ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Содержание ОРД Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса. Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст.1 Закона), посредством постановки задач (ст.2), определения принципов (ст.3), правовой основы (ст.4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст.6), оснований и условий их проведения (ст.7 и ст.8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст.14 и ст.15), использования результатов ОРД (ст.11) и др. Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 1. Понятие оперативно-розыскной профилактики или профилактики преступлений в оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскная профилактика1 представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых оперативными подразделениями и сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, в пределах установленных полномочий с целью: - предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений2; - пресечения покушений на преступления (т.е. пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления); - выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств; - добывания информации о действиях (бездействии) или событиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; - выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации. Профилактическая деятельность ОРО основывается на принципах: - законности; - соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина; - сочетания гласных и негласных методов работы; - взаимодействия с органами государственной власти РФ, общественными объединениями, организациями (в том числе осуществляющих общевоспитательные функции) и гражданами. Основными направлениями профилактической деятельности ОРО являются: - профилактика преступлений (общая, представляющая собой целенаправленную деятельность субъектов предупреждения преступлений по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступлений; индивидуальная, представляющая собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному); - предотвращение (недопущение) готовящихся преступлений (т.е. комплекс мер, направленных на недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений, с целью склонить лиц к добровольному отказу от приискания, изготовления или приспособления средств совершения преступлений, приискания соучастников, сговора на совершение преступления либо иного умышленного создания условий для их совершения); - пресечение покушений на преступления (т.е. комплекс мер, имеющих цель остановить умышленные действия (бездействие) лица (лиц), непосредственно направленных на совершение преступления). Сущность (содержание) оперативно-розыскной профилактики заключается в следующем: - ведется сбор информации о криминально-активных лицах, их намерениях, связях, преступном опыте, образе жизни, поведении, прошлом и анализ этой совокупности сведений; если эти сведения дают основания сделать вывод о вероятности преступного поведения данного лица, то за ним устанавливается оперативно-профилактическое наблюдение, он ставится на профилактический учет; - осуществляется наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет, а также проводятся поисковые мероприятия для обнаружения признаков подготовки преступлений, преступных намерений или преступной деятельности этих лиц, причастность их к преступлениям, оставшимся нераскрытыми3; - проводится работа по разобщению и нейтрализации организованных преступных групп (ОПГ) или преступных сообществ (организаций) (ПС); - выявляются причины и условия совершения преступлений в ходе проведения ОРМ, а также разрабатываются предложения по информированию органов государственной власти РФ о необходимости принятия мер по устранению и нейтрализации указанных причин и условий; - проводится документальное оформление работы по фиксированию фактов и обстоятельств, действий и поступков лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, в том числе с применением видео-, аудиозаписи и фотосъемки; результаты документирования приобщаются к ДОУ либо к материалам подборок индивидуальной профилактики в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими ОРД; - реализуются полученные материалы с учетом нераскрытия негласных источников информации. Объектами профилактической деятельности ОРО являются: - лица, готовящие преступления, либо покушающиеся на их совершение, либо высказывающие намерение совершить противоправные деяния; - лица, способствующие различным образом (при отсутствии в их действиях либо бездействии состава преступления) совершению преступлений либо созданию угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (например, лица, создающие предпосылки к утечке информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну); - лица, препятствующие различным образом работникам правоохранительных и контролирующих органов исполнению ими служебных обязанностей, а также оказывающие на них и их близких психологическое и иное воздействие с целью оказания влияния на результаты служебной деятельности; - лица, с которыми ОРО прекращено конфиденциальное сотрудничество по компрометирующим их основаниям; - сотрудники правоохранительных органов, создающие предпосылки к раскрытию конфиденциальных источников, планируемых оперативно-розыскных мероприятий, к утечке информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну; - сами причины и условия, способствующие совершению преступлений физическими и юридическими лицами, а также должностных преступлений в правоохранительных и контролирующих органах. Особо следует сказать о профилактической деятельности ОРО по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). На это принципиально ориентирует Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». 2. Содержание отдельных основных направлений профилактической деятельности А. Рассмотрим содержание индивидуальной профилактической работы. Основанием для проведения индивидуальной профилактики является наличие достоверных данных, свидетельствующих о возможности либо намерении лица совершить преступление. Решение на осуществление индивидуальной профилактики должно основываться на тщательном уголовно-правовом анализе деяний лица с учетом особенностей его личности и иных обстоятельств. Профилактика конкретных лиц не должна влечь за собой ущемления их конституционных прав и свобод. Деятельность ОРО по осуществлению индивидуальной профилактики включает: а) выявление лиц, подлежащих профилактике; б) изучение этих лиц и источников негативного воздействия на них; в) прогнозирование индивидуального поведения объекта профилактики; г) проверку объекта профилактики по оперативным учетам; д) постановку объекта профилактики на соответствующий профилактический учет; е) планирование мер индивидуальной профилактики; ж) непосредственное профилактическое воздействие; з) проверку результатов проведенных профилактических мероприятий. Профилактическое воздействие осуществляется в следующих основных формах: 1) индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального представления); 2) привлечение к индивидуальной работе лиц, могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого (например, должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, членов семьи объекта профилактики); 3) создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний; 4) осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого; 5) иные формы. Методика проведения каждой из форм профилактического воздействия разрабатывается оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. В качестве примера рассмотрим отдельные типовые положения методики проведения индивидуальной беседы. Индивидуальное профилактическое воздействие в форме беседы оказывается с применением метода убеждения и, как правило, содержит в себе: а) разъяснение причины проведения беседы; б) получение объяснений в письменной с согласия профилактируемого лица или устной форме об обстоятельствах и мотивах совершения правонарушений; в) предупреждение о возможных последствиях, в случае реализации преступных намерений. Следует помнить, что в ходе проведения индивидуальной беседы запрещается использование сведений, полученных от лиц, конфиденциально сотрудничающих с ОРО, если это может привести к их расшифровке. В ходе проведения предупредительной беседы в соответствии п. 13 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1027-1 (в ред. от 31 марта 1999 года № 68-ФЗ) «О милиции» может быть в письменной форме вынесено официальное обязательное для рассмотрения представление об устранении государственным органом, организацией или общественным объединением обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Для проведения индивидуальной профилактической работы используются, как правило, служебные помещения правоохранительных органов, обстановка и условия в которых должны отвечать требованиям безопасности и способствовать достижению цели профилактики. Индивидуальные профилактические мероприятия не могут проводиться в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. В этих случаях, при наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований, должно приниматься процессуальное решение. Б. Рассмотрим содержание деятельности по предотвращению преступлений. Данное направление профилактической деятельности представляет собой комплекс оперативно-розыскных и иных мер, направленных на недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений. Предотвращение преступлений включает: а) выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения преступления; б) устранение обстоятельств, которыми намеревается воспользоваться лицо при совершении преступления; в) искусственное создание обстановки исключающей либо существенно затрудняющей возможность совершения преступления; г) привлечение лица к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности за совершение подготавливаемых действий. Методы действий по предотвращению преступлений избираются в зависимости от сложившейся ситуации, конкретного состава замышляемого и подготавливаемого преступления, социального статуса фигуранта, его психологических особенностей и иных условий и обстоятельств. Документальное оформление работы по предотвращению замышляемых либо подготавливаемых преступлений, а также оформление принятых решений (в том числе процессуальных) организуется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административно-процессуальную деятельность, а также порядок привлечения сотрудников правоохранительных органов к дисциплинарной ответственности. Сама противоправная деятельность лиц, замышляющих либо подготавливающих совершение преступлений, непременно документируется, в том числе фиксируется в соответствии с законодательством с помощью фотосъемки, видео- и аудиозаписи. 3. Разобщение и нейтрализация организованных преступных групп и преступных сообществ (организаций) как форма оперативно-розыскной профилактики Организованная преступность поразила практически все сферы - политическую, экономическую, социальную. ОПГ и ПС действуют в каждом субъекте Российской Федерации. Они сформированы в строгие вертикальные системы, обладают как межрегиональными, так и международными связями. Масштабы организованной преступности в России приобретают характер национальной угрозы. Поэтому перед ОРО стоит задача - сократить масштабы этого опасного явления, принять меры к разобщению и нейтрализации ОПГ и ПС, привлечению к уголовной ответственности их лидеров и участников. Поэтому разобщение и нейтрализация ОПГ и ПС следует рассматривать как одну из самых важных и сложных форм оперативно-розыскной профилактики с использованием конспиративных (негласных), а при необходимости и демонстративных способов оказания воздействия на все стороны отношений в ОПГ и ПС и окружающих их обстановке, направленных на нарушение или ослабление звеньев ОПГ и ПС, снижение или лишение эффективности их совместной преступной деятельности. Отечественной и зарубежной практикой деятельности правоохранительных органов по разобщению и нейтрализации ОПГ и ПС выработаны следующие наиболее оптимальные пути осуществления указанной деятельности, направленной на лишение ОПГ и ПС его инфраструктуры, связей и источников финансирования: - разложение преступного формирования изнутри с использованием конфидентов и штатных негласных сотрудников (например, путем санкционированной «вербовки» оперативников фигурантами в целях проникновения в их среду), конспиративное воздействие на лидеров ОПГ и ПС; - использование возникающих конфликтных ситуаций и противоречий в отношениях между звеньями ОПГ и ПС, лидерами ОПГ и ПС и наиболее активными ее членами, дискредитация лидеров и авторитетов ОПГ и ПС в глазах сообщников; - инициирование обстановки и ситуаций (например, путем различного рода дезинформации), обуславливающих непременное появление противоречий и конфликтных отношений между отдельными членами и звеньями ОПГ и ПС; - воздействие на оргпреступные группировки посредством активного использования обстоятельств, оказывающих внешнее влияние на стратегические цели ОПГ и ПС, в первую очередь на их легальное вторжение в экономическую сферу, отмывание преступных доходов, на навязывание ими своих правил бизнес-сообществу и реальное влияние на отдельные сферы социально-экономической жизни регионов, а также на планы совершения ими преступлений; - раскрытие любых преступлений, совершаемых членами преступных формирований, проводимое совместными силами различных ОРО, а также органами прокуратуры; - силовое реальное или демонстративное воздействие ОРО на ОПГ и ПС, направленное на сокращение сферы влияния ОПГ и ПС, разрушение планов их криминальной деятельности, создание благоприятных условий для оперативной разработки ОПГ и ПС, сбора доказательств по изобличению и привлечению к установленной законом ответственности участников преступлений; - использование рыночных механизмов на теневую экономическую деятельность ОПГ и ПС, а также возможностей конкурирующих структур, обеспечивающее подрыв финансовой основы ОПГ и ПС. Разобщение и нейтрализация ОПГ и ПС занимает длительное время, но позволяет раскрывать тяжкие преступления прошлых лет, возвращать стране похищенные у государства денежные средства из-за рубежа и очищать регионы от криминального влияния. В международной практике действий по разобщению и нейтрализации ОПГ и ПС наиболее часто используются следующие приемы: - создание напряжения в ОПГ и ПС по различным вопросам их деятельности, доведение этого напряжения до конфликтных ситуаций, столкновение между входящими в ОПГ и ПС групп, приводящих к частичному или полному разрыву связей между ними; - создание ОРО специальных структур, закамуфлированных под ОПГ и ПС, вытеснение с их помощью ОПГ и ПС из определенных сфер предпринимательской деятельности (секторов рынка) и установление контроля за ОПГ и ПС со стороны этих структур; - устройство столкновений интересов различных ОПГ и ПС, постепенное доведение противостояния их друг другу до ослабления каждой из них в результате борьбы между собой; - постепенное вытеснение окрепших ОПГ и ПС из секторов рынка с использованием конкурирующих ОПГ и ПС при негласной оперативной поддержке конкурента, исходя из тактических и стратегических интересов борьбы с организованной преступностью; - замена лидеров ОПГ и ПС и их окружения на тех участников ОПГ и ПС, которые могут быть более подвержены влиянию со стороны ОРО; - нагнетание неуверенности и страха среди членов ОПГ и ПС путем проведения учащенных силовых акций в отношении их; - организация и проведение официальных проверок активных членов ОПГ и ПС по самым различным, в том числе и залегендированным основаниям; - частые задержания членов ОПГ и ПС в независимости от того, наступят ли для этих временно задерживаемых юридические последствия; - оказание давления на подконтрольные ОПГ и ПС предпринимательские структуры; - постоянная оперативная разработка осужденных лидеров и других участников ОПГ и ПС в учреждениях, исполняющих наказание. Важное значение в деле разобщения и нейтрализации ОПГ и ПС имеет антикриминальная разведка, которая состоит в проведении ОРО комплекса ОРМ и иных мер (включая аналитические), нацеленных на опережающее получение оперативно значимой информации о преступных замыслах ОПГ и ПС. Ее следует считать ответом на криминальную разведку, которая является одним из главных средств ОПГ и ПС, без использования которого не реализуется ни одно направление их преступной деятельности, особенно противодействие правоохранительным органам. Криминальная разведка, на осуществление которой выделяются значительные денежные средства, проводится с целью сбора различного рода информации, касающейся деятельности правоохранительных и контролирующих органов, хозяйствующих субъектов и конкретных лиц. В заключение отметим, что в общем такая значительная задача, как профилактика преступности в целом должна решаться с опорой на население, на институты гражданского общества, со строгим соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан. |