ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Б) Определение последнего местожительства наследодателя НАСЛЕДСТВО В МЧП 1. Коллизионные вопросы наследственных правоотношений В России принята раздельная система определения наследственного закона: наследование движимого имущества регулируется правом страны по месту последнего жительства наследодателя, а наследование недвижимости - правом страны по месту ее нахождения. В отсутствие международного договора, которым предусмотрено иное Данная коллизионная норма применяется к наследованию как по закону (ab intestat), так и по завещанию. В этом смысле можно говорить о ней как об общем режиме определения применимого к наследованию права. К наследованию движимого имущества применяется право страны, где наследодатель имел последнее место жительства (п. 1 ст. 1224 ГК РФ). Данная коллизионная норма исходит из презумпции наличия движимого имущества в месте открытия наследства (mobilia sequuntur personam). Как следствие, это делает более целесообразным регулирование наследования движимого имущества правом страны по месту жительства. Действительно, в большинстве случаев все или основное движимое имущество наследодателя "собирается" по его месту жительства: вещи следуют за хозяином. Это делает регламентацию их наследования по месту жительства более простым и удобным. В отличие от данного общего порядка наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву. Использование российской коллизионной нормы в области наследования порождает три основные проблемы: - во-первых, это проблема квалификации имущества, входящего в наследственную массу; - во-вторых, сложности, связанные с определением последнего местожительства наследодателя; - в-третьих, проблему применения иностранного права при его противоречии публичному порядку. Кроме того, в силу различий используемых в разных странах коллизионных привязок при определении применимого к международному наследованию права нередко возникает проблема обратной отсылки, как негативной, так и позитивной А) Квалификация наследственного имущества Проблема связана с различиями квалификаций во внутреннем праве. Существование "двойной" коллизионной нормы в сфере наследования - закон последнего местожительства для движимого имущества, закон местонахождения для недвижимого - придает квалификации наследственного имущества в качестве движимого или недвижимого особую важность. Иногда некоторые виды имущества, рассматриваемые в российском праве как движимые вещи, могут в иностранном праве квалифицироваться как недвижимость, и наоборот. Так, например, квалификация предприятия как недвижимости (ст. 132 ГК РФ) редко встречается в мировой законодательной практике. Напротив, российскому праву неизвестно, например, толкование доли в уставном капитале общества, внесенной в виде квартиры, дома и т.д., именно как недвижимого имущества, используемое common law (США, Великобритания). В российском праве такие доли будут квалифицированы как движимые права требования. Б) Определение последнего местожительства наследодателя Определение последнего местожительства наследодателя является одной из распространенных проблем, возникающих в практике регулирования международных наследственных дел. Местожительство - это коллизионная привязка, используемая в международном частном праве России, оно должно определяться согласно российскому же праву. В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или временно проживает. Речь идет о фактическом проживании, которое не обязательно совпадает с местом регистрации по месту жительства. Для вывода о фактическом проживании по определенному месту могут приниматься во внимание длительность проживания, наличие связей с социальным окружением (работа, дети в школе, супруга и др.), намерения лица (желание остаться навсегда и др.) и его правовое положение (виза, вид на жительство и др.). Иногда на практике возникает вопрос об определении последнего места жительства для дипломатов и функционеров различных международных организаций. Представляется, что члены дипломатического корпуса предполагаются проживающими в государстве, которое они представляют, так как регулярно переезжают в зависимости от изменения своей должности и не интегрируются в правовую систему страны аккредитации. Такой же подход следует использовать в отношении военных и гражданских должностных лиц, находящихся за рубежом в рамках двустороннего сотрудничества или работающих в международных организациях. Тем не менее, решение вопроса остается достаточно сложным, когда речь идет о работниках международных организаций, связанных с ее местонахождением (например, российские работники аппарата Европейского суда по правам человека или Совета Европы). Представляется, что в каждом случае для ответа на вопрос о действительном местожительстве лица нужно учитывать все фактические обстоятельства, например: - длительность пребывания; - характер занимаемой должности - политическая или штатная; - степень интеграции в правопорядок страны нахождения международной организации и др. В) Публичный порядок Иностранный материальный закон, компетентный в силу российских коллизионных норм регулировать наследственные отношения, не применяется, если он противоречит публичному порядку в Российской Федерации. Не могут применяться в России положения иностранного наследственного права, устанавливающие, например, наследственные привилегии в силу старшинства или принадлежности к мужскому полу, а также устраняющие от наследования лиц, имеющих в соответствии с российским наследственным правом право на обязательную долю (ст. 1149 ГК РФ). Так, применение нотариусом норм мусульманского права, согласно которому наследник мужского пола получает двойную долю наследства по сравнению с наследницами, недопустимо. Запрет дискриминации, основанной на половой принадлежности, утверждение принципа равенства между мужчиной и женщиной, утверждаемый в международных актах, приобретают все большее значение для национальных правовых систем (ч. 2, 3 ст. 19 Конституции РФ). Российский публичный порядок через нотариуса также должен противостоять любому дискриминирующему условию компетентного иностранного закона, основанному на расовой или религиозной принадлежности. Однако замена компетентного иностранного права на российское по мотиву противоречия публичному порядку в России может впоследствии повлечь затруднения для наследников при регистрации своих прав в соответствующих публичных реестрах в иностранном государстве. Нотариальное производство по наследованию, в частности действия, связанные с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина РФ, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении такого имущества, осуществляется в соответствии с законодательством РФ (ст. 105 Основ законодательства РФ о нотариате). Это правило вполне логично, поскольку правила нотариального производства суть процедурно-процессуальные, и здесь тоже можно говорить по аналогии с принципом lex fori о законе мест совершения нотариального действия. Поскольку иностранные граждане имеют такой же статус, то наследование ими осуществляется по тем же самым правилам, например, о сроках. Иностранный гражданин также должен подать заявление о принятии наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства, а также доказать факт родственных отношений либо представить завещание. Иностранец должен подпадать под критерии родственных отношений, установленные в ГК России. По вопросам наследственных отношений имеется несколько универсальных международных конвенций, в частности, Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимости (Гаага, 1 августа 1989 г.), Конвенция о праве, применимом к имуществу, распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности, и о его признании (Гаага, 1 июля 1985 г.), Конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц (Гаага, 2 октября 1973 г.), Конвенция о Единообразном законе о форме международного завещания (Вашингтон, 26 октября 1973 г.). Однако часть из этих конвенций не вступила в силу, а в других наша страна не участвует. К сожалению, Россия пока не присоединилась к Конвенции о праве, применимом к наследованию, принятой 1 августа 1989 г. в Гааге при проведении XVI сессии Гаагской конференции по международному частному праву. Данная Конвенция представляет существенный интерес для нотариата, так как содержит универсальные правила разрешения коллизий норм различных государств при регулировании международных наследственных дел. В частности, она исходит из принципа подчинения наследования единому закону независимо от вида наследственного имущества (движимого или недвижимого), вводя для этого специальное понятие основной резиденции. Кроме того, предусматривается возможность для наследодателя выбрать право, которое будет применяться при регулировании наследования после его смерти (professio juris). Подобная унификация коллизионного регулирования наследования безусловно позитивна, так как приводит к применению ко всему наследственному имуществу материального права одного государства. Очевидно, что возможное присоединение России к Гаагской конвенции 1989 г. потребует от российских нотариусов более частого применения норм иностранного права при регулировании международного наследования. Более глубоко и содержательно вопрос о правилах наследования решен в ряде региональных конвенций с участием Российской Федерации и договорах о правовой помощи, в частности в Минской конвенции. В ст. 44 отражен принцип равенства, согласно которому граждане каждой из стран - участниц Минской конвенции могут наследовать на территориях других стран имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, что и граждане данной страны. В ст. 45 Минской конвенции определена территориальная компетенция нотариусов или других лиц, уполномоченных на совершение данного вида юридических действий, в отношении прав наследования. Право наследования имущества, кроме недвижимости, определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество. Поэтому в случае смерти в России гражданина Украины, имевшего движимое и недвижимое имущество на территории обеих стран, при удостоверении наследственных прав на недвижимое имущество на Украине компетентным является нотариус Украины по месту его нахождения, а в отношении остального имущества - нотариус России по последнему месту жительства наследодателя. Данное правило четко закреплено в ст. 48 Минской конвенции. Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти, а производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество. В ст. 46 Минской конвенции определен порядок наследования и государством. Если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, на территории которой оно находится. Двусторонние договоры РФ о правовой помощи устанавливают примерно такой же порядок разрешения наследственных вопросов. Как уже отмечалось, процедура оформления наследственных прав в отношении иностранного лица аналогична такой же процедуре в отношении российских лиц. При этом надо исходить из принципа активности нотариуса, отражающего его публично-правовой статус, согласно которому нотариус должен принять меры к розыску наследников. В частности, в ст. 61 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно. Нотариус может также произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации. Поэтому в случае наличия информации о том, что все или часть наследников проживают за рубежом, нотариус должен принять меры к их извещению. В частности, согласно п. 1 ст. 16 Минской конвенции Договаривающиеся Стороны по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая Договаривающаяся Сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе. Порядок взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств определяется законодательством РФ и международными договорами РФ. Согласно ст. 49 Минской конвенции по делам о наследовании, в том числе по наследственным спорам, дипломатические представительства или консульские учреждения каждой из Договаривающихся Сторон компетентны представлять (за исключением права на отказ от наследства) без специальной доверенности в учреждениях других Договаривающихся Сторон граждан своего государства, если они отсутствуют или не назначили представителя. Установлены специальные формы удостоверительных надписей для выдачи свидетельств о праве на наследство по закону и по завещанию для действия за границей Наследственный статут После определения применимого к международному наследованию права важно уточнить, при решении каких именно вопросов оно используется. Под статутом наследования обычно понимается определяемое на основании коллизионной нормы право (закон страны), которое подлежит применению ко всей совокупности наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, или, по крайней мере, к основной их части. При наследовании по закону в понятие наследственного статута входят следующие вопросы: Открытие наследства. Стандартная причина открытия наследства в большинстве стран мира - это смерть наследодателя или объявление умершим. В силу российского публичного порядка не подлежит применению иностранное право, которое предусматривает иные основания открытия наследства, как например: гражданская смерть (поражение в гражданских правах) или посвящение себя служению религии (священнослужители, монахи). Лица, могущие быть наследниками. Наследственный закон определяет качества, необходимые для признания лица наследником. Необходимость, чтобы признаваться наследником, быть зачатым при жизни наследодателя также касается наследования и определяется в соответствии с применимым к его регулированию правом (наследственным законом). Основания признания лица недостойным наследником также подчиняются компетентному наследственному закону. Однако в силу требований публичного порядка будут обязательными также основания признания недостойным наследником, предусмотренные российским законодательством (ст. 1117 ГК РФ), в частности, в случае осуждения за покушение на жизнь наследодателя. На основе взаимности уголовное наказание за рубежом, ведущее там к признанию недостойным наследником за совершение таких деяний, как, например, отказ от выполнения алиментных обязательств по отношению к покойному или разворовывание наследства, может использоваться как основание признания недостойным наследником. В то же время, если основания, порочащие лицо как наследника, проистекают из его политических или религиозных убеждений, то они должны отбрасываться как противоречащие публичному порядку. Обязательная доля. Определение лиц, обладающих правом на обязательную долю в наследстве и ее размера, также осуществляется на основании наследственного закона. В силу дробления в Российской Федерации наследственного закона обязательная доля должна рассчитываться отдельно для каждой из наследственных масс, подчиненных различным наследственным законам, и рассматриваться как самостоятельное имущество. Если применимое к наследованию иностранное право не предусматривает правил об обязательной доле (Великобритания, США), то применяется российское право. В основе такой замены - особая значимость правил об обязательной доле в наследстве, установленных для защиты лиц, зависевших от наследодателя (ст. 1149 ГК РФ). Наследственные права супруга. Призвание пережившего супруга в качестве наследника и объем наследственных прав зависят обычно от закона, применимого к регулированию самого наследования. На практике возникал вопрос о наследственных правах в России переживших супругов полигамного брака, заключенного за рубежом. Представляется, что признание правовых последствий полигамного брака в области наследования не противоречит публичному порядку в России. Поэтому при условии, что полигамный брак заключался в соответствии с законами государства, его допускающими, призвание в России к наследованию второй и так далее жены возможно. Запрет многоженства в России еще не означает, что субъективные права, из него вытекающие, автоматически противоречат публичному порядку. Напротив, признание наследственных прав женщины в данном случае позволит избежать еще большей несправедливости. Сожители. Распространение свободных союзов, без официальной регистрации фактических брачных отношений, - это социальный факт, юридические последствия которого регулируются во все большем числе государств. Отношения сожителей, как и традиционных супругов, могут иногда приобретать международный характер. И если российское право не признает наследственных прав у пережившего сожителя, в ряде иностранных государств существует обратное положение. Наследование по завещанию На основании применимого к регулированию международного наследства материального права определяются: действительность завещания, обязательная доля, завещательный отказ и завещательное возложение, полномочия исполнителя завещания и др. При регулировании международного наследства, основанного на завещании, основные практические вопросы касаются его формы, порядка получения сведений о завещаниях и, наконец, формальностей, связанных с их открытием и исполнением. Российский законодатель предусмотрел специальное правило, которое должно обеспечить максимальную действительность завещаний и актов их отмены, имеющих пороки формы. Так, по общему правилу, способность лица к составлению и отмене завещания, а также форма такого завещания определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или акт его отмены не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права (п. 2 ст. 1224 ГК РФ). Аналогичные нормы содержатся в большинстве двусторонних договоров России о правовой помощи и Минской конвенции 1993 г. Фактически это означает, что нотариус без ущерба для действительности завещания (акта его отмены) может составлять его в форме, предусмотренной российским законом. Однако на практике рекомендуется тем не менее использовать форму завещания, предусмотренные правом страны, применимым к самому наследованию. Среди международных инструментов в данной области обращает на себя внимание Конвенция о коллизиях законов относительно формы завещательных распоряжений, заключенная 5 октября 1961 г. в Гааге. Значительное число государств-участников и максимальное стремление Конвенции к обеспечению действительности завещания с точки зрения формы делают желательным присоединение к ней России. Согласно ст. 1 Конвенции, список компетентных законов очень обширен. Завещание рассматривается действительным в отношении его формы, если она соответствует требованиям закона: - места ее составления; - или гражданства завещателя, которым он обладал либо в момент составления завещания, либо на момент смерти; - или местожительства завещателя, которое он имел либо в момент составления завещания либо на момент смерти; - или места, где завещатель имел основную резиденцию, либо в момент составления завещания, либо на момент смерти; - или, для недвижимого имущества, места его нахождения. При подобных коллизионных нормах представить себе возможность недействительности завещания в силу несоблюдения требований к его форме очень сложно. Интересные правила содержит Вашингтонская конвенция от 26 октября 1973 г., включающая в себя Типовой закон о форме международного завещания. Данный закон уже действует для целого ряда государств, это: Бельгия, Италия, Эквадор, Канада, Кипр, Ливия, Нигер, Португалия, Югославия, Словения, Босния и Герцеговина, Франция. Данная Конвенция предусматривает создание новой, универсальной формы завещания. Оно не случайно называется международным, так как направлено, прежде всего, на упрощение международных частноправовых отношений в области наследования, что, впрочем, не исключает возможность его использования чисто во внутренних правоотношениях. Международное завещание, вводимое типовым законом, представляет собой гибрид его различных видов, существующих в мировой практике. Согласно ст. 3 Типового закона, завещание должно иметь письменную форму. Необязательно, чтобы оно было написано самим завещателем. Оно может быть исполнено на любом языке, от руки или с использованием технических средств или особых техник письма (машинопись). За неграмотных или неспособных в силу физического недуга завещание может быть записано с их слов третьим лицом. В соответствии со ст. 4 Типового закона завещатель в присутствии двух свидетелей и лица, уполномоченного удостоверить акт, провозглашает, что совершенный документ - это его завещание, содержание которого он знает. Завещатель не обязан ознакомить свидетелей и/или полномочное должностное лицо с содержанием завещания. Каждое государство-участник данной Конвенции определяет должностных лиц, компетентных удостоверить международное завещание. В странах латинского нотариата данные функции выполняют обычно нотариусы. Условия, которым должен соответствовать свидетель, участвующий в удостоверении международного завещания, определяются согласно закону государства, которым уполномочивается публичное должностное лицо (нотариус). Одновременно Типовой закон уточняет, что только один факт иностранного происхождения не является препятствием для участия лица в качестве свидетеля при совершении международного завещания. Несмотря на то, что Россия не присоединилась к данной Конвенции, нотариусам рекомендуется придерживаться формы международного завещания в наиболее сложных случаях. Ее соблюдение может оказать помощь при совершении завещаний неграмотными лицами, иностранными гражданами, не говорящими на русском языке и не могущим исполнить собственноручное (закрытое) завещание (ст. 1126 ГК РФ). К сожалению, в настоящее время в России отсутствуют какие-либо централизованные источники получения сведений о завещаниях, их отмене или изменениях даже во внутреннем обороте. Известным мировой законотворческой практике способом преодоления указанных негативных проявлений является учреждение национальной системы регистрации завещаний, актов их отмены или изменения. Основная цель создания системы регистрации распоряжений последней воли заключается в обеспечении предсказуемости наследования по завещанию, неизбежности наступления правовых последствий, предусмотренных в завещании и иных распорядительных актах последней воли вне зависимости от места и времени их совершения. Формирование реестров удостоверенных завещаний направлено на предоставления более полной информации нотариусам и заинтересованным лицам на стадии оформления наследственных прав после открытия наследства. Организация подобных баз данных позволяет в большинстве случаев выявлять факт совершения завещания (акта его изменения или отмены) наследодателем, уменьшает возможность возникновения конфликтов, связанных с существованием иных завещаний, совершенных наследодателем в другое время, обеспечивает более точный, в соответствии с волей покойного, переход имущества наследникам, способствует действительному, а не формальному выполнению нотариусами своих публично-правовых функций по наследственным делам. При этом система регистрации завещаний может основываться как на указаниях внутреннего законодательства, так и международно-правовых нормах. Впервые идея создания национальных реестров завещаний была предложена в 1950 году на II Конгрессе Международного союза Латинского нотариата (МСЛН), проходившем в Мадриде. Впоследствии многие государства - участники МСЛН воплотили ее на практике. Так, первая реально действующая система регистрации завещаний была создана в канадской провинции Квебек 1 января 1961 г. Проблема получения сведений о совершенных наследодателем завещаний стала также предметом специальной международной Конвенции, заключенной 16 мая 1972 г. в Базеле и установившей в отношениях между государствами-участниками универсальный режим регистрации завещаний и обмена информацией о них. В настоящее время участниками настоящей Конвенции являются Бельгия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Турция, Франция, Эстония. Данная Конвенция разработана и заключена в рамках Совета Европы. Конвенция предусматривает создание в каждом договаривающемся государстве системы, позволяющей завещателю зарегистрировать свое завещание и избежать ситуаций, когда о нем не будет известно в другом государстве (например, по месту нахождения наследственного имущества), облегчая открытие факта наличия завещания или актов его отмены и изменения после смерти завещателя. В каждом государстве назначается орган (как правило, это орган, аналогичный Федеральной нотариальной палате России), компетентный передавать другим государствам информацию о записях в созданном таким образом реестре завещаний, а также принимать и передавать запросы от органов, назначенных в других государствах. Данная система обмена информацией о завещаниях, основываясь на национальных реестрах, облегчает регулирование международного наследования по завещанию. В Российской Федерации отсутствуют правовые основы для ведения подобного рода национального реестра. Напротив, на практике остро стоит проблема законности действий тех нотариальных палат субъектов Российской Федерации, которые на свой страх и риск решились организовать регистрацию завещаний хотя бы на региональном уровне. Учитывая объективную сложность изменения российского законодательства о нотариате, более перспективным представляется присоединение России к международной Конвенции в этой области. Это позволит решить проблему регистрации завещаний на двух уровнях: во-первых, обеспечить правовую базу для создания и ведения национального реестра распоряжений последней воли внутри России и, во-вторых, регламентировать порядок получения сведений из аналогичных национальных реестров других государств, присоединившихся к Конвенции, что весьма актуально при ведении международных наследственных дел. |