ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МУЗЕЯ Формирование типа музейного здания с учетом Природных и градостроительных факторов Размещение музея предусматривает фактор доступности и высокой посещаемости. Характерные приемы расположения музеев в природной и ли градостроительной среде: 1-островное свободно расположение музея на открытом природном участке. Предполагает круговой обзор здания с разных точек обзора. Размещение музея в парке облегчает достижения интерьера с внешней средой, организацию экспозиции на открытом воздушном пространстве, террасирование территории, включение в композицию зелени и воды. 2-размещение музея в зоне реконструируемой улицы, площади города. При этом возникает проблема взаимосвязи старого и нового. Целостность ансамбля достигается средством соразмерности масштабов, единством ритма и модуля. 3-размещение музея в составе культурного центра города, При этом музей рассматривается как часть нового ансамбля. При размещении музея в единовременно создаваемом ансамбле структура объекта подчиняется творческому замыслу и наделяется соответствующими пластическими качествами и пропорциональным строем. Для здания музея следует предпочитать участок, который имеет удобные транспортные связи, с центром и другими районами города, с учетом возможности развития музея во времени. Для изоляции здания музея от уличного шума оно отодвигается от красной линии на 30 м и перед входом создается свободная площадь-рекреация, а также предусматривается стоянка для автомобилей и экскурсионных автобусов.(из расчета 0,25м2 на одного посетителя. Для доставки материалов экспозиции предусматривается разгрузочная площадка, с учетом разворота автомобилей с крупногабаритными грузами, 3-размещение музея в составе культурного центра города, При этом музей рассматривается как часть нового ансамбля. При размещении музея в единовременно создаваемом ансамбле структура объекта подчиняется творческому замыслу и наделяется соответствующими пластическими качествами и пропорциональным строем. Для здания музея следует предпочитать участок, который имеет удобные транспортные связи, с центром и другими районами города, с учетом возможности развития музея во времени. Для изоляции здания музея от уличного шума оно отодвигается от красной линии на 30 м и перед входом создается свободная площадь-рекреация, а также предусматривается стоянка для автомобилей и экскурсионных автобусов.(из расчета 0,25м2 на одного посетителя. Для доставки материалов экспозиции предусматривается разгрузочная площадка, с учетом разворота автомобилей с крупногабаритными грузами, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МУЗЕЯ Культурно -просветит комлекс | Служеоно-административ комплекс | вход ная груп па 1- .вестибюль, гардероб; 2-.информационно-справочный отдел; 3.-помещения экскурсоводов; 4-.медпункт; 5.-курительная; б.-туалет; 7.-киоски; 8-.помещения отдыха; 9-.буфет; 10-. детская игровая; культурно-просветительский комплекс- 11.- лекционный зал; 12.-зона массовых мероприятий; 13-.залы периодических выставок; 14.- аудитория; 15.- библиотека; 16.-фойе; служебно-административный комплекс- 17. дирекция; 18.конференц-зал; 19.- кабинеты научных работников; 20. служебный вестибюль; 21. бытовые помещения; 22. столовая персонала с подсобными; 23. фото и другие лаборатории, мастерские; 24. прием, обработка, консервация, подготовка экспонатов; 25. технические помещения; 26, сейф; З.Современный музей-многофункциональное объект, в котором развивается и совершенствуется ряд функций: хранения экспонатов, выставочная, клубная, образовательная, массово-просветительская, научно-исследовательская и методическая. Содержание музейной работы отражается на его внутренней структуре и составе групп помещений. Первая группа- помещения, обслуживающие посетителей: вестибюль с гардеробом, информационно-справочный центр, комнаты экскурсоводов, медпункта, курительные и туалетные, киоски для продажи книг, репродукций и сувениров (иногда салон-выставка-продажа), помещения для отдыха, буфеты (ресторан), студия изобразительного искусства в художественных музеях, детская игровая комната. Площадь вестибюльной группы определяют исходя из вместимости здания и режима работы, с учетом единовременного пребывания в музее 1/4-1/5 общего числа посетителей, с учетом их пребывания 1,5-2ч. В информационном центре располагаются - информационно-справочное, консультативное и экскурсионное обслуживание Организованные посетители-экскурсанты составляют до 30% общего числа, 70%-посетители одиночки. Центр содержит информационный зал с аудиовизуальной и телевизионной аппаратурой, школьный кабинет, лабораторию запросов посетителей. Помещения для отдыха и буфета служат паузами в ознакомлении с экспозицией. Вторая группа помещений- культурно-пропагандитский отдел: лекционный зал, универсальное пространство, залы периодических выставок, библиотека. Лекционный зал используется для показа коротких документальных фильмов, предназначается для докладов, научных конференций, семинаров. При лекционном зале размещается лекторская комната и кинопроекционная, фойе и кулуары. Универсальное пространство служит для массовых общественных мероприятий и различных форм общения. Залы периодических выставок служат для показа новых поступлений., передвижных и обменных выставок. В современных музеях удельный вес пространств для временных выставок значителен и оказывает решающее влияние на планировочную структуру. Библиотека в музее рассчитана на обслуживание, как сотрудников, так и посетителей. Она содержит читальный зал, каталожную, научно-библиографический отдел, помещения для просмотра микрофильмов, кабины с аудиовизуальными аппаратами, книгохранилище, компьютерный зал. Третья группа помещений- зона постоянной экспозиции, которая зависит от характера коллекцш! При зальном приеме планировки площадь залов не должна быть в малых музеях менее 50-60 м2. Желательно предусмотреть планировочную возможность Гибкого решения внутреннего пространства в зависимости от специфики экспозиции с применением конструктивных проемов, позволяющих трансформацию помещений для наиболее выгодного показа экспонатов, Сочетание различных по высоте , габаритам и освещенности экспозиционных залов способствует обострению внимания посетителей. Высота рядовых экспозиционных залов определена 4-5м, больших залов 6-8м. Четвертая группа помещений-дирекции, малого конференц-зала, кабинетов для научных работников (частично при фондах). Значительные площади отводятся лабораториям по репродуцированию материалов фондов, реставрационным мастерским, помещениям подготовки экспонатов для длительного хранения и фондохранилищам, запасникам, помещениям технического оборудования. Реставрационные мастерские оборудуются рентгеновскими кабинетами, лабораториями люминесцентного анализа и фотографирования в ультрафиолетовом освещении, химической лабораторией, дезинфекционной камерой и пр. площади фондохранилищ составляют 1/3 от экспозиционных площадей, При этом в экспозиционных залах размещается 20% единиц хранения фондов. К зоне фондов относятся помещения приема, обработки, консервации. Изучения и подготовки материалов к экспонированию. При группе служебных помещений предусматривается специальный вход, гардероб, помещения душевых с раздевальными, санузлы, столовая персонала с подсобными помещениями. Площади экспозиционных залов должны составлять с площадью всех вспомогательных помещений соотношение, близкое 1:1. при такой пропорции музей выполняет свои многосторонние функции, 4. Музей рассчитан на массовое посещение, его планировка должна удовлетворять требованиям организации движения посетителей с целью обеспечения наилучшего осмотра экспонатов, учета утомляемости посетителей и возможности проведения обзорных и тематических экскурсий. В крупных музеях индивидуальные посетители могут получить микромагнитофоны, передающие сведения об экспонатах , пока посетитель находится в зоне экспоната. Планировка должна отвечать технологическим требованиям сменности и сохранности экспозиции и возможности изменения функциональных программ, дифференциации видов деятельности и изменения во времени самого здания. Вестибюльная группа и информационный центр обычно размещаются до пункта контроля. Помещения отдыха и буфета находятся за пунктом контроля. Архитектурно-планировочное решение вестибюля должно способствовать хорошей ориентации посетителей. При ограниченных размерах вестибюля желательно визуально раскрыть его в вводный зал, зал периодических выставок. Учитывая интенсивность и регулярность потоков в культурно-просветительский отдел, наиболее целесообразно залы для лекций, передвижные выставки и библиотеку размещать в одном уровне и удобно связать их с вестибюлем, что позволяет ограничить перемещение по музею тех посетителей, которые приходят в данный отдел. График движения в музее органически связан с его планировочной структурой и строится в соответствии с функциональными членениями пространства и тематической режиссурой экспозиции. Распространенными типами графика движения является анфиладный и кольцевой. При организации движения необходимо исключить встречные потоки, поэтому тупиковая планировка нежелательна. Особое значение в структуре плана имеют вертикальные коммуникации. Лестницы, пандусы, лифты, эскалаторы являются важными средствами организации графика движения т последовательности восприятия экспонатов. Расположение лестниц и их число зависит от этажности здания, емкости людских потоков и замысла экспозиционного осмотра, а также соответствовать противопожарным требованиям. 5. Свет в интерьере музея выполняет важную утилитарную и эстетическую роль, с его помощью решаются пространственные, пластические и цветовые задачи. При проектировании интерьера музея связывают освещение с архитектурно-пространственной структурой здания, с идейно-художественным замыслом композиции и комфортными условиями ее восприятия, с характером экспонатов и защитой их от разрушающего действия света. В музеях применяются системы естественного, искусственного и совмещенного освещения. В системах естественного освещения различают верхнее освещение, верхнебоковое и боковое. При верхнебоковом освещении у|араняются зеркальные отражения, и достигается более высокий, чем при боковом, коэффициент использования естественного света и более высокий уровень освещенности в выставочной зоне, появляется возможность устройства отраженного освещения. Однако эта система уступает верхнему свету. Верхнее освещение фонарями организуется по всей поверхности потолка, в центральной зоне или по периметру. Интегральное освещение (совместное использование естественного и искусственного освещения) обеспечивают необходимый световой поток вне зависимости от времени дня и погодных условий, к естественному освещению по мере его ослабления подключаются системы искусственного освещения. Варианты организации световой среды: 1-максимальное раскрытие и естественное освещение всего пространства музея с дополнительным искусственным подсветом экспонатов (например,, музей в Гавре). 2.-разграничение световых потоков - организация крупных выставочных помещений с верхним естественным светом и других залов с искусственным потолочным освещением.(музей С. Гуггенхейма в Нью-Йорке). 3.-при двух этажах экспозиции - по первому этажу боковое естественное освещение расположенных по периметру залов и верхнее освещение двухсветных залов и залов второго этажа.(художественный музей им. А.С. Пушкина в Москве). 4.-использование систем верхнебокового и отраженного естественного света с последовательным подключением искусственных систем (музей в Токио, арх. Ле Корбузье). Верхнее боковое освещение может быть достигнуто путем смещения экспозиционных залов - верхних по отношению к нижним (музей в Турине), Одно из условий проектирования искусственного освещения -скрыть прямой источник света от глаз посетителей. Применяют встроенное искусственное освещение - светящиеся потолки общего равномерно рассеянного освещения, периметралъное, софитное, боковое и местное искусственное освещение (в карнизах, панелях, в виде полос) Наряду с системами освещения в музеях большое значение имеет микроклиматический и акустический комфорт. Для сохранности экспонатов и обеспечения благоприятных условий для посетителей современные здания музеев оснащаются системой кондиционирования воздуха, автоматическим пожаротушением, сигнализацией, центральным пылеудалением, механическим удалением снега с остекленных кровель и фонарей. 6. В решении идейно-эстетических и художественных проблем особая роль принадлежит синтезу архитектуры и монументальных искусств. Элементы синтеза должны входить в замысел музея, а не быть привнесены в него впоследствии. Включение в общий замысел здания элементов художественного изобразительного искусства (мозаичные панно, фрески, скульптурные композиции ит.д.) Особое значение в современных музеях придается открытой экспозиции, размещению на территории садово-парковой скульптуры и произведений монументально-декоративного искусства. Зона открытой экспозиции является звеном в решении всей территории, принадлежащей музею, включая площадь перед главным входом. Новая форма организации музейной территории -улица-музей, в которой разобщенные сооружения историко-художественного значения и пространство между ними объединены тематическим содержанием (музей-заповедник ул. Красная Пресня в Москве) проектирование музеев-заповедников под открытым небом (заповедник деревянного зодчества в Архангельске) заключается в планировочных мероприятиях. Ответственная задача создание музейных комплексов мемориалов, (Хатынь, Салаепилс, Брест, Волгоград, Поклонная Гора в Москве и т.д.) |