МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тактильные и соматогностические функции





Двигательные функции

Кинестетический праксис

А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я». (Не оценивается).

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинетический (динамический) праксис

1. «Кулак — ребро — ладонь». И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро—ладонь —кулак».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Графическая проба «Заборчик».

Вы рисуете ребенку образец:

И.: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги». Условия те же, что и в пункте 1.

3. Реципрокная координация рук.

И.: «Положи руки так же на стол. Делай, как я».

Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пространственный праксис

1. Проба Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

Тактильные и соматогностические функции

1. Локализация прикосновения.

A) И.: «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась». Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, вы просите показать, куда вы дотронулись. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)». Локализация прикосновений к пальцам рук. Вы прикасаетесь к пальцу одной руки, ребёнок другой рукой должен показать этот палец. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



B) Проба Тойбера.

В ходе проведения предыдущих проб вы несколько раз прикасаетесь одновременно к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?» Эксп. рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.

Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Стереогнизис

А) С закрытыми глазами ребёнок должен узнать предмет. Он может назвать этот предмет или объяснить, для чего он нужен. Обязательное условие – все предметы знакомы ребёнку.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Проекция локализации прикосновения. И.: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на «человечке».

Так же как и в предыдущем задании, вы дотрагиваетесь до нескольких частей тела ребенка и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

И.: «Что здесь нарисовано?» Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные эксп. два (потом три) изображения, расположенных в разных местах страницы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Перечеркнутые изображения. И.: та же, что и в пункте 1.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). И.: та же.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Незавершенные изображения. И.: та же.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Химерные изображения. И.: та же. В случае, если ребенок не сразу! видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Цветовой гнозис. И.: «Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом». Подбор картинок к данному цветовому фону. От 5 до 7 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Сюжетные картинки «Лето», «Прорубь», «Окно». И.: «Что здесь случилось?»

4. Пространственный зрительный гнозис

Проба Бентона. Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.

Копирование

1. Тест Бендера. Перед ребенком кладется образец и чистый лист бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки». Фигуры предъявляются испытуемому последовательно. Для копирования используются листы белой нелинованой бумаги формат А4. Испытуемому следует предоставить карандаш и ластик. Запрещается пользоваться какими-либо вспомогательными средствами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет.

Перед ребенком кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист.

И.: «Нарисуй такую же фигуру».

Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования эксп. меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов образца не допускается; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Полезно отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Слуховой гнозис (правосторонний) и слухомоторные координации.

1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И.: «По сколько раз я стучу?» (по 2, по 3 удара). И.: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции. Сначала той рукой, которой удобно, затем другой. И.: «Постучи, как я скажу». ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Исследование восприятия и воспроизведения ритмических структур по рисунку.

Память

1. Слухоречевая память

2. «6 слов».

И.: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок повторяет.

При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз.

Отсроченное воспроизведение. Без предъявления эксп. спрашивает: «Какие слова мы запоминали?» Ребенок отвечает.

Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.

2. Зрительная память.

А) «Запоминание картинок».

Перед ребёнком выкладывается ряд картинок. После того как ребёнок запомнит все рисунки, отворачивается. После чего прячется одна картинка, а ребёнок, рассматривая оставшиеся, должен вспомнить, какой не хватает. Также оценивается отсроченное воспроизведение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) «6 фигур».

1) Перед ребенком на 10—15 с выкладывается набор из 6 фигур. И.: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее».

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20 — 25 мин (заполненных другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. И.: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их еще раз».

Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).

2) Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой.

После этого через 20 — 25 мин исследуется прочность их запоминания, как и в пункте А.

Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

Речевые функции

1. Автоматизированная речь.

Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте — в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. п. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Фонематический слух. И.: «Повторяй за мной:

б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо;

дочка —точка, бочка —почка, коза —коса;

скороговорки...»

Ребенок повторяет каждый раз вслед за эксп.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попросите ребенка показать: «мяч —меч», «кость-гроздь—гвоздь», «крыса —крыша»; части тела: «бровь», «ухо —рот», «плечо-локоть—глаз» и т.п.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Речевая артикуляция и кинетика. И.: «Повторяй за мной:

б-м, д-л-н, г-к-х;

тпру; слон —стол —стон, би-ба-бо, бо-би-ба;

дом—том, кора —гора, меч —печь;

половник —полковник, полковник —поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки)».

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Понимание логико-грамматических («квазипространственных») конструкций.

A. Ребенка просят показать: «бочку за ящиком», «перед бочкой ящик», «в ящике бочку» и т.д.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

B. Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или «Брат отца и отец брата — это одно и то же?» и т. п. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. И.: «Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава?» Здесь верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Построение самостоятельного речевого высказывания.

Этот аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т.е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.