Исследование речи, письма, чтения, счёта. Задачи и принципы нейропсихологического исследования Классический вариант нейропсихологического обследования разрабатывался при обследовании взрослых больных с локальными поражениями мозга. Работа с детьми требует адаптации имеющихся методов как с точки зрения предлагаемого для исследования материала, так и длительности исследования с учетом возрастных особенностей и этапов развития. Основные задачи нейропсихологического обследования: 1. Наличие или отсутствие патологического очага (очагов) в мозге пациента. Выявляются сохранные и нарушенные звенья психических процессов. 2. Выявление степени выраженности имеющихся нарушений или изменений. 3. Построение схемы адекватных индивидуализированных программ восстановления, коррекции, обучения. 4.Изучение эффективности различных видов воздействия. 5.Осуществление динамического наблюдения за состоянием психических процессов у одного и того же пациента в ситуациях, когда на него оказывают воздействие различные внешние факторы в ходе различных видов воздействия (лечения, обучения, коррекции), а также на разных этапах его индивидуального развития. Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить фактор (механизм) нарушения тех или иных высших психических функций (ВПФ) и, на основании анализа выявленных изменений ВПФ, поставить топический диагноз (т.е. определить локализацию преимущественной дисфункции в коре головного мозга), а в дальнейшем - наметить пути и методы восстановительной работы. Основные принципы нейропсихологического диагностического обследования 1) раннего выявления дефектов 2) профессиональное обследование (исследование всейпсихической сферы и всех форм деятельности ребенка, а не отдельных психических процессов) 3) системность обследования (ВПФ не исследуются изолированно друг от друга, а анализируются их взаимосвязи) 4) вычленение механизма и причины трудностей и дефектов ( а не просто констатация и описание), как основа для топического или дифференцированного диагнозов. Схема обследования. Анамнестические данные (взрослый/ребёнок). 1. Имя, возраст, пол, образование, семейное положение. 2. Медицинские документы (ЛОР, окулист, невролог, психиатр) 3. История раннего развития ребёнка до года 4. Продукты деятельности ( рисунки, прописи, тетрадки по языку, математике) Предварительная беседа. Оценка внешнего вида больного. Внешний вид может быть: опрятен, неряшлив, выглажена и застёгнута ли его одежда, одет ли по возрасту, сезону. Жалобы пациента. Необходимо в точности записать со слов пациента, почему он обратился за помощью, где он сейчас находится и почему ("Чем я могу вам помочь?". "Что вас беспокоит?", "Что привело вас ко мне?"). Беседу с ребенком или стариком обязательно дополняют беседой с сопровождающим лицом Определение уровня сознания. 1. Понимает ли пациент ваши вопросы (как правило пациент пытается сразу же ответить, утвердительно кивнуть головой, в речевой форме или кивком головы выразить согласие или не согласие)? 2. Правильно ли выполняет команды (попросите пациента выполнить пару команд, например, поднять правую руку, зажмурить глаза)? 3. Отвечает ли адекватно и довольно быстро или склонен терять нить разговора, засыпает. Паспортные данные. Уточнить данные дабы удостовериться в адекватности а также, что больной хорошо слышит, понимает обращённую речь и может правильно читать и писать. Контактность и отношение к беседе. Охотно вступает в контакт, безразличен, насторожен, подозрителен, смущен, агрессивен, сексуально расторможен. Поза, поведение, манеры, отношение к людям и вещам, обследованию. Обратите внимание сидит пациент или предпочитает ходить,на его позу (сгорбленная, восковая ригидность) и походку (атактическая, семенящая, с широко расставленными ногами), способность расслабиться, набыстроту движений и их объём, меняются ли поза пациента и его движения взависимости от темы беседы или от поведения окружающих. Выражение лица. Обратитите внимание на лицо пациента когда он один и когда он общается с другими людьми (приветливое, добродушное, заинтересованное, участливое, радостное, сосредоточенное на раговоре или своих мыслях и переживаниях, безразличное, сострадательное, грустное, тревожное, напряженное, испуганное, печальное, стремление отвести взгляд и т.д.). Следите за изменениями выражения лица в зависимости от предмета разговора. Ориентировка. Нарушения ориентировки традиционно подразделяют на ориентировку во времени, месте и собственной личности. Именно в этом порядке обычно развиваются нарушения ориентировки, а восстановление ее при улучшении состояния больного происходит в обратном порядке. Только при наиболее тяжелых нарушениях больные неориентированы в собственной личности. Методика исследования как ориентирован пациент: 1. во времени (пациента просят назвать текущий год, месяц и число); 2. текущем дне, месте (место нахождения на момент консультирования, пациента просят назвать сколько сейчас ему лет, где он работает, членов семьи); 3. собственной личности (ФИО, пациента просят назвать дату своего рождения, пациента просят назвать домашний адрес,) 4. прошлом (ФИО отца, матери, в каком году закончил школу, даты рождения детей, служба в армии и т.д); 5. определить имеются ли у больного кофабуляции (вымыслы памяти) (для этого необходимо сверить сведения которые сообщает пациент о себе со сведениями третьего лица, хорошо знающего пациента, или сверить с паспортными данными, историей болезни). Настроение. Оценивают соответствие между настроением, мыслями и поведением. Критика. Критику к своему состоянию можно оценить с помощью простых вопросов: "Как вы сами оцениваете то, что вас беспокоит?", "Что, по-вашему, с вами происходит?". Также следует выяснить как пациент относится к своей болезни, к своему поведению, его отношение к другим людям. (патология, защита) Исследование речи, письма, чтения, счёта. При изучении языка и речи следует оценить ряд следующих характеристик. Разговорчивость. Разговорчив ли пациент или молчалив? Высказывается ли он спонтанно или только в ответ на прямые вопросы? (Например, легко ли вступает и поддерживает контакт? охотно или нет отвечает на вопросы?) Быстрота речи. Быстра ли речь пациента, или она замедленна? (обычная, быстрая, замедленная, отрывистая, словесная окрошка, непрерывная, многословная, скудная). Произношение слов. Произносит ли пациент слова внятно и отчётливо или смазанно? Носит ли его речь гнусавый характер? Произносится без каких-либо усилий, присутствуют ли парафразы, неологизмы, непонятная - понятная, смысловая связь есть или нет) Плавность речи. Под плавностью речи подразумевают быстроту и мелодичность речевого потока. (монотонность). |