Интернациональное воспитание. Курс: «Теория воспитания» ЛЕКЦИЯ Тема: Национальное своеобразие воспитания.Воспитание культуры межнационального общения. ПЛАН: 1. Сущность и значение воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений. 2. Патриотизм и культура межнациональных отношений как нравственные качества личности. 3. Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональный отношений ВОПРОС 1. Сущность и значение воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, является частью правового воспитания и имеет огромное значение в социально гражданском и духовном развитии человека. На основе чувства патриотизма и уважения национальных традиций, святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за честь и независимость ее, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается благородство и достоинство личности. Многие мыслители и педагоги прошлого указывали на формирующее влияние данного направления воспитания (Радищев, Белинский, Ушинский, Толстой и др.). «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота) … Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже… Он пламенее нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей… Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою плохой пример неблагонравия… И если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью… Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества» А.Н. Радищев Российский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие духовные ценности и идеалы и делает человека членом социального сообщества. «Любить свою родину, – отмечал он, – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере своих сил споспешествовать этому» В.Г. Белинский Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» К.Д. Ушинский Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и непрерывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле они тесно связаны и составляют органическое единство, определяющее нравственную значимость личности. ВОПРОС 2: Патриотизм и культура межнациональных отношений как нравственные качества личности Исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных национальных государств, поэтому это глубокие чувства, закрепление веками и тысячами обособленных отечеств. Впервые слово «патриот» (от греч. Patris – отечество) стало употребляться во время Французской революции 1789 – 1793 гг. Тогда патриотами называли себя борцы против монархии, защитники республики. «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечетсвенник» Словарь В.И. Даля Педагогическая трактовка этого понятия не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют патриотизм как нравственное качество. С этой точки зрения: Патриотизм – нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине; проявление к ней любви и верности; осознание и переживание ее величия и славы; своей духовной связи с ней; стремление беречь ее честь и достоинство; практическими делами укреплять ее могущество и независимость». Культура межнациональных отношений есть нечто иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей нации, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Патриотизм включает в себя: ü Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа; ü Заботу об интересах родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине; ü Гордость за социальные и культурные достижения своей страны; ü Отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; ü Уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины. К содержанию культуры межнациональных отношений к людям различных стран и национальностей относят: Ø Уважительное отношение к людям различных стран и национальностей; Ø Соблюдение морального такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; Ø Проявление позитивно-оценочного отношения к достижениям духовной жизни и культуры других народов; Ø Стремление поддерживать с ними доброжелательные контакты, развивать общечеловеческие ценности. ВОПРОС 3: Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональный отношений Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств: - потребностно-мотивационный компонент; - когнитивно-интеллектуальный; - эмоционально-чувственный; - поведенческий; - волевой. Интернациональное воспитание. В процессе воспитания у младших школьников необходимо формировать чувство интернационализма: уважение к народам разных национальностей. Интернациональные взгляды, чувства формируются на основе глубоких и разносторонних знаний школьников о Родине, о ее героическом прошлом, о настоящей жизни. Воспитанию интернационализма способствует не только ознакомление учащихся с общественной жизнью страны, но и активное участие школьников в разнообразной общественно полезной внеклассной и внешкольной деятельности, в процессе которой они вступают в многообразные отношения с другими людьми. Формирование высоконравственных отношений к людям составляет также одно из направлений нравственного воспитания. В этой группе нравственных отношений ценным нравственным качеством является гуманизм, который основывается на глубоком уважении к человеку как члену общества. Гуманизму присущи: ü умение сотрудничать с другими людьми; ü эмпатия; ü глубокое признание и уважение прав, свободы и достоинства человека. Гуманизм регулирует правовые отношения людей и отношения общества и личности. В школе учителя открывают ребятам окружающий мир, пробуждают у школьников веру в справедливость, в торжество добра, вооружают учащихся системой положительных взглядов на жизнь. При этом у них воспитывается нетерпимость по всяким проявлениям унижения и оскорбления личности, и несправедливости, неправды. Гуманизм как нравственное качество характеризующее нравственное отношение к людям, воплощается в труде, в поступках, разнообразных общественно полезных делах. |