ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Происхождение чув народа. Гипотезы, этапы этнической истории В разное время учеными были выдвинуты различные теории происхождения чувашей - то от хазар (А. А. Фукс, П. Хунфальви), то от буртасов (А. Ф. Риттих, В. А. Сбоев), то от гуннов (В. В. Бартольд), то от финно-угров (Н. М. Карамзин, И. А. Фир- сов), то от древних авар (М. Г. Худяков), то от волжских болгар (В. Н. Татищев, Н. И. Ашмарин, 3. Гомбоц), то от шумер (Н. Я. Марр) и т. д. В общей сложности они сводятся к следующим концепциям: 1) основу чувашского народа (этноса) составляет местное финно-угорское (марийское) население, испытавшее сильное куль-турное и особенно языковое влияние со стороны пришлых тюрко- язычных болгаро-суварских племен; 2) как этнос чуваши сформировались главным образом на основе доболгарских тюрков, проникавших якобы большими массами в Среднее Поволжье вплоть до VI в. н. э., то есть до появления здесь болгар и суваров; 3) чувашский этнос сформировался в XIII-XVI вв. в результате смешения язычников-болгар, не подвергнувшихся кыпчакско- мусульманской ассимиляции, с марийскими и другими финно- угорскими племенами (предками мордвы, удмуртов и др.) при преобладающей роли тюркско-болгарскдго компонента. Первая из названных концепций (так называемая "автохтонная теория") не выдержала критики и сейчас никем не поддержи-вается, так как ее сторонники игнорировали роль тюркоязычных племен - одного из основных этнических компонентов чувашей - и в своих исследованиях ограничивались рамками территории Чувашского края и поздних этапов этнической истории. Что касается второй концепции, то она активно начала разра-батываться лишь в последнее двадцатилетие. Некоторыми казан-скими исследователями ведутся поиски доказательств гипотезы о начале формирования чувашского этноса, на основе тюркоязыч-ных племен, проникавших в регион якобы еще во II-III вв. н. э. Однако ряд видных ученых (Р. Г. Кузеев, В. А. Иванов и др.) относят время массового проникновения тюрков в Волго-Уральскую область к последним столетиям I тысячелетия н. э. и связывают это именно с миграцией болгарских племен из Северного Кавказа и Приазовья. При этом одним из убедительных доказательств поздней миграции тюрков в Средневолжский регион является слабое и нечеткое по сравнению с соседними финно-угорскими народами выделение этнических групп у пришлых тюрков. Этническая дифференциация чувашей, татар, башкир - т. е. тех народов, которые своей историей тесно были связаны с волжскими болгарами, - ь самостоятельные народности завершилась относительно поздно, лишь в ХШ-ХМ вв. Возникает вопрос, в чем конкретно обнаруживается болгарское наследие у чувашей? Самый фундаментальный аргумент - язык, ибо чувашский - единственный сохранившийся язык болгарской ветви. Он отличается от всех других тюркских языков тем, что звуку "з" в них в чувашском языке соответствует звук "р" (так называемый ротацизм), а звуку "ш" соответствует звук "л" (ламбдаизм). Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского языка. Например, чув. хер "девушка" - общетюркск. кыз; чув-. хёл "зима" - общетюркск. -кыш и т. д. ПРИМЕРНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА I. Прототюркский этап (с древнейших времен до середины I тыс. до н. э.) — эпоха распада прототюркского праязыка в Центральной Азии на две вегви: огурскую (огуро- оногуро-болгаро-чувашскую) и огузскую (огузско-карлукско-кыпчакскую). И. Огурская эпоха (середина I тыс. до и. э. — начало и. э.) — период жизни огурских племен в составе хуннского союза племен. III. Оногурская эпоха (начало н. э. — III в. н. э.) — время проникновения союза десяти оногурских племен в Семиречье (Центральную Азию), переселения их в Приаралье, кочевок в районах Южной Сибири совместно с предками венгров - угорскими племенами. IV. Древнеболгарская эпоха (IV—VII вв.) — период обитания оногуро-сабирских и угорско-венгерских племен на территории Северного Кавказа, между Доном и Кубанью и в Прикаспии. V. Среднеболгарская эпоха (VIII—XVI вв.) подразделяется на три периода: I. Доордынский (VIII в. 1235 г.). Оногуро-болгары переселяются в Волго-Камье, в конце IX—X вв. основывают государство и в результате этнополитической консолидации различных своих племен (тешюзей, суваров, берсула, эсегелей, болгар и др.), а также частичной ассимиляции местных финно-угров и буртаеов превращаются в единую народность. 2. Золотоордынский (1236—1444 гг.). Волжскую Болгарию завоевывают монголо- татары, начинаются процессы культурно-языкового смешения мусульманской части болгарского населения с прибывающими в край кыпчако-татарами, консолидация языческого болгарского населения в отдельную этноконфессиональную группу. С середины XIV в. по начало XV в. происходит интенсивное перемещение болгар, прежде всего болгаро-чувашей, из Закамья в Предкамье и Заказанье, с правобережных южных районов Чувашского Поволжья на северо-восток Чувашии (междуречье Кубни и Цивиля). 3. Казанский (1445—1551 гг.). Этот период охватывает время существования Казанского ханства, когда резко усиливается приток в левобережные районы Поволжья кыпчакско-татарского населения, которое начинает доминировать как в политическом, так и культурно-языковом отношениях. Происходит ассимиляция болгаро-чувашей Заказанья, часть которых переселяется на северо-восток Чувашии (междуречье Аниша и Цивиля). К концу XV — началу XVI в. у болгаро-чувашей, не принявших ислама, формируются все необходимые этноспецифические признаки самостоятельной и внутренне достаточно консолидированной этнической общности — народности. VI. 11овоболгарская или чувашская эпоха (с 1551 г. до наших дней). Эта эпоха начинается со времени вхождения Чувашского края в состав России и характеризуется отноагтельным ослаблением влияния татарской культуры и языка и интенсивным усилением воздействия на чувашей славянско-христианского культурного мира и русского языка. |