ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий 7 страница 6. Поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем и органом дознания по делам, находящимся в их производстве. Согласно ч. 4 ст. 127 УПК поручения следователя даются в письменном виде. Уголовно-процессуальным законом не предусмотрено право органов дознания давать поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, однако у тех органов дознания, которые в соответствии с законом не наделены полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий, такая потребность может возникнуть, например, у специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности. Поручение органа дознания о проведении ОРМ должно быть оформлено в письменном виде. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственному усмотрению. Основанием для проведения ОРМ согласно п. 3 ч. 1 комментируемой статьи являются также указание прокурора и определение суда по делам, находящимся в их производстве. В соответствии с п. 4 ст. 211 УПК прокурор вправе давать органам дознания указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры. Таким образом, комментируемый Закон сужает полномочия прокурора на дачу указаний органу дознания. В практической деятельности нужно руководствоваться положениями УПК, который более полно регламентирует полномочия прокурора. Если уголовное дело находится в производстве следователя органов внутренних дел, ФСБ, органов налоговой полиции, прокурор обязан дать указание следователю, который может конкретизировать его в своем поручении органу, осуществляющему ОРД. С учетом роли суда в отправлении правосудия вряд ли целесообразно, чтобы суд напрямую давал оперативным аппаратам поручения о проведении ОРМ. Поручения и указания органам, осуществляющим ОРД, не должны содержать предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений - обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст. 14). Результаты выполнения ОРМ, проводимых по поручению следователя или органа дознания, оформляются справкой, рапортом или другими оперативно-служебными документами, в которых отражаются сведения, имеющие значение для процесса доказывания. К ним могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ (см. комментарий к ст. 11). В оперативно-служебных документах, отражающих результаты выполнения поручения, недопустимо раскрывать организацию и тактику проведения ОРМ, а также указывать данные, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 12). 7. Пункт 4 комментируемой статьи в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД, поступившие при наличии оснований, указанных в данной статье. Под другими органами следует понимать как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД (см. комментарий к ст. 13). Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов. В частности, в совместном приказе МВД РФ и Департамента налоговой полиции РФ "О мерах по организации взаимодействия между органами внутренних дел и органами налоговой полиции Российской Федерации" от 5 августа 1994 г. N 379/182 на обе службы возложена обязанность оказывать содействие в подготовке и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, исполнять запросы о наличии материалов в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, и совершаемых или совершенных ими преступлениях. Запросы других оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия необходимо провести. Если ОРМ требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом (см. комментарий к ст. 8). 8. Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи в качестве основания для проведения ОРМ предусматривает постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Этот юридический документ установлен Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. Защищаемыми лицами данный Закон именует перечисленных в его второй статье должностных лиц государственных и правоохранительных органов и их близких родственников, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты. К числу лиц, подлежащих государственной защите, отнесены в том числе и сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. На органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, народных и присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел. В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Для реализации этих мер безопасности разрешается проводить любые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом об ОРД. Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица. Основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица. Принятие решения о применении мер безопасности оформляется мотивированным постановлением с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу. При проведении ОРМ в целях обеспечения безопасности защищаемое лицо должно ставиться в известность о проводимых мероприятиях. Виды ОРМ, необходимых для обеспечения безопасности, определяются должностным лицом, вынесшим постановление. Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права защищаемых лиц на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища, допускается без судебного решения при наличии их письменного согласия (см. п. 8 комментария к ст. 8). Порядок обеспечения органами внутренних дел государственной защиты судей и должностных лиц правоохранительных органов регламентирован Временной инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. N 483. В соответствии с этим нормативным актом до создания специальных подразделений в обеспечении безопасности защищаемых лиц принимают участие все службы и подразделения в пределах своей компетенции. Личную (физическую) охрану защищаемых лиц осуществляют специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) управлений по борьбе с организованной преступностью с привлечением при необходимости сотрудников отрядов милиции особого назначения (ОМОН) и иных подразделений. Охрану жилища и имущества осуществляют подразделения вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы с привлечением при необходимости сотрудников других служб. Замену документов и обеспечение конфиденциальности сведений осуществляют паспортно-визовая служба, ГИБДД и другие подразделения, выполняющие регистрационные функции. Координация деятельности по обеспечению мер безопасности возлагается на подразделения по борьбе с организованной преступностью. Норма, содержащаяся в комментируемой статье, может также рассматриваться в качестве основания для проведения ОРМ, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. Под государственной охраной в этом Законе понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, члены его семьи, Председатель Правительства, Председатели Палат Федерального Собрания, Председатели Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Генеральный прокурор Российской Федерации, а также главы иностранных государств и представительств во время пребывания на территории Российской Федерации. Кроме них, государственная охрана по распоряжению Президента может предоставляться иным лицам, замещающим государственные должности в Российской Федерации. Федеральные органы государственной охраны в целях решения возложенных на них задач осуществляют оперативно-розыскную деятельность в полном объеме в соответствии со ст. 13 комментируемого Закона. 9. Самостоятельным основанием для проведения ОРМ в соответствии с п. 6 ч. 1 комментируемой статьи являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (см. п. 8 комментария к ст. 4). Выполнение таких запросов закреплено в п. 3 ст. 14 Закона об ОРД в качестве обязанности органов, осуществляющих ОРД. Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Деятельность НЦБ Интерпола регламентируется Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. Порядок исполнения запросов и поручений по линии Интерпола регламентирован Инструкцией, объявленной приказом МВД России от 11 января 1994 г. N 10 (см. п. 4 комментария к ст. 14). По запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, поступающих через НЦБ Интерпола, могут, как правило, проводиться только те ОРМ, которые не требуют судебного решения. В случае необходимости проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища, следует в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Закона, получить решение судьи по месту проведения мероприятия (см. комментарий к ст. 9). Под запросами правоохранительных органов иностранных государств следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран - членов СНГ. Правовой основой исполнения таких запросов является прежде всего Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г., а также ряд Соглашений между правоохранительными органами Содружества Независимых Государств (см. п. 9 комментария к ст. 4). Запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с упомянутой Конвенцией и подписанными Соглашениями должны содержать: наименование органа, от которого исходит запрос, и наименование органа, к которому он обращен; наименование дела или материала, по которому направляется запрос; фамилии подозреваемых, обвиняемых и разыскиваемых, их адреса и анкетные данные; описание правонарушения; подпись руководителя и оттиск печати органа внутренних дел. К запросу должны прилагаться надлежаще оформленные постановления, необходимые для совершения санкционированных действий. При исполнении запросов используется русский язык. По документам, прилагаемым к запросам, составленным на государственном языке запрашивающей стороны, приобщается надлежаще заверенный перевод на русский язык. При выполнении запроса документы, составленные на государственном языке исполняющей стороны, переводятся ею на русский язык, а переводы удостоверяются печатью компетентного учреждения и подписью должностного лица. В соответствии с договоренностями должны выполняться запросы, направленные в безотлагательных случаях и в устной форме, но с условием немедленного письменного подтверждения, в том числе с использованием технических средств передачи текста. 10. Часть 2 комментируемой статьи определяет основания для проведения ОРМ, которые направлены на решение задач, прямо не указанных в ней, но выполняющих вспомогательную, обеспечивающую функцию. Из смысла комментируемой нормы вытекает, что к таким обеспечивающим задачам относятся проведение проверок лиц, допускаемых к государственной тайне, к работам на экологически опасных объектах, к участию в оперативно-розыскной деятельности, и лиц, желающих получить лицензию на частную детективную и охранную деятельность, а также обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД. Под сбором данных, необходимых для решений, следует понимать установление с помощью оперативно-розыскных мероприятий обстоятельств, препятствующих их принятию. Закон не оговаривает объема и вида этих данных, ограничивая правоприменителя лишь в способах сбора информации. При сборе таких данных вводится запрет на осуществление четырех оперативно-розыскных мероприятий, которые в наибольшей степени ограничивают конституционные права граждан. В соответствии с ч. 6 ст. 8 комментируемого Закона в этих случаях не могут применяться обследование помещений, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, а также снятие информации с технических каналов связи (см. комментарий к ст.8). Указанное ограничение не распространяется на решение задач по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД, для чего может осуществляться весь комплекс ОРМ. 11. Сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ. В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. от лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска на основании ст. 24 указанного Закона допускается временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни проверяемого лица (см. комментарий к ст. 12). При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 22 названного Закона являются основаниями для отказа в выдаче допуска. Исходя из принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в процессе проверки лица должна собираться только такая информация, которая необходима с точки зрения обеспечения государственной тайны, а не информация о личной жизни вообще. 12. Данные, на основании которых принимается решение о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных, достаточных для принятия таких решений, организуется независимо от того, в какой форме это сотрудничество предполагается - гласной или негласной. Объем и виды собираемой информации определяются ведомственными нормативными актами. 13. В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ п. 5 ч. 2 комментируемой статьи определил необходимость обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность (например, п. 11 ст. 6 Федерального закона "О внешней разведке", п. "т" ст. 13 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", п. 9 ст. 14 Федерального закона "О государственной охране", ч. 2 ст. 28 Закона "О государственной границе Российской Федерации" и т.д.). Под обеспечением безопасности (собственной безопасности) следует понимать целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество. Сбор данных, необходимых для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД, в соответствии с ч. 8 ст. 8 комментируемого Закона может осуществляться с помощью любых ОРМ (см. комментарий к ст.8). Организация системы обеспечения собственной безопасности закреплена в качестве одной из функций МВД в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. Эти меры осуществляются специально созданными подразделениями собственной безопасности, чья деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами. В соответствии с Временным положением об Управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД РФ от 26 февраля 1996 г. N 129, на эту службу возложены функции проведения оперативно-розыскных мероприятий и служебных проверок, направленных на выявление, предупреждение и пресечение должностных и иных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, независимо от занимаемой должности; проникновения в ряды органов внутренних дел участников преступных групп и сообществ, а также отдельных лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели. 14. Выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений. В соответствии со ст. 6 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы. Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий 1. В ч. 1 комментируемой статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека. Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента; в ч. 1 ст. 93 Конституции допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления. Отсюда представляется вполне логичным предположить и возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий в отношении Президента под контролем Верховного Суда. Однако следует иметь в виду, что неприкосновенность Президента в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. охраняется федеральными органами государственной охраны. Это делает невозможным нарушение его неприкосновенности иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. На основании ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. неприкосновенность депутата распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Из смысла статьи вытекает, что ОРМ, нарушающие указанные права на неприкосновенность, проводиться не могут, хотя не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих эти права. Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ N 5-П от 20 февраля 1996 г. должен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых ОРМ при совершении ими преступных деяний, не связанных с выполнением депутатских обязанностей. Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции РФ. В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. проникновение в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут производиться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вывод, что ОРМ в отношении судьи, ограничивающие указанные права, могут проводиться только в случае возбуждения против него уголовного дела. Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ограничивающих названных прав. Например, следует признать допустимым и правомерным применение аппаратуры прослушивания и записи переговоров, находящейся у лица, которое посещает жилище либо служебное помещение судьи с согласия последнего. Неприкосновенность прокуроров закреплена в Законе РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. В ст. 42 Закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. При получении оперативными аппаратами сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об имеющихся сведениях вышестоящего прокурора, который с целью проведения проверки может поручить провести необходимые ОРМ. Неприкосновенность Уполномоченного по правам человека закреплена в Федеральном законе "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г., в ст. 12 которого определено, что Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы. 2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает особые условия для проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Из числа мероприятий, предусмотренных в ч. 1 ст. 6, к таковым прежде всего относятся: негласный осмотр жилых помещений; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи (см. комментарий к ст. 6). Осуществление этих мероприятий в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения. Действие комментируемой нормы не распространяется на переговоры, ведущиеся с использованием радиостанций, поскольку физическая особенность радиоволн заключается в их полной незащищенности от улавливания посторонними радиоприемниками, а поэтому государство не может гарантировать тайну обмена информацией через эфир. В свою очередь, граждане, пользующиеся радиостанциями, должны осознавать открытость и доступность этого канала связи для посторонних лиц и понимать, что он не предназначен для передачи сведений, составляющих тайну частной жизни. Конституционное право на тайну телефонных переговоров, на наш взгляд, также не распространяется на использование внутрипроизводственных и технологических сетей связи предприятий, учреждений и организаций, не имеющих выхода на сеть связи общего пользования. Такие каналы создаются для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, а поэтому предназначены для обмена служебной информацией, которая не может относиться к частной жизни граждан. При проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, немаловажное значение имеет правильное толкование понятия жилища. Нормативный акт, регламентирующий оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел, понятие "жилище" отождествляет с понятием "место жительства", содержание которого раскрывается в Законе РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. К месту жительства этот законодательный акт относит жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для одиноких престарелых, инвалидов и др.), а также иные жилые помещения, в которых граждане постоянно или преимущественно проживают в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Не включаются в понятие "жилище" места пребывания - гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, больницы, другие подобные учреждения, а также жилые помещения, не являющиеся местом жительства, в которых граждане проживают временно. Такое определение содержания понятия "жилище" в ведомственном нормативном акте вступает в противоречие с судебным толкованием этого термина, данным в п.9 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 "О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности". Высшая судебная инстанция страны в указанном постановлении определила, что "жилище - это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.). Не могут признаваться жилищем помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения)" (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. N 6. С. 5). Таким образом, Верховный Суд в понятие "жилище" включает как "место жительства", так и "место пребывания" граждан. В ряде комментариев к ст. 25 Конституции РФ можно встретить более широкое толкование понятия "жилище", когда к нему в правовом отношении приравниваются транспортные средства, купе поезда, каюты парохода, личные гаражи, хозяйственные постройки, земельные участки, прилегающие к дому, и т.п. (см., например: Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н.Топорнина, Ю.А.Батурина, Р.Г.Орехова.- М., 1994. С.161-162; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В.Лазарева.- М.: Спарк, 1997. С.121). Такой подход вряд ли можно признать достаточно обоснованным, поскольку он противоречит упомянутому постановлению Пленума Верховного Суда. |