Ситуационные задачи для разбора на занятии Алгоритм пальпации пульса на лучевой артерии и регистрация результатов исследования артериального пульса в температурном листе Цель: оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Оснащение: часы с секундной стрелкой или секундомер, температурный лист. Места исследования пульcа: локтевые, паховые, бедренные, височные, сонные, лучевые артерии. Выполнение манипуляции: 1.Придайте больному удобное положение сидя или лежа. 2.Освободите предплечье больного от одежды. Правой рукой 2, 3 и 4 пальцами прижмите лучевую артерию к лучевой кости так, чтобы 2 палец находился у основания большого пальца больного. 3.Другой рукой прощупайте пульс на другой руке больного. Сравните одинаков ли пульс на правой и левой артерии. Если одинаковый, то пальпацию проводят на одной руке. При наличии разного пульса – на той руке, где пульсовые волны выражены лучше. 4.Пользуясь часами с секундной стрелкой, подсчитайте число пульсовых ударов за 1 полную минуту. 5.Определите ритм пульса, оценивая интервалы между пульсовыми волнами и силу волн. Если волны появляются через одинаковые промежутки времени и одинаковы по силе, то пульс ритмичный. В противном случае – аритмичный. 6.Сдавливайте артерию с различной силой, оценивая ощущение наполнения ее кровью. 7.Для выявления напряжения пульса, 3 и 4 пальцами сдавите артерию так, чтобы 2 палец перестал пальпировать пульс. 8.Легко сдавливаемый пульс считается мягким. Если же для сдавливания артерии требуется усилие – пульс твердый или напряженный. В норме артерия сдавливается при умеренном усилии. 9.Результаты частоты пульса отметьте в температурном листе. Основные свойства пульса: Частота – количественные колебания пульсовых ударов в минуту. Частота пульса зависит от возраста, физических нагрузок, температуры тела, состояния пациента. В норме 60-80 ударов в минуту. При учащении сердечных сокращений – тахикардии – наблюдается частый пульс, а при замедлении – брадикардии – редкий. Симметричность – совпадение пульсовых ударов на обеих руках. Ритмичность – пульсовые волны следуют через равные промежутки, нарушение ритма – пульс аритмичный. Наполнение пульса зависит от величины сердечного выброса крови в артериальную систему и общего количества циркулирующей крови, а потому может быть слабого и удовлетворительного наполнения. Напряжение - зависит от величины систолического давления, определяется силой, необходимой для полного прекращения распространения пульсовой волны, в норме пульс должен быть умеренного напряжения. Величина пульса – это важное свойство пульса зависит от наполнения и напряжения – называется большим, слабого - малым, а при незначительной величине – нитевидный. 3) Результаты: запись в рабочей тетради алгоритма манипуляции. 4) Выводы: манипуляция «Пальпация артериального пульса на лучевой артерии и регистрация его в температурном листе» освоена. Ситуационные задачи для разбора на занятии 1) Алгоритм разбора задач Этап 1. Внимательное прочтение условий ситуационной задачи, уяснение содержания вопроса или задания, приведенного в конце задачи. Процесс прочтения может длиться по-разному, однако на этом этапе не стоит торопиться, а постараться вникнуть во все детали изучаемой ситуации. Этап 2. Краткое формулирование проблемы, изложенной в задаче. Этап 3. Определение основного раздела «Общего ухода за больными», теоретический материал из которого будет необходим для решения данной задачи. Этап 4. Отбор теоретических положений данного раздела, которые будут использованы студентом для решения. Этап 5. Определение других разделов «Общего ухода за больными», теоретические положения которых также могут быть востребованы при решении данной задачи. Этап 6. Осуществление поиска алгоритмов манипуляций применительно к условиям описанной ситуации Этап 7. Формулировка наиболее оптимального, по мнению студента, варианта решения данной задачи. Необходимо пояснить причины выбора данного варианта, чем он отличается от других возможных для осуществления вариантов. Данный этап крайне важен, так как направлен на развитие у будущего врача умений обоснованно представлять и отстаивать свою точку зрения. 2) Пример задачи с разбором по алгоритму. Условие задачи. Пациентка, 49 лет поступила на стационарное лечение с диагнозом «ИБС: стабильная стенокардия, мерцательная аритмия». Жалобы на перебои в работе сердца при физической нагрузке, одышка, похудание, слабость, отсутствие аппетита. Болеет 8 лет. Объективно: общее состояние тяжелое, кожа бледная в легких единичные хрипы, пульс 94 в минуту, неравномерного наполнения и напряжения, отеки на ногах и крестце. Составьте план ухода. Расскажите технику измерения пульса и АД. Последовательность действий студента: Этап 1. Внимательное прочтение условий ситуационной задачи, уяснение содержания вопроса или задания, приведенного в конце задачи. Процесс прочтения может длиться по-разному, однако на этом этапе не стоит торопиться, а постараться вникнуть во все детали изучаемой ситуации. Этап 2. Краткое формулирование проблемы, изложенной в задаче. По условию задачи понятно, что пациент имеет проблемы, связанные с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Необходимым действием является помощь при перебоях в работе сердца, одышке, тахикардии, оказывается квалифицированная врачебная помощь. Этап 3. Определение основного раздела «Общего ухода за больными», теоретический материал из которого будет необходим для решения данной задачи. Основной раздел – «Уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы». Этап 4. Отбор теоретических положений данного раздела, которые будут использованы студентом для решения: Из основного раздела может понадобиться материал по правилам измерения АД, пульса, характеристика систолического и диастолического АД, свойства пульса. Этап 5. Определение других разделов «Общего ухода за больными», теоретические положения которых также могут быть востребованы при решении данной задачи. Потребуются знания по уходу за больными с отеками, положение такого пациента в постели. Этап 6. Осуществление поиска алгоритмов манипуляций применительно к условиям описанной ситуации. Анализ перечня манипуляционных техник выявил те, которые могут пригодиться для решения данной ситуации: - Алгоритм измерения АД и регистрация его в температурном листе.
- Алгоритм измерения артериального пульса и регистрация его в температурном листе.
- Алгоритм ухода за больными с отеками.
Этап 7. Формулировка наиболее оптимального, по мнению студента, варианта решения данной задачи. Необходимо пояснить причины выбора данного варианта, чем он отличается от других возможных для осуществления вариантов. Данный этап крайне важен, так как направлен на развитие у будущего врача умений обоснованно представлять и отстаивать свою точку зрения. - обеспечение лечебно-охранительного режима (режим психологического щажения, режим оптимальной двигательной активности, соблюдение внутрибольничного режима: врачебное наблюдение, выполнение назначений).
- регистрация АД в температурном листе
- регистрация артериального пульса в температурном листе
- уход за пациентом с отеками
- обеспечение проведения личной гигиены больного.
3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии: Задача № 1. Больной К., 22 года поступил с жалобами на слабость, недомогание, температуру 37,8-37,9 по вечерам, одышку при подъеме на второй этаж, ощущение сердцебиения, летучие боли в суставах. В детстве – частые ангины, скарлатина. Настоящее ухудшение в течение двух недель после очередной ангины. Объективно: состояние удовлетворительное. Небольшой цианоз губ. Пульс 100 уд/мин. ритмичный, АД 100/80 мм.рт.ст. Дыхание везикулярное. Кожа над суставами гиперемирована, отечная. Суставы болезненны при пальпации. Задание: 1) Составьте план ухода. 2) Расскажите особенности диеты при сердечно-сосудистых заболеваниях. 3) Расскажите технику измерения артериального давления. Задача № 2. Пациентка 55 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом: гипертоническая болезнь II стадии, обострение. При сборе данных пациентка предъявляла жалобы на сильную головную боль в затылочной области, слабость, плохой сон. Считает себя больной около 3 лет, ухудшилось состояние в последний месяц, после стрессовой ситуации. Лекарства принимает нерегулярно. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости. Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, кожные покровы чистые, обычной окраски, избыточного питания. ЧДД – 20 в минуту, пульс 80 в минуту, ритмичный, напряжен, АД – 190/100 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненый. Задания: 1) Составьте план ухода. 2) Охарактеризуйте свойства пульса. 3) Расскажите технику измерения артериального пульса. Рекомендуемая литература:(основная и дополнительная). Основная литература: № п/п | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | Наличие в ЭБС | в биб-лиотеке | на ка-федре | | | | | | | | 1. | Теоретические основы сестринского дела: учебник, 2-е изд., испр. и доп. | С.А. Мухина, И.И. Тарновская | М.: ГОЭТАР-Медиа, 2010 | - | | Консультант студент | Дополнительная литература: № п/п | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | Наличие в ЭБС | в биб-лиотеке | на ка-федре | | | | | | | | 1. | Основы сестринского дела: справочник | М.Ю. Алешкина, Н.А. Гуськова | Сп-б: Спецлит, 2009 | | - | Консультант студент | 2. | Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по общему уходу в терапии | А.Я. Чепурных, Г.В. Ивановская | ГОУ ВПО Кировская ГМА, 2008 | | | - | Методические рекомендации подготовлены: преподавателем кафедры сестринского дела ___________________ С.В. Романовской Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»__________ Зав. кафедрой:_______________(Е.А. Мухачева) |