МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Технология проектирования исследовательского проекта «Виртуальный музей семейных ценностей нашего класса»





 

Коваль Марина Васильевна,

учитель математики ГОУ СОШ № 49

 

1 этап – диагностический.

В начале учебного года в 8б классе психологической службой школы было проведено тестирование в рамках мониторинга уровня воспитанности учащихся ЮЗАО, где анализировалось отношение детей к себе, семье, Родине.

Результаты в целом получились неплохие, но некоторые моменты настораживали. Тестирование показало недостаточно высокий уровень отношения к Родине, к семье как к таковой.

Таблица 1

Уровни воспитанности учащихся в 8б классе в чел. (n=24)

Уровень воспитанности Отношение к семье Отношение к Отечеству Я - Духовное
Высокий
Средний
Низкий

 

Рис. 1

 

Причины этой ситуации были тщательно проанализированы, но требовались незамедлительные меры для того, чтобы ее исправить.

II этап – стратегическая идея проекта.

Формирование у учащихся представлений об образе семьи, образе гармоничных отношений между мужчиной и женщиной на основе создания коллективного исследовательского проекта.

III этап – обоснование актуальности исследования.

Семья – это живая система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. Тем не менее, именно семья призвана стать надежным психологическим «укрытием», способным помочь выжить человеку в сложных условиях человеческого социума.

Самая близкая и значимая для ребенка среда – семья. Он подражает родным в речи, привычках, движениях. Он впитывает дух семейных отношений и переносит их в свои отношения с окружающими. По поведению ребенка вне семьи можно судить, какова атмосфера семьи, в которой он растет. Отклонения в поведении ребенка являются сигналом к тому, что в семье неблагополучно. Образ жизни семьи, отношения, которые складываются в ней, система духовных и материальных ценностей, царящих в ней, существенно влияют на формирование мировоззрения и убеждений человека.

Однако, воспитываясь в неполных семьях, дети не видят добрых, взаимоподдерживающих отношений между родителями, что в дальнейшем может отразиться на их будущих семейных отношениях или вообще на самом процессе создания семьи. У детей из неполных семей не формируется правильный стереотип поддержания крепких семейных отношений, они не понимают ценности семьи как таковой. В таком случае необходимо с детства формировать у ребенка правильный образ семьи, образ гармоничных отношений между мужчиной и женщиной; объяснять, что отношения в семье в основном строятся на совместной деятельности по сотворению пространства любви, созиданию благодетельного потомства. На первом месте должны быть идеи процветания рода, народа и Родины. С этой целью и была разработана технология проектирования исследовательского проекта «Виртуальный музей семейных ценностей нашего класса», которая предполагает:

- формирование общей культуры учащихся;

- расширение представлений учащихся о семье, семейных отношениях и ценностях;

- развитие понимания приоритетной роли семьи в формировании личности ребенка;

- вовлечение учащихся в исследовательскую и творческую деятельность.



Создание проекта «Виртуальный музей семейных ценностей нашего класса» способствует:

- формированию правильного образа семьи у учащихся;

- развитию индивидуальных особенностей и творческих способностей каждого учащегося;

- формированию стремления к участию в деятельности класса;

- формированию и развитию чувства ответственности и сопричастности за общее дело.

IV этап – целеполагание.

Цель создания проекта –формирование научно-исследовательской компетенции учащихся, выражающейся в готовности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач в учебной и внеклассной работе, сбору информации, ее обработке, фиксированию промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы.

Задачи:

1) воспитание духовной и гражданской нравственности;

2) формирование системы ценностных и нравственных ориентиров;

3) развитие самостоятельности учащихся, стремления к самоактуализации, самораскрытию в творческой исследовательской работе;

4) развитие мотивационной составляющей личности учащихся с целью повышения интереса к изучению поставленных проблем;

5) формирование и развитие коммуникативных навыков и опыта работы в группе.

 

V этап – описание методологии.

Методологическим основанием для разработки технологии проектирования исследовательского проекта «Виртуальный музей семейных ценностей нашего класса» послужили: субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Сороковых и др.), личностно-ориентированный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) и компетентностный (В.А. Адольф, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.) подходы.

Обозначенные подходы во многом определяют деятельность классного руководителя с учащимися, влияют на содержание и направления его работы при создании исследовательского проекта. Так, личностно-ориентированный подход позволяет учитывать индивидуальные личностные возможности и потребности каждого учащегося. Субъектно-деятельностный подход ориентирован на изучение учащегося как субъекта обучения и воспитания с процессуальной точки зрения, как активного участника процесса создания исследовательского проекта. Компетентностный подход позволяет представить обучение и воспитание как процесс формирования у учащихся компетенций.

На основании методологических подходов и опыта работы классным руководителем были определены следующие принципы проектирования:

- принцип активности, самостоятельности и акцента на саморазвитие личности учащегося с учетом возрастных, индивидуальных и социальных особенностей класса. Содержание данного принципа заключается в том, что вся работа классного руководителя основывается на реализации потенциальной и реальной активности учащихся, проявляющейся в их деятельности и поведении. Основная задача классного руководителя – создать условия для реализации этой активности;

- принцип индивидуальности, которыйпредполагает построение индивидуальной траектории образования для каждого учащегося, выделение целей и задач, соответствующих его особенностям, создание условий для раскрытия потенциала личности каждого учащегося , как в учебной, так и во внеклассной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации и самораскрытия;

- принцип творчества (или принцип креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной и внеучебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

В процессе разработки технологии исследовательского проекта «Виртуальный музей семейных ценностей нашего класса» были исследованы следующие понятия:

Проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность учителя. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая или коммуникативная. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс в школе становится технологичным.

Проект – понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или организационную форму целенаправленной деятельности.

Семья – социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения – это межличностные отношения между мужчиной и женщиной в семье, приводящие по мере развития семьи к выработке единства взглядов на многие вопросы, появлению общих привычек, семейных традиций.

Ценность (положительная или отрицательная) - значимость объектов окружающего мира для человека и общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей , социальных отношений.

Содержание деятельности классного руководителя по реализации технологии проектирования «Виртуального музея семейных ценностей нашего класса» реализуется поэтапно.

VI этап – технологический.

1 шаг – планирование работы с учащимися над проектом:

- коллективное обсуждение проекта:

- обсуждение возможных форм реализации проекта (мозговой штурм);

- согласование интересов учащихся;

- формулирование темы проекта, вычленение составляющих проекта;

- целеполагание и формулирование задач, выдвижение гипотезы проекта;

- выбор объекта исследования, средств и этапов деятельности;

- определение ответственных за выполнение группы работ;

- определение формы контроля по ходу за выполнением проекта.

2 шаг – сбор и анализ информации по проекту:

- поиск информации по собственным семейным ценностям;

- обработка информации из Интернета о семейных ценностях выдающихся семей;

- систематизация объектов музея по направлениям и формам;

- выстраивание общей логики музея семейных ценностей;

- оформление виртуальной оболочки музея.

Система классных мероприятий по реализации проекта «Виртуальный музей семейных ценностей нашего класса».

1. Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с семьей, семейными ценностями.

Данный классный час носит опережающий характер, т.к. ученики заранее получают информацию к размышлению. В процессе классного часа ребятам необходимо ответить на следующие вопросы:

- «Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать идеальные родители?»

- «Какими вы видите идеальных детей?»

Ответы были порой просто ошеломляющие. Например:

«Как таковое понятие родители вместе для меня не существует. И каким должен быть отец я не знаю. А идеальная мать для меня та, которая будет воспитывать во мне не послушание и следование каким-то принципам, а будет давать больше свободы и самостоятельности, ибо в будущем я смогу стать независимым от родителей человеком» Сурело Д.

«Родители – это взрослые, от которых я могу рассчитывать на понимание доброту, но они не должны быть слишком добрым, мама должна варить обеды…» Некеричева М..

«Родители, на мой взгляд, должны быть добрыми и заботливыми, что-то разрешать, но и в тоже время что-то запрещать, потому что, если разрешать все, то это – избалованность. Родители всегда дадут важный совет…» Власова Н.

Наиболее типичные ответы:

Родители должны быть:

- заботливыми,

- милосердными (но не слишком),

- в меру строгими,

- понимающими,

- деликатными,

- справедливыми, с чувством юмора.

И весь класс сошелся в одном: «Они должны нас просто любить».

В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что было бы хорошо вернуться к историческим корням каждой семьи, ее проблемам и ценностям, но не в виде генеалогического древа (т.к. порою это бывает практически невозможно осуществить, тем более в масштабах всего класса), а в виде музея семейных ценностей.

Итоги классного часа следует обсудить на родительском собрании.

2. Родительское собрание – дискуссия. На данном родительском собрании целесообразно провести тест для выявления уровня готовности родителей к восприятию процесса взросления детей «Готовы ли вы к переходному возрасту ребенка?» ( Была использована анкета из журнала «Здоровье школьника № 6 за 2007 год). В нашем случае, мы сразу же подвели итоги данного теста. На этом же родительском собрании выступил психолог с рекомендациями для родителей с учетом психолого-педагогических особенностей детей данного возраста и с учетом обсуждения с ребятами проблем семьи.

Родителям предлагается принять участие в дискуссии на тему: «Семейные ценности». Родителям необходимо ответить на следующие вопросы:

«А есть ли в нашей семье ценности, что ценно для каждой семьи?»

«Каким образом вы храните и передаете семейные ценности?»

«Как вы знакомите детей с семейными ценностями?» и т.п.

Так как обойтись без помощи родителей при создании музея семейных ценностей практически невозможно, задача учителя заключается в том, чтобы вовлечь родителей в предстоящий проект, сделать их соратниками, чтобы те в свою очередь разрешали ребятам приносить вещи ценные и в прямом, и в переносном смысле для фотографирования, предоставляли информацию об этих вещах, помогали своим детям осмыслить все происходящее с позиции своего возраста и опыта.

3. Проблемный классный час «Что для тебя значат семейные ценности?», «Нужны ли семейные ценности?».

На данном классном часе проводится письменный опрос.

Отметим, что в нашем случае в письменном опросе приняли участие все ребята класса, в том числе и те, которые обычно отмалчиваются, притом, что участие в опросе было добровольным (!).

Ниже приведены некоторые результаты опроса (стилистика и орфография в тексте оставлены без изменения, т.е. так, как это сделали дети):

1. «Для нашей семьи семейными ценностями является взаимоотношение друг с другом. Дружная семья, понимающая, готовая помочь - вот это семейная ценность. Конечно же, в каждой семье, есть какая-нибудь вещь, которая хранится годами. У нас это – медали, оставшиеся с Великой Отечественной войны и фотографии маминого дяди, пропавшего там бесследно!» Власова Н.

2. Я считаю, что семейные ценности – это вещи, которые передаются поколениями нашей семьи. Для каждого они что-то значат. Если у человека есть семейная ценность, это, прежде всего его уважение к прошлому семьи» Конопацкий М.

3. «Семейная ценность – это вещи, которые дороги всей семье и каждому в отдельности. Их не выбрасывают при генеральных уборках – чистках и ремонтах, перевозят из квартиры в квартиру. И делают это сознательно, сохраняя прошлое, потому, что без прошлого нет ни настоящего, ни будущего…» Хорев Г.

4. «Семейные ценности – это ряд воспоминаний о детстве, о том, когда папа и мама были вместе. Их выкинуть нельзя. Выкинув их, вы выкинете себя…» Вахрушева Н.

5. «Семейная ценность – это именно та вещь, которая очень дорога и хранит в себе частичку души ваших родных людей. Хотя от некоторых старинных вещей лучше избавляться, если они напоминают о чем-то нехорошем, и хранят в себе плохие воспоминания…» Тимакова К.

Классный час проводится в форме «мозгового штурма» по решению ряда вопросов:

- «Какими бывают счастливые семьи?»

- «Что нужно сделать, чтобы семья была счастлива?»

- «Как сохранить весь тот интересный, положительный опыт, который есть в каждой семье?»

Ребята самостоятельно решают, кто будет входить в рабочую группу проекта, кто будет отвечать за фотографирование музейных объектов, кто возьмется за сбор и обработку материала. Как показывает практика, в данную работу включаются все без исключения ученики, в том числе и те, которые ранее не проявляли активности в работе классного коллектива. Музей семейных ценностей помогает вовлечь в работу весь класс, т.к. идея близка и понятна каждому, это трогает каждого ученика.

Итак, закипела работа. Началось формирование архивов музея.

3 шаг - реализация проекта.

На общеклассном собрании учитель помогает ребятам выстроить последовательность этапов работы над проектом, помогает сформулировать общие требования к оформлению объектов музея. Среди этапов работы над проектом можно выделить: сбор семейных ценностей – этап фотографирования – просмотр и отбор фотографий для музея - формирование визуальной оболочки музея – редактирование материала – итоговая обработка. Отметим, что учитель исполняет роль стороннего наблюдателя, помощника, всю основную работу учащиеся выполняют самостоятельно.

4 шаг - презентация проекта – творческий отчет.

«Виртуальный музей семейных ценностей» можно презентовать на родительском собрании или классном часе с последующим продвижением готового проекта в широкую публику (внутришкольные мероприятия, городские выставки и т.д.). Как правила, ребята охотно принимают участие в презентации, желая поделиться своими впечатлениями с родителями, друзьями.

В нашем случае презентация музея состоялась на классном празднике, который ребята организовали и провели для мам, бабушек, старших сестер. Назывался он «Свое сердце отдаю самой дорогой … - маме». И на самом деле все мальчишки и девчонки своими руками сделали сердца из бумаги, меха, папье-маше, на оборотной стороне которых написали, как они любят своих мам, семью. Кто-то просил прощения за причиненные слезы, кто-то писал стихи для мам, но все обещали хранить семью как самую главную ценность. Сказать, что мамы были растроганы до слез - это значит не сказать ничего, но самое главное в наш музей стали поступать новые экспонаты …

Мы еще не раз с ребятами просматривали презентацию нашего музея.

Гордость, восторг, удивление – вот те чувства, которые я читала на лицах ребят. Я поняла: все было сделано не зря. Ребята задумались о своем будущем, о своей семье, о своих будущих детях. Да и мамы в приватной беседе со мной неоднократно отмечали, что изменились отношения в семье между родителями и детьми. Ведь это здорово. Не правда ли?

5 шаг - подведение итогов.

Обсуждение итогов проделанной работы помогает выявить проблемы и трудности, с которыми столкнулись ребята в процессе работы над музеем, способствует формированию уверенности в себя и свои силы.

Вопросы:

- Что для вас музей семейных ценностей?

- Чему новому вы научились, работая над проектом?

- Помогла ли вам работа над проектом лучше понять, что такое семья?

-Поняли ли вы, что является главной семейной ценностью?

- Будете ли вы продолжать семейные традиции своей семьи?

Среди рефлексивных методик, которые были использованы классным руководителем, можно выделить:

- «Незаконченное предложение» – учащимся предлагалось закончить одно или несколько предложений типа: «Мне было интересно узнать, что…», «Я понял, что…», «Мне было бы интереснее, если… » и т.п.

- «Настроение» – учащимся необходимо было выразить свое впечатление о проделанной работе с помощью художественных средств (ватман, краски, карандаши и др.).

6 шаг - повторная диагностика учащихся.

Контрольное анкетирование показало, что отношение детей к семье и Родине в целом изменилось в лучшую сторону. Результаты анкетирования это подтверждают.

Таблица 2

Уровни воспитанности учащихся в 8б классе в чел. (n =26)

Уровень воспитанности Отношение к семье Отношение к Отечеству Я - Духовное
Высокий
Средний
Низкий

Рис. 2

VII этап – рефлексия.

В результате работы над проектом «Виртуальный музей семейных ценностей нашего класса» у учащихся были сформированы следующие компетенции:

1. Мотивационные компетенции, выражающиеся в стремлении и желании учащихся доводить начатое дело до конца, в потребности в личностном саморазвитии;

2. Коммуникативные компетенции, заключающиеся в умении установить доброжелательные отношения с окружающим миром;

3. Информационные компетенции – умение работать с техническими средствами получения, обработки и хранения информации, умение использовать различные инновационные технические средства;

4. Научно-исследовательские компетенции, предполагающие наличие у учащихся готовности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач в учебно-воспитательном процессе.

 

Литература:

1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1979.

2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., Педагогическое общество России, 2002.

3. Черных О.Г. Родительские собрания 8 класс. – М., «Вако» 2008.

4. http://goldenchild.ru

5. http://letsmen.ru/

6. http://lenta.TV Архивный телевизионный номер № 55895

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.