вестник богов). Герменевтика как подсобная философская наука известна с античности и существует до сих пор в религиозном знании. Основатель философской герменевтики считается Ф. Шлейкмахер (иногда относится к немецкой классической философии). Этот философ истолковывает реальность как определенного рода текст, который может быть интерпретирован. Эта теория была развита и получила свое развитие в философии жизни (Шопенгауэр, Ницше). Герменевтика превращается в методологию научного познания в учении Дельтея (основоположника академической философии жизни).Дельтей рассматривал Герменевтику как методологическую основу гуманитарных наук. Он противопоставлял науку о духе наукам о природе, т.е. если науки о природе объясняют окружающую действительность, но науки о духе ее истолковывают. Философия познания Дельтея стала основой для герменевтики М. Хайдеггера. Учеником Хайдеггера является основатель современной герменевтики Ганс Георг Гадамер (1900-2002) философ долгожитель. Ганс Георг Гадамерпредполагал что в основе человеческого познания лежит пред-рассудок. Основное произведение Гадамера - “Истина и метод”. В этой книге Гадамер утверждает, что понимание обусловлено исторически определенным контекстом. Этот исторический контекст представляет собой систему сложившихся стереотипов и предрассудков. Исследователь может уточнять, корректировать это пред-понимание, но не может полностью освободится от него. “В действительности не история принадлежит нам, а мы принадлежим истории.. Самосознание индивида есть только вспышка в замкнутой цепи исторической жизни, поэтому предрассудки влияют на человека в гараздо большей степени, чем его суждения составляя действительность его бытия”. Гадамер утверждал, что в современной философии центральное место получили проблемы языка. “Язык является хранящей и оберегающей силой”. Интерпретация связи с определенными языковыми конструкциями. Кроме Гадамера современной герменевтику развивал Поль Риккер (французский философ 20 века) - интерпретация субъекта и проблема идентичности. Герменевтика (греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий) - искусство и теори истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике. Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого - понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса - "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни". В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии. Герменевтика является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта - традиций философии, искусства и самой истории. Одним из ведущих представителей современной герменевтики является Гадамер. 22.Методологические программы исслед языка и культуры в структурализме. Структурализм, научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение С. как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирическому к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Лежащий в основе конкретно-научного С. структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике (или лингвистическом С.), а несколько позднее был распространён на литературоведение (см. Структурализм в литературоведении), этнографию, историю и некоторые др. гуманитарные науки. Структурная лингвистика, совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию языка. Своё название С. л. получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть отношений (противопоставлений) между элементами языковой системы , упорядоченных и находящихся в иерархической зависимости в пределах определённых уровней Структурное описание языка предполагает такой анализ реального текста, который позволяет выделить обобщённые инвариантные единицы и соотнести их с конкретными речевыми сегментами на основе строгих правил реализации. Эти правила определяют границы варьирования языковых единиц в речи, допустимого с точки зрения сохранения ими самотождественности, т. е. фиксируют набор допустимых синонимических преобразований единицы языка. Объект исследования конкретно-научного С. — культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых — язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т.д. Именно на этих объектах структурно-семиотический анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры, по-разному определяемые в разных концепциях (понятия «эпистема» и «дискурсивные формации», характеризующие глубинные уровни знания у Фуко, понятие «письмо» у Барта и Ж. Деррида, «ментальные структуры» у Леви-Строса и т.д.), но во всех случаях рассматриваемые в качестве опосредующих отношение человеческого сознания и мира. Сознание и самосознание человека, игнорирующие это опосредование, оказываются, по С. источником иллюзий относительно свободной и суверенной деятельности человеческого «Я». В связи с этим в С. пересматривается ряд традиционных понятий гуманистики — таких, как автор, творчество, произведение и др. Выступая против традиционной «истории идей», С. делает упор на качественных преобразованиях культуры, основанных на радикальных перестройках глубинных структур. Одновременно на др. уровне абстракции в С. развиваются поиски широких типологических обобщений, общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Конкретно-научный С. показал свою плодотворность в изучении культуры первобытных племён, в фольклористике и др. областях. В то же время он вызвал острые дискуссии в конкретно-научном и философском плане. |