МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 2.2. Мораль: сущность, структура, функции





 

Сущность, специфика и содержание морали

Мораль это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Специфичностьморального способа регуляциизаключается в следующем:

1. Мораль заключает в себе единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.

2. Мораль действует не в какой-то определенной области, а носит универсальный характер и пронизывает собой все без исключения сферы жизни.

3. Мораль носит подчеркнуто оценочный, а зачастую и субъективный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

4. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного – морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регулятором отношений человека с природой и обществом, с другими людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не-Я.

Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание.

 

 


Моральные принципы – главный элемент в системе морали – это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм,альтруизм,толерантность и др.

Моральные нормыконкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.

Моральные ценностиобщественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости.Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий.

Нравственный идеал это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

Структура и функции морали

 

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношенийи морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре.

 
 

 


Каждый из элементов морали также имеет свою структуру.

Моральное сознание– это субъективный способ бытия нравственности, ее отражение, осмысление, прочувствование, которое является основанием и обоснованием моральных отношений и поведения. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом:



 

моральное сознание

       
   
 
 

 


 

Эмоции знание

 

чувства понимание

 

 

настроение принятие

Эмоциональный уровень морального сознания – это психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроения.

· Эмоции –особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации. Разновидностью эмоций является аффект – особо сильное кратковременное переживание, не контролируемое сознанием.

· Чувства это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть – сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами.

· Настроение – эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека. Как разновидности настроения могут рассматриваться депрессии – угнетенное, подавленное состояниеи стрессы – состояние особой психической напряженности.

Рациональный уровень – способность личности к логическому анализу и самоанализу – является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.

· Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Этические знания – необходимый, но недостаточный компонент морального сознания.

· Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления нравственных отношений важны как правильность, так и сходство этого понимания разными субъектами.

· Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».

Моральные отношения – центральный элемент структуры морали, в которых фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Моральные отношения

 

           
 
Отношение к обществу
   
Отношение к самому себе


Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма.

 

 


Я ≤ МЫ Я ≠ МЫ

Коллективизм Индивидуализм

 

МЫ ≠ ОНИ МЫ = ОНИ

Групповой эгоизм Индифферентность

МЫ «ОНИ Я «ОНИ

 

Возможны сочетания этих принципов:

– смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.

– смыкание индивидуализма и эгоизма, когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».

Отношение человека к другим людям – отношение «Я – Ты» – может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.

 
 

 


Я = ТЫ Я ¹ ТЫ

Субъект-субъектное Субъект-объектное

 

 

Альтруизм Эгоизм

 

Субъектный тип отношений Я к Ты характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге Я и Ты, когда Я подходит к Ты как к равному субъекту. Другой человек выступает для Я целью общения. Я готов принимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуальностью, личностью, самим собой. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности.

Объектный тип отношений превращает Ты в объект моего воздействия, когда Другой становится средством: моего самоутверждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т. д. Этот подход характерен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме общения. В его основе лежат эгоизм и нетерпимость.

Отношение человека к самому себе тесным образом связано с его самооценкой.

 
 

 

 


 

Адекватная Самооценка Неадекватная

       
 
   


высокая низкая завышенная заниженная


индивидуализм эгоизм комплекс

неполноценности

 

любовь к себе нелюбовь к себе

 

Линия водораздела здесь определяется различиями авторитарного и гуманистического подходов, особенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе.

Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом, если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

 

Поступок – центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Но кроме поступка нравственное поведение личности предполагает также его мотивацию и оценку (самооценку).

Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна:

Моральная оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка и будущих действий, когда оценка выступает как способность предвидения последствий поступка и в этом качестве может одновременно служить его мотивацией.

 

Взаимодействие элементов морали

Рассмотрение структуры морали позволяет нам выявить механизм взаимодействия ее элементов.

1. Моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве, взаимопроникая и обусловливая друг друга.

2. Структура морали выявляет ее противоречивость. Это:

а) противоречия между отдельными элементами морали – сознанием, отношениями и поведением;

б) противоречия внутри ее отдельных элементов:

· в моральном сознании – противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;

· в моральном поведении – противоречие между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения как «могу», «хочу» и «надо»;

· в моральных отношениях – противоречие между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.

Основные функции морали

Сущность, система и структура морали определяют механизм ее действия. Не менее важным является вопрос о ее предназначении. Ответ на этот вопрос дает рассмотрение основных функций морали.

1. Гуманизирующаяфункция – приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми, «очеловечивающее» человека.

2. Регулятивная функция: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе во всех сферах человеческого бытия.

3. Воспитательная функция – определяется участием морали в формировании человеческой личности и ее самосознания с помощью различных приемов – от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания, соответствующих требованиям гуманистической этики.

4. Познавательная функция морали, тесно связанная с воспитательной. Давая человеку адекватное знание – необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает его «секретами» человеческого поведения.

5. Ценностно-ориентирующая функция определяется тем, что моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

6. Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.