МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Причины беспризорности и пути решения.





Понятие беспризорности.

Федеральный закон Российской Федерации “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24.06.99 № 120-ФЗ предлагает следующие определение: несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи хрупки и находятся под угрозой атрофии. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

К беспризорным относятся дети и подростки: потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатов, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство, употребляющие спиртные напитки, токсические и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность, осужденные условно и др. — всего 14 категорий.

Признаки, позволяющие считать ребенка беспризорником:

· полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

· проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

· подчинение не писанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

От других детей беспризорника отличает и то, что он обитает там, где человек не живет и жить не может (на свалках, в канализационных трубах, на необитаемых чердаках и подвалах, в вокзальных помещениях и т. д.). При этом беспризорники легко переходят с места на место по разным причинам (ради безопасности, чтобы не замерзнуть и т.п.).

Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Среди бродяжничающих, беспризорных подростков, в зависимости от срока их пребывания в уличной среде, выделяют три уровня.

К первому уровню относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью (особенно младшие подростки). Они пытаются зарабатывать на жизнь — попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц.



Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня, попрошайничеству они предпочитают воровство.

К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению.

Будет справедливо отметить, что наша страна неоднократно переживала пики беспризорности: в периоды между Первой мировой и Гражданскими войнами; в голод и эпидемии 30-х годов: как последствия сталинских репрессий 37-го и Второй мировой войны. Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921-1925 гг. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней гражданской войнами. По данным официальной статистики, в 1922 году общее число беспризорников и детей, лишенных всяких средств к существованию, составляло 7 миллионов. Реальное же количество беспризорных в тот период было еще больше. Беспризорность тогда переросла в важнейшую государственную и общественно-педагогическую проблему. Тысячи бараков, детских уличных столовых и ночлежек были разбросаны практически по всей стране. Главная их задача вынужденно ограничивалась спасением детей от голода и физической смерти. Спасенные дети постепенно возвращались в семьи или в трудовую обстановку. К 1925 г. по официальным данным в СССР насчитывалось 334 500 зарегистрированных беспризорных, а в РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР и Туркестанской ССР действовало 3 701 учреждение для таких детей. Основное их число располагалось в России - 2 777 учреждений, в них содержалось более 220 тыс. детей. Основными типами учреждений являлись: приемники для оказания первой социальной помоищ, детдома дошкольного и школьного возраста, для физически дефективных и умственно отсталых и, наконец, детский городок как комплекс разнотипных учреждений. Основную группу в них составляли дети от 8 до 14 лет. По социальному происхождению это были дети ремесленников, кустарей, мелких служащих, погибших солдат.

 

 

Причины беспризорности и пути решения.

Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся.

Выделяются следующие причины детской и подростковой безнадзорности.

Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:

 

– рост числа асоциальных семей;

 

– безработные родители;

 

– беженцы и вынужденные переселенцы;

 

– нестабильные браки (разводы);

 

– низкий уровень благосостояния семьи;

 

– негативный опыт отношений с родителями;

 

– неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

 

– наличие у части учащихся негативного учебного опыта.

 

Причины детской безнадзорности:

 

– социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

 

– социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);

 

– психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).

Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Проблемы детской и подростковой безнадзорности.

Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.

 

Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.

В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим образом:

 

· проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;

 

· проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;

 

· проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.

 

Проблема безнадзорных детей — это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в разнообразной помощи. Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять неотложные меры по ликвидации беспризорности и создать условия для полноценной социализации детей:

 

· ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

· восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;

 

· привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми;

 

· создать в каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей – жертв насилия и др.);

 

· ввести общегосударственную систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;

 

· внедрить системы индивидуального комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье;

 

· внедрить новые инновационные модели семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемные семьи, семейные группы);

 

· обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства;

 

· создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а также управленческие структуры на региональном уровне.

 

В области первоочередных мер законодательного регулирования государственной политики в отношении семьи и детства необходимо:

внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части разработки механизма направления подростков в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, а также внести изменения в статью 13 закона, предусмотрев обязательность работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально-опасном положении, в учреждениях органов социальной защиты (сегодня дети, совершившие административные правонарушения, остаются на улице, без помощи государства);

 

· принять федеральный закон об основах государственной молодежной политики, предусматривающий формирование новых эффективных механизмов социализации детей и молодежи в условиях рыночных отношений;

 

· вернуться к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе;

 

· разработать законодательную основу формирования ювенальной юстиции и введения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;

 

· поддержать принятие законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в части повышения уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;

 

· заключить международные договоры со странами СНГ по вопросам сотрудничества в области обеспечения прав беспризорных детей.

 

Необходимо определить государственные минимальные стандарты организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми. Установить, таким образом, категории детей, нуждающихся в государственной защите, круг вопросов, который обязан выполнять орган опеки и попечительства, количественный норматив специалистов, выполняющих эту работу.

Вывод:

Беспризорность сегодня - это следствие обострения различного рода проблем: социально-демографических процессов, падения жизненного уровня населения, резкого обострения социального расслоения между богатыми и бедными, понижения уровня образования и воспитания и т.д. Эти тенденции приводят к необратимым негативным процессам, отклонению от общественных норм, увеличению "социальных болезней" XXI в. (алкоголизм, наркомания), криминализации среди несовершеннолетних, нравственному падению, к разрушению личности, деградации современного общества, усилению социально-политической напряженности и социальной безопасности России, создавая проблемы в восполнении трудовых и мобилизирующих ресурсов.

Таким образом, проблема беспризорности и безнадзорности детей весьма сложная и многосторонняя, требующая объединения всех общественных сил и решение которой займет длительный период времени. Общество и государство должны по максимуму выложиться, чтобы остановить развитие и прогрессирование беспризорности.

Информационные источники:

1)А. М. Нечаева " Детская беспризорность - опасное социальное явление"//Государство и право. - 2001. - № 6. - С. 57-65

2) Штейнберг, Е. Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия.- М., 2002.

3) http://www.xserver.ru/user/bespr/

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.