МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

О значении классификации налогов и сборов





 

Налог является одним из древнейших экономико-правовых институтов, возникновение которого обусловлено необходимостью государства выполнять свои задачи и функции. Налог - итог эволюции государства и его отличительная черта от ранних первобытных общин. Как известно, появление налогообложения непосредственно связано с разложением родоплеменных общин, с изменением способов хозяйствования и переходом общества от потребления к производству, от присваивающей экономики к производящей. К. Маркс справедливо отмечал, что «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства».[1]

Роль налога в системе современных общественных отношений весьма значима, что подчеркивается многими учеными. Это объясняется тем, что он является одним из ключевых источников формирования государственного бюджета. Как отмечает К.С. Бельский, «исторический опыт человечества свидетельствует, что развитие государства, его превращение в цивилизованное, а затем в правовое и социальное сделались возможными вследствие наличия у государства собственных материальных средств, в том числе денежных, добывавшихся различными способами, из которых наиболее древним и важным было налогообложение».[2]

В российской правовой науке существует несколько научных подходов к определению налога. Так, одни ученые полагают, что налог - это процедура, другие же рассматривают его как материальный результат налоговых отношений. В частности, как отмечает О. Н. Горбунова, «налоги - это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (в денежной форме - с развитием денежного обращения), принадлежащего населению».[3]

Согласно определению Е.Ю. Грачевой, «налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности госу- дарства и (или) муниципального образования».[4]

Н.И. Химичева, говоря о налогах как о финансово-правовой категории, определяет их как обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти и местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или, в указанных законодательством случаях - во внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.[5]

В свою очередь, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Разнообразие подходов к понятию и содержанию налога обусловило и разнообразие классификаций налогов и сборов. Это связано также с тем, что виды налогов постоянно менялись. Вводились новые налоги и сборы, отменялись старые, уменьшался или увеличивался размер уплаты. Все это привело к появлению различных классификаций налоговых платежей, что, в свою очередь, требует научного обоснования.

В литературе высказано мнение о том, что приведение налогов в определенную систему приобретает важное управленческое значение, если классификация налогов будет осуществлена по определенным оптимальным критериям, признакам и особым свойствам. Как писал А. Соколов, задача классификации налогов должна заключаться в том, чтобы отыскать такой принцип группировки разнообразных налоговых форм, который проистекал бы из различия в самой природе налогов и связанного с этим различия в их организации.[6]

В свою очередь, С.А. Иванова пишет о том, что практическое значение классификации налогов заключается в определенной гарантии единого унифицированного подхода к одним и тем же вопросам, уменьшение количества споров, облегчение налогового контроля. Особо важна классификация, призванная свести безграничное многообразие фактов и явлений к конечному числу определенных групп, при изучении определенной дисциплины.[7]

Наиболее полно значение классификации налогов обосновывает С.Г. Пепеляев, который указывает следующее.

Во-первых, пишет С.Г. Пепеляев, упорядочивание налогов позволяет выстроить разумную налоговую систему, в которой нет места дублирующим платежам и несправедливого распределения налогового бремени.

Во-вторых, поскольку при налогообложении разнообразных объектов применяются разные приемы юридической техники, необходимо разграничивать основания налогообложения. Это помогает уяснить суть различий между налогами, и правильно применять их в различных ситуациях, обеспечивая оптимальную модель налогового законодательства.

В-третьих, классификация налогов позволяет осуществить их группировку, которая позволит выявить и не допустить ряда проблем, например, двойного налогообложения.

В-четвертых, классификация налогов необходима для гармонизации налоговой системы. Например, в европейских странах было принято решение о замене многочисленных налогов с оборота единым налогом на добавленную стоимость.

Наконец, систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства. При толковании законодательства судом по аналогии крайне важно решить, какой аналогией правильнее воспользоваться. Классификация налогов ограничивает поиски аналогичных норм и принципов, позволяет избежать опасностей применения аналогии в налоговом праве.[8]

 

 

2. Виды налогов и сборов и способы их классификации:

а) персональные и пообъектные;

б) прямые и косвенные;

в) закреплённые и регулирующие;

г) по уровню управления;

Д) другие виды.

 

В настоящее время в Российской Федерации установлена трехзвенная система налогообложения. В соответствии со ст. 12 НК РФ налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие федеральным органом представительной власти - Государственной Думой РФ.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина (ст. 14 НК РФ).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, но вводятся в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ. К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).

Следует отметить, что данный вид классификации основан на уровне управления органа власти. Приведенная классификация является наиболее распространенной и обоснованной, поскольку установлена непосредственно НК РФ.

Ряд авторов выделяют закрепленные и регулирующие налоги. Например, И.А. Землин, проводя такую классификацию, поясняет ее следующим образом. Установление налогов и введение в действие закона о налоге осуществляется нормативным правовым актом соответствующего органа представительной власти. Это не означает, что суммы по действующему налогу обязательно полностью поступают в бюджет, соответствующий уровню налоговой системы, к которому отнесен данный налог. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Так, ст. 39 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

Указанную статью следует понимать, исходя из принципов федерализма и независимости бюджетов. Таким образом, существуют собственные доходы бюджетов, к которым относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации, а также регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Нормативы этих отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Таким образом, в зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги могут выступать как закрепленные и регулирующие доходные источники.[9]

Некоторые исследователи выделяют персональные и пообъектные налоги. В этом случае налоги относятся к той или иной группе в зависимости от того, какой из ключевых элементов юридического состава налога - субъект или объект - имеет доминирующее значение.

Персональные налоги основаны на принципе учета фактической платежеспособности конкретного субъекта обложения. Юридическая конструкция этих налогов предполагает, что размер и порядок налогообложения зависят в первую очередь от характеристик плательщика (налоговый резидент или нерезидент; национальное лицо или иностранное и др.). При этом статус субъекта налогообложения определяется на основе критериев, не связанных с объектом налога. Типичным примером такого налога является налог на доходы физических лиц. Для определения условий взимания этого налога, прежде всего, необходимо установить статус получателя дохода. Так, любые доходы нерезидентов облагаются в Российской Федерации налогом по ставке 30%, в то время как с доходов налоговых резидентов страны налог уплачивается, как правило, по ставке 13% (ст.224 НК РФ).

Если определяющая роль в установлении условий налогообложения отводится объекту налога, то такой налог следует отнести ко второй группе. В этом случае статус плательщика налога находится в прямой связи с объектом налога, и персональные характеристики и иные критерии, не соотносимые с объектом, не имеют определяющего значения.

К этой группе относятся налоги, облагающие собственность или владение (имущественные налоги), а также налоги, объектом которых служат юридически значимые действия: приобретение или реализация имущества, работ, услуг. Так, при обложении налогом собственности главенствующее значение имеет состав имущества, а не характеристики собственника. Последние могут иметь значение для установления особенностей процедуры уплаты налога, факультативных элементов юридического состава налога (льготы).[10]

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги в зависимости от действительности дохода можно разделить на две группы - личные и реальные. Как отмечается в науке, «личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли) и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения, например недвижимой собственности».[11]

Косвенные налоги взимаются в процессе использования материальных благ, поэтому называются налогами на потребление. При этом некоторые ученые отмечают, что разграничение налогов на прямые и косвенные известно довольно давно. Среди косвенных налогов различают индивидуально-косвенные (применяются для обложения отдельных товаров) и универсально- косвенные.

Как указывает А.А. Шахмаметьев, разделение налогов на прямые и косвенные возможно по различным основаниям. В значительной степени оно опирается на постулаты, составляющие основу экономической теории налогов (их эффективности, распределения и переложения, влияния на ценообразование и прочие факторы), что закономерно, поскольку изначально идея такого деления выкристаллизовывалась в недрах экономической и финансовой науки. Это не исключает и включения юридического инструментария для обоснования рассматриваемой классификации и применения ее в теории и практике правового регулирования налогов. В исследованиях правовой основы налогообложения для этого обычно используются юридические конструкции формы (способа) взимания, метода установления налогов, а также свойства и характеристики их элементов (объекта налога, субъекта налога и др.).[12]

Следует отметить, что приведенные классификации являются достаточно распространенными, но далеко не исчерпывающими. Классификации налогов проводятся по множеству других оснований. В частности, А.Р. Батяева, проводя анализ существующих группировок налогов, указывает, что основаниями классификации могут быть также:

а) по признаку платежеспособности:

- личные;

- реальные налоги.

б) по порядку определения окладной суммы:

- раскладочные;

- количественные налоги.

в) по бюджетному назначению:

- общие;

- целевые налоги.

г) по признаку периодичности:

- регулярные;

- разовые налоги.

д) по юрисдикции государства:

- резидентские;

- территориальные налоги.

е) в зависимости от плательщика выделяются:

- налоги с организаций;

- налоги с физических лиц;

- общие налоги для физических и юридических лиц.

ж) в зависимости от характера использования:

- налоги общего значения;

- целевые налоги и множество других классификаций.[13]

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.