Тема 3. Генезис народных художественных промыслов. ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Кафедра социально-культурной деятельности Примерная программа дисциплины «НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ» федерального компонента цикла специальные дисциплины для специальности 053100 – социально-культурная деятельность специализации «Менеджер социально-культурной деятельности» Тамбов Примерная программа дисциплины «Народные художественные промыслы» федерального компонента составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ КУРСАпознакомить студентов с теоретическими, историко-культурными и организационно-методическими основами народных художественных промыслов 2. ЗАДАЧИ КУРСАпознакомить студентов: - с особенностью и спецификой развития народных художественных промыслов и ремесел; - с историей развития народных художественных промыслов и ремесел как в России, так и в Центрально-Черноземном регионе; - с различными видами и местами бытования народных художественных промыслов и ремесел в Тамбовской губернии; - с эволюцией народных художественных промыслов; - с современным состоянием и путями возрождения локальных форм народных художественных промыслов и ремесел и их ролью в организации досуговой культуры населения. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и обеспечивает формирование целостного представления о социально-культурных процессах и социокультурной динамике народных художественных промыслов. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В результате освоения студент должен знать: концептуальные основы этнокльтурологии, сущность и специфику народных художественных промыслов, этнохудожественного сознания, народного художественного творчества, сущности и видо-жанровой структуры фольклора. Студент долен уметь: анализировать факты и явления народной художественной культуры, определять их функции и их значение для развития социально-культурных процессов, использовать данные из теории и методики народных художественных промыслов при организации досуговых программ. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛЫ КУРСА ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Тема 1. Народные художественные промыслы как часть художественной культуры. Народные промыслы как часть истории, географии, этнографии, эстетики, искусствоведения, социологии, экономики и других смежных наук. Понятийный аппарат /народная художественная культура, народные промыслы, народное художественное творчество, декоративно-прикладное искусство, профессиональное и самодеятельное изобразительное творчество, народное искусство/. Народное декоративно-прикладное творчество. Народные промыслы и художественная промышленность. Место народных художественных промыслов в жизни современного общества. Тема 2. Особенности и специфика народных художественных промыслов. Народные художественные промыслы как объект историко-культурологического исследования. Художественно-творческие особенности народных художественных промыслов. Творчество и творческий процесс в самодеятельном декоративно-прикладном творчестве. Основные видовые особенности народного искусства. Классификация типов художественной деятельности в самодеятельном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве. Развитие самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства во взаимодействии с профессиональной и народной художественной культурой. Тема 3. Генезис народных художественных промыслов. Понятие материальной культуры. Первобытная культура народа. Фольклор и его связь с народными художественными промыслами. Взаимодействие художественных промыслов разных народов. Памятники первобытной материальной культуры на территории Центрального Черноземного региона. Народные промыслы и обрядовая культура. |