Наименование показателя | Время появления и развития |
Крупная моторика |
Стоит на одной ноге | 6 лет |
Проходит 3-4 м с закрытыми глазами | 6 лет |
Прыгает с места в длину на 80 см | 6 лет |
Прыгает с разбега не менее, чем на 1 м | 6 лет |
Прыгает в высоту на 20 см | 6 лет |
Прыгает с высоты 30 см и приземляется на корточки | 6 лет |
Прыгает через качающуюся скакалку | 6 лет |
Ударяет мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд | 6 лет |
Перебрасывает мяч с партнером | 6 лет |
Кидает мяч в мишень с расстояния 3-4 м | 6 лет |
Кидает мяч вдаль на 5-9 м | 6 лет |
Делает «ласточку» без поддержки взрослого | 6 лет |
Проходит по гимнастической скамейке | 6 лет |
Стоит на каждой ноге попеременно, глаза закрыты | 6 лет 2 мес. |
Ходит на лыжах | 6 лет 8 мес. |
Катается на коньках | 6 лет 8 мес. |
Катается на самокате | 6 лет 8 мес. |
Катается на двухколесном велосипеде | 6 лет 8 мес. |
Учится играть в бадминтон, теннис | 6 лет 8 мес. |
Учится плавать | 6 лет 8 мес. |
Мелкая моторика |
Рисует человека с шеей руками, одеждой | 6 лет |
Рисует ноги человека в 2-х измерениях | 6 лет |
Копирует ромб | 6 лет |
Дорисовывает 9 частей к неоконченному человечку | 6 лет |
Рисует ромб | 6 лет 2 мес. |
Использует карандаш для письма | 6 лет 6 мес. |
Хорошее развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций | 6 лет 6 мес. |
Умеет работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью | 6 лет 8 мес. |
Умеет вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу | 6 лет 8 мес. |
Умеет пользоваться пилой и молотком | 6 лет 8 мес. |
Зрительное восприятие |
Тонкая дифференцировка сенсорных эталонов (усвоение основных цветовых тонов, выделение промежуточных тонов); вариативность геометрических форм (различающихся по пропорциям, величине углов и т.п.) | 6-7 лет |
Владеет анализирующим восприятием, наблюдателен | 6-7 лет |
Различает пейзаж, портрет, жанровую живопись, натюрморт | 6-7 лет |
Понимает портрет (настроение героев, характер, возраст) | 6-7 лет |
Способен истолковать содержание картины (с близким к жизни ребенка сюжетом) | 6-7 лет |
Ориентируется в пространстве листа (знает левый верхний угол, правый верхний угол и т.д.) | 6-7 лет |
Слуховое восприятие |
Может отстукивать ритмы по устной инструкции | 6 лет |
Проявляет избирательное отношение к музыке, понимает эмоциональную насыщенность, настроение произведений | 6-7 лет |
Речь |
Третий этап развития речи – начало развития письменной речи | 6-7 лет |
Активный словарь – 4000 слов | 6-7 лет |
Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов | 6 л. 6 мес. |
Активный словарь – от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10000 | 7 лет |
Интеллект |
Исключение предметов (тест «4-й лишний») с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов | 6 лет |
Правильно перечисляет пальцы на каждой руке и на обеих вместе | 6 лет |
Складывает и вычитает до пяти | 6 лет |
Определяет время дня | 6 лет |
Называет назначение нескольких предметов обихода | 6 лет |
Различает время до полудня и после полудня | 6 лет |
Знает где правая, где левая сторона | 6 лет |
Считает до 30 | 6 лет |
Уверенно ориентируется на улице и знает предназначение зданий (жилой дом, аптека, магазин) | 6 лет |
Ориентируется в настоящем, прошедшем и в будущем времени | 6 лет |
Ориентируется в семейных отношениях и среди взрослых | 6 лет |
Ориентируется в опасном и безопасном | 6 лет |
Способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам | 6 лет |
Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений | 6-7 лет |
Проявляет живой интерес в новым сферам окружающего мира, к умственной деятельности | 6-7 лет |
Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями | 6-7 лет |
Основной тип поведения – неутомимый исследователь | 6-7 лет |
Познавательные процессы направлены на учебно-познавательную деятельность | 6-7 лет |
Использует разные способы добывания знаний, активно экспериментирует | 6-7 лет |
Возникает желание учиться, стремление овладеть учебными навыками | 6-7 лет |
Легко переносит знания и умения в новые условия | 6-7 лет |
Ориентируется во времени, знает дни недели, месяцы, времена года, их последовательность; начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть | 6-7 лет |
Развивается чувство времени (чувствует 1 минуту, 5 минут) | 6-7 лет |
Начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть часа, половина) | 6-7 лет |
Объем внимания расширяется до 5-7 объектов | 6-7 лет |
Может быть сосредоточен в течение 15-20 минут (при смене видов деятельности до 30-35 минут) | 6-7 лет |
Умеет управлять вниманием, владеет произвольным вниманием | 6-7 лет |
Может подчинить внимание учебной задаче | 6-7 лет |
Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: с помощью | 6 лет |
Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: самостоятельно | 6 лет 6 мес. |
Доступен смысл простых пословиц и поговорок | 6 лет 6 мес. |
Видит сюжетную связь трех картинок и составляет по ним рассказ | 6 лет 6 мес. |
Решает простые арифметические задачи | 6 лет 6 мес. |
Считает до ста | 6 лет 6 мес. |
Складывает и вычитает до десяти | 6 лет 6 мес. |
Запоминает и декламирует простые стихи | 6 лет 6 мес. |
Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) | 6 лет 6 мес. |
Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий | 6 лет 6 мес. |
Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец) | 6 лет 6 мес. |
Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство | 6 лет 8 мес. |
Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности | 6 лет 8 мес. |
Решает простые задачи со сложением и вычитанием | 6 лет 8 мес. |
Правильно дифференцирует количество независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов | 6 лет 8 мес. |
Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы | 6 лет 8 мес. |
Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки | 6 лет 8 мес. |
Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено | 6 лет 8 мес. |
Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы | 6 лет 9 мес. |
Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст | 6 лет 10 мес. |
Способен разделять объекты на классы и подклассы | 7 лет |
Называет общую стоимость нескольких монет | 7 лет |
Память |
Владеет приемами образного запоминания | 6-7 лет |
Запоминает легко и надолго | 6-7 лет |
Объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов | 6-7 лет |
Логическое запоминание | 6 лет 6 мес. |
Эмоции, коммуникация, поведение |
Ходит в садик (школу) без присмотра | 6 лет |
Ориентируется среди детей (хороший и плохой, умеет и не умеет, сильный и слабый, понимает и не понимает) | 6 лет |
Ориентируется в нормах поведения | 6 лет |
Способен понять переживания другого человека, передает в рисунке настроение, характер, способен стать на позицию другого | 6-7 лет |
Выполняет произвольные мимические движения по речевой инструкции взрослого (с единичными ошибками) | 6 лет 6 мес. |
Умеет сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия | 6 лет 6 мес. |
Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого | 6 лет 8 мес. |
Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам | 6 лет 8 мес. |
Самообслуживание |
Использует столовый нож для намазывания | 6 лет |
Зашнуровывает ботинки | 6 лет |
Может выполнять длительные индивидуальные поручения: убирает групповые комнаты, ухаживает за растениями и т.п. | 6 лет 8 мес. |
Умеет пришивать пуговицы | 6 лет 8 мес. |
Мальчики умеют пользоваться столярными инструментами | 6 лет 8 мес. |
Моется (в бане) с посторонней помощью | 6 лет 10 мес. |
Ложится спать без посторонней помощи | 7 лет |
Игра |
Ориентируется в правилах детской игры | 6 лет |
Создает план игры | 6 лет 8 мес. |
В процессе игры обобщает, анализирует свою деятельность | 6 лет 8 мес. |
Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры | 6 лет 8 мес. |
Предпочитает групповые игры индивидуальным | 6 лет 8 мес. |
Основа в игре - правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий | 6-7 лет |