МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 1. Оперативный сотрудник как основное должностное лицо, непосредственно осуществляющее ОРД





Содержание

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава 1.Оперативный сотрудник как основное должностное лицо, непосредственно осуществляющее ОРД……………...………………….4

 

Заключение…………………………………………………………………14

 

Список используемой литературы………………………………………..16

Введение

Статья 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349 (далее - Закон об ОРД) определяет оперативно-розыскную деятельность ( далее - ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

Для того, чтобы данная деятельность была законной, и не нарушала права человека и гражданина, она должна иметь под собой правовую основу. Под правовой основой такой деятельности (точнее - нормативно-правовой) следует понимать фундаментальную, базовую часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности.

 

 

Глава 1. Оперативный сотрудник как основное должностное лицо, непосредственно осуществляющее ОРД

Оперативник – это состоящее в штате оперативного подразделения правоохранительного органа или специальной службы России должностное лицо, непосредственно полностью или частично осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Оперативник обладает соответствующим юридическим статусом, т.к. совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленных Федеральным Законом об ОРД, законодательными и иными нормативно-правовыми актами России.

Оперативники обладают правами и свободами человека и гражданина, с некоторыми ограничениями (обусловленными особенностями ОРД), которые установлены законами России. Так, оперативником может быть лицо, обладающее гражданством только России.

Известны различные критерии для классификации этих должностных лиц.

Назовем основные:

1) по принадлежности к соответствующему оперативно-розыскному органу различают оперативников: органов внутренних дел (сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями и др.); органов ФСБ России (контрразведчиков территориальных органов, органов безопасности в войсках и др.); и т.д.

Вне зависимости от ведомственной принадлежности все оперативники согласно норм Федерального Закона об ОРД обладают равными полномочиями в ОРД;

2) по тому, состоят в штате конкретного оперативно-розыскного органа или же нет, различают оперативников: состоящих в штате (на соответствующей должности как гласной, так и негласной) и внештатных оперативных сотрудников;



 

3) по характеру проведения ОРМ различают оперативников:

так называемых агентуристов, т.е. работающих в основном с агентами;

осуществляющих личный сыск, т.е. непосредственно (как гласно, так и конфиденциально) ищущих и выявляющих преступления и лиц, их совершивших;

сотрудников подразделений наружного наблюдения;

сотрудников оперативно-технических подразделений.

4) по объему предоставленных полномочий различают;

оперативных сотрудников (исполнителей) и руководителей.

В оперативно-розыскной деятельности на оперативников возлагаются соответствующие обязанности и им предоставляются права для достижения целей ОРД и решения ее задач.

Сотруднику оперативного подразделения требуются условия для осуществления своей деятельности.

Для этого необходимо:

назначение на должность в конкретном операппарате, предоставление полномочий, адекватных задачам оперативно-розыскной деятельности;

специализация по линии или профилю оперативно-розыскной работы, соответствующей его способностям (оперативная работа, аналитическая деятельность, оперативно-техническая разведка и др.).

Назначение на должность сотрудника оперативного подразделения означает предоставление оперработнику определенных полномочий.

Во-первых, должностное лицо оперативного подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, в интересах разрешения задач ОРД вправе:

осуществлять сбор, накопление, анализ, проверку и использование информации, связанной со сферой и инфраструктурой преступности, а также иных сведений, необходимых для обеспечения безопасности общества и государства;

создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие разрешение задач ОРД;

заводить дела оперативного учета и осуществлять производство по ним с соблюдением условий осуществления оперативно-розыскного процесса;

осуществлять сбор данных, характеризующих личность граждан, необходимых для принятия решения об их соответствии работе на важных государственных постах, а также в определенных учреждениях, организациях, иных объектах, о доступе к государственным или иным охраняемым законом секретам; осуществлять оперативно-розыскные мероприятия при исполнении поручения следователя, указаний прокурора и решений суда по уголовным делам, принятым ими к производству, если эти поручения, указания и решения изложены в письменной форме;

проводить оперативно-розыскные мероприятия по исполнению запросов соответствующих международных правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств, если их исполнение поручено ему руководителем оперативного подразделения;

принимать меры по обеспечению прав и законных интересов физических лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативным подразделением, а также безопасности сотрудников оперативного подразделения, членов их семей, близких родственников и по защите их имущества.

Во-вторых, должностное лицо оперативного подразделения, осуществляющего ОРД в полном объеме, в процессе разведывательной деятельности в сфере и инфраструктуре преступности, осуществления оперативной проверки, производства по делам оперативного учета и иным оперативно-розыскным материалам вправе:

осуществлять опрос граждан, должностных лиц, получать от них информацию, использовать их добровольную помощь;

получать с использованием методов конспирации информацию от лиц, если есть основания полагать, что данные сведения имеются в их распоряжении, но они не желают предоставить ее непосредственно оперативному подразделению;

проводить беседы с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, с применением детекторов симуляции;

устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения конфиденциального сотрудничества с частными лицами;

получать от физических и юридических лиц (независимо от форм собственности) бесплатно или за вознаграждение информацию о готовящихся или совершенных преступлениях, а также об угрозе безопасности общества и государства;

объявлять о назначении вознаграждения за помощь в выявлении и раскрытии преступлений, задержании разыскиваемых лиц и выплачивать его физическим и юридическим лицах, оказавшим соответствующую помощь оперативному подразделению;

привлекать к проведению оперативно-розыскных мероприятий как открыто, так и конфиденциально отдельных частных и должностных лиц, специалистов, экспертов в сфере науки, техники и других областях;

истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений и организаций (независимо от подчиненности и форм собственности);

наводить справки по учетам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также проверять по информационным системам учреждений, предприятий и организаций (независимо от подчиненности и форм собственности), лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступлений для выяснения их образа жизни, источника и размера их доходов, а также иных сведений, необходимых для решения задач ОРД;

получать информацию из автоматизированных, справочных систем и банков данных, создаваемых органами судебной системы, органами прокуратуры, правоохранительными органами, а также министерствами, ведомствами и другими государственными органами;

беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а на территорию воинских частей и других режимных объектов по согласованию с их руководителями для выяснения данных, требующихся для разрешения задач ОРД. Изымать в помещении и на территории указанных объектов материалы, документы, сырье, образцы продукции и другие объекты для исследования, в том числе без сообщения об их изъятии;

обследовать жилые помещения, здания, сооружения, участки местности, транспортные средства с согласия их владельцев или обитателей для выяснения обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, обнаружения разыскиваемых лиц;

проникать, используя методы конспирации, в квартиру, помещение, транспортные средства и другие, публично недоступные объекты с целью выявления, фиксации, изъятия следов преступления, документов и других предметов-носителей информации об их совершении, предварительного исследования этих объектов, а также для обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий;

производить проверочную закупку, а также в иной форме собирать образцы для сравнительного исследования; осуществлять предварительное исследование обнаруженных и негласно зафиксированных либо изъятых следов противоправных деяний, иных предметов и документов, сырья, образцов продукции и других объектов для выявления фактов противоправной деятельности;

осуществлять поиск и отождествление личности по приметам;

проводить оперативное обследование физического лица; осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино-, видеосъемки, оптических и радиоприборов, других технических средств;

устанавливать оперативное наблюдение и проводить документирование с использованием современных методов и технических средств;

осуществлять оперативный контроль поставок, товаров, веществ и иных материальных ценностей, являющихся предметами противоправной деятельности и предназначенных к провозу, вывозу или ввозу на территории государства;

контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления;

осуществлять оперативное прослушивание телефонных и иных переговоров, а также получать информацию с использованием технических средств, обеспечивающих специальный контроль электросвязи;

проводить оперативные и технологические (на базе применения средств оперативной техники) эксперименты; осуществлять оперативное проникновение в преступные группы, в сферу и инфраструктуру преступной деятельности, на криминогенные объекты негласных работников оперативных подразделений либо сотрудничающих с ними лиц с сохранением в тайне достоверных данных, касающихся их личности;

применять в ходе осуществления ОРМ модель поведения, имитирующую преступную деятельность; осуществлять маркировку специальными химическими и другими веществами объектов в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий;

применять служебно-розыскных собак;

осуществлять личный досмотр лиц, задержанных по подозрению в совершении противоправных деяний, проверять и осматривать документы, удостоверяющие их личность, изымать и осматривать находящиеся при них вещи и документы, а также досматривать их жилые помещения, рабочие и иные места, транспортные средства;

организовывать проведение и принимать участие в проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности);

привлекать к проведению этих проверок, ревизий и экспертиз квалифицированных специалистов учреждений, организаций, контрольных и финансовых органов;

получать на основании письменного требования от банков, кредитных, таможенных, финансовых и других учреждений, предприятий и организаций (независимо от форм собственности) немедленно, а в исключительных случаях не позднее 10 суток информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренних и внешних экономических соглашениях физических и юридических лиц;

привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществлять ОРД, силы и средства оперативных подразделений этих органов для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, если на это имеется разрешение руководителя оперативного подразделения, а в случаях, предусмотренных нормативными актами, руководителей органа, осуществляющего ОРД.

В-третьих, должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, для обеспечения конспирации своей деятельности вправе:

создавать конспиративные предприятия и организации;

иметь правовой статус гласных или негласных штатных работников;

изготавливать и использовать документы, зашифровывающие личность и ведомственную принадлежность оперативных работников, граждан, сотрудничающих с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе, а также оперативных подразделений и их помещений, транспортных средств;

использовать регистрационные и отличительные знаки предприятий, учреждений и организаций, а также осуществлять иные меры по зашифровке оперативных подразделений и их кадрового состава, организации их деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

осуществлять защиту государственной и служебной тайны в оперативных подразделениях, используя в этих целях технические средства.

В-четвертых, должностные лица оперативных подразделений вправе пользоваться при проведении оперативно-розыскных мероприятий полномочиями сотрудников правоохранительного органа, в штаты которого они входят, а также правами, предоставленными в соответствии с нормами законов, определяющих правовой статус этих органов.

В-пятых, должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, вправе:

осуществлять в соответствии с законодательством превентивное задержание лица, причастность которого к тайной, маскируемой противоправной деятельности подтверждается оперативно-служебными документами, отражающими результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных с соблюдением условий осуществления ОРД;

проводить с использованием методов конспирации операции по задержанию вооруженных преступников и пресечению тяжких преступлений;

преследовать лицо, совершившее или совершающее преступление, и осуществлять его задержание.

В-шестых, должностное лицо оперативного подразделения, проводящее ОРД в полном объеме, может быть уполномочено руководителем органа дознания осуществлять дознание по уголовному делу. При этом должностное лицо оперативного подразделения — дознаватель — до передачи уголовного дела следователю или прокурору вправе возбудить на основе материалов ОРД производство по уголовному делу, принять его к своему производству или направить по подведомственности, а также отказать в возбуждении производства по уголовному делу.

В-седьмых, должностное лицо оперативного подразделение вправе содействовать и осуществлять в соответствии с законодательством производство по делам об административных правонарушениях, таможенным и налоговым правонарушениям, нарушениям правопорядка в пенитенциарных учреждениях. При этом указанный оперработник вправе пользоваться полномочиями правоохранительного органа в соответствии с законодательным актом, определяющим нормативно-правовой статус этого ведомства.

Следует особо подчеркнуть, что сотрудник оперативного подразделения проводит только ту, определенную данным законом оперативно-процессуальную деятельность, которая необходима для достижения целей и разрешения задач, предусмотренных законами, определяющими нормативно-правовой статус органов, в штаты которых он входит. Кроме того, он правомочен проводить оперативно-розыскные мероприятия только в пределах полномочий и в том объеме, который установлен законами, регламентирующими компетенцию органов, осуществляющих ОРД, а также правовыми актами, регламентирующими организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе действовать тайно, опираясь на содействие физических лиц.

Важно то, что должностные лица субъектов оперативно-процессуальной деятельности находятся под защитой государства и имеют установленные законом правовые и социальные гарантии. Ущерб, причиненный имуществу должностного лица — субъекта оперативно-процессуальной деятельности — или близких его родственников в связи со служебной деятельностью данного должностного лица, подлежит возмещению в полном объеме из средств государственного бюджета.

Никто не имеет права вмешиваться в оперативно-процессуальную деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности и их должностных лиц. Исключение представляют особо уполномоченные законом лица, осуществляющие это в установленном законом порядке.

В ходе мероприятий оперативно-процессуальной деятельности оперативные работники подчинены только закону и своему непосредственному и прямому начальнику. Если задание или распоряжение противоречит закону, должностное лицо обязано руководствоваться требованиями закона. Если в результате выполнения задания или распоряжения может быть совершено преступление, должностное лицо обязано незамедлительно сообщить об этом вышестоящему начальнику и прокурору.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-процессуальную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного и общественного долга.

Работникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предоставляются дополнительные льготы в вопросах социально-бытового и финансового обеспечения в порядке, установленном правительством и органами местного самоуправления.

При наличии данных об угрозе жизни, здоровью или имуществу работника и его близких родственников в связи с осуществлением им оперативно-розыскной деятельности в интересах безопасности государства или по раскрытию тяжкого преступления или раскрытию организованной преступной группы оперативное подразделение обязано принять специальные меры по обеспечению его безопасности, изменению данных о лице, места жительства, работы и учебы и других в порядке, определяемом правительством.

 

Заключение

Таким образом, под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Согласно Закона об ОРД такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Иначе говоря, правовая система оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее источников относится к законам, а другая - к подзаконным актам.

В целом, источники образующие правовую основу ОРД, можно разделить на три основные группы:

- устанавливающие базисные положения осуществления ОРД;

- регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД;

- регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД.

Стоит отметить, что предписаниями нормативных актов, составляющих правовую основу ОРД, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем указано в ст. 4 Закона об ОРД, и эти источники были рассмотрены нами выше. В целом, правовые источники, составляющие правовую основу ОРД, можно представить в виде определенной системы.

Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие основу оперативно-розыскной деятельности: в первую очередь, это Федеральный Закон об ОРД, занявший ключевое место в правовой основе оперативно-розыскной деятельности; во вторую очередь, это, законодательные акты, определяющие нормативно-правовой статус и направления деятельности оперативно-розыскных ведомств.

Во-вторых, самостоятельную группу нормативных источников составляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых институтов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регулировать специфические оперативно-розыскные отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном порядке реализуемые в ОРД.

В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международно-правового характера.

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954

3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (под ред. В.В.Николюка), М.: "Спарк", 2011

4. Басков В.И. Оперативно - розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во " Бек ",2010.

5. Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник для юрид.вузов.- СПб.2006.

6. Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельностью. Спецкурс лекций.- М., Фирма АВС, 2007.

7. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности ).- Учебное пособие, М., 2009.

8. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций., Казань, Изд-во Казан. ун-та., 2007

 

 

Дата: 3 октября 2012 г. Подпись: ___________ (Назаров В.С.)

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.