Мимика педагога, или невербальная информация. ЕГЭ: стиль поведения организатора. (практикум по психологической технологии) ЕГЭ вошел в школьную практику не так давно. Он радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки к ЕГЭ не только выпускников, но и организаторов приобретает особую актуальность. Данный практикум обобщает психологические знания, описывает особенности методов релаксации, педагогической техники, позиций организаторов в аудитории, создания атмосферы серьезной работы, но при этом не вызывая у сдающих ЕГЭ отрицательных эмоциональных состояний или желания уйти. Практикум поможет организатору найти правильный стиль поведения на ЕГЭ. Релаксация, или как быстро расслабиться. Дыхательная релаксация. Наиболее простой способ расслабиться – это дыхание на счет. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох. Мышечная релаксация. Необходимо расслабить руки – ощутить тепло рук, их мягкость. Медитация. Положите перед собой любой предмет: ручку, часы, кольцо и т. п.. в течение определенного времени, не более трех минут, удерживайте все внимание на этом предмете (внимательно его рассматривайте, не отвлекаясь ни на какие посторонние мысли). Аутотренинг, или игры-формулы. Способствует гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению психической напряженности. Для того, чтобы формулы самовнушения были эффективными, помните о следующих правилах: Ø Формулы должны иметь короткий текст из нескольких фраз; Ø Начало фраз: «Я верю…», «Я все могу…», «Я убежден в том, что…», и т. п. Ø Формулу повторять несколько раз (иногда до 7 раз); Ø Непоколебимо верить в «магические свойства» слов; Ø Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности. Утренние формулы. Ø Уверенность в себе. Я человек смелый и уверенный в себе. Я все могу. Ø Любовь к ученикам. Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встрече с ними. Ø На работу. Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Работа – смысл моей жизни. Формулы в течение рабочего дня. Ø Спокойствие. Я спокойна и стабильна. Я уверенна в себе. Ø Уменьшение напряженности. На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление. Ø В процессе работы. Я сохраняю выдержку и спокойствие. Ø Любовь к работе. Я очень люблю свою работу. Она доставляет мне огромное удовольствие. Ø Снятие волнения. Мне легко, легко и свободно. Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Ø Снятие усталости. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым после работы. Я чувствую молодую энергию во всем теле. У меня здоровые нервы, у меня богатырское сердце. Текст формулы самовнушения может быть составлен не только заранее, но и в ситуации «здесь и теперь», органично переплетаясь с вашим состоянием и внешними условиями. Педагогическая техника, или владение психофизиологическим аппаратом. Голос – тончайший инструмент воздействия. Мелодичность голоса оказывает влияние на психологическую атмосферу в аудитории, на состояние ребенка и даже на отношение к предмету деятельности (интонация, мелодичность, энергичность, четкость, фонетическая красота). Упражнения для голосового аппарата. Ø Языком дотронуться до зубов, до альвеол, до гортани. Счет «1-2-3». Ø Языком коснуться внутренней стороны щеки, правой – левой. Счет «1-2». Ø Произносить стихотворные строчки, поочередно изменяя громкость произношения, например: Идет бычок, качается (громко). Вздыхает на ходу… (тихо). Ø Быстрое и четкое произношение скороговорок: Король орел. Талер тарелка стоит. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.. Осип охрип, а Архип осип. Ø Произнесение парных согласных: глухого и звонкого, поочередно добавляя гласный звук к трудному сочетанию. Получится вот так: БПА, ДТА, ВФА, ГКА, ЗСА, ЖША… БПЭ, ДТЭ, ВФЭ, ГКЭ, ЗСЭ, ЖШЭ… Ø Произнесение слова легко, мягко, изящно. Для этого следует представить, что слово лежит на ладони правой руки, подержать слово в ладони и осторожно «сдуть», пуская в свет. Мимика педагога, или невербальная информация. Дети воспринимают информацию через мимический канал даже в большей степени, чем через канал вербальный. Они сначала видят, потом – слышат. Характеристика педагогической мимики высокого класса: Ø Мимика должна отличаться открытостью ко всему миру и к детям, так, чтобы педагог не был «страшным» для ребенка. Учитывать зеркальность общения – ребенок отражает мимику педагога. Ø Мимика должна быть подвижной, чтобы отражать отношение организатора к окружающей действительности, разнообразной и динамичной. Мимическая выразительность создает зону эмоционального заражения. Ø Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа. Упражнения для мимического аппарата. Ø «Стекло» - вести мимический диалог якобы через толстое стекло, не пропускающее звука (выполняется в паре). Ø «Эмоции» - создать мимический портрет переживаемого состояния: радости, восторга, обиды, удивления, скуки и т. д. |