Язык и «картина мира». Репрезентативная функция языка. Язык и мышление. ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И СЕМИНАРЫ 1. Предмет и задачи языкознания. Специфика языкознания как науки, его место в системе наук. Лингвистика и паралингвистика. Связи языкознания с другими науками. Языкознание и социология. Социолингвистика. Языкознание и психология. Психолингвистика. Языкознание и философия. Языкознание и логика. 2. К проблеме определения языка. Роль языка в жизни человека, его место в системе культурно-значимых средств коммуникации. Язык как многоаспектное и полифункциональное явление. Основные функции языка: коммуникативная, репрезентативная, номинативная, мыслительная, эмоционально-экспрессивная, фатическая, перформативная, эстетическая и др. 3. Язык, мышление и реальность. Естественный язык как способ отражения и интерпретации действительности. Репрезентативная функция языка. (Язык и «картина мира»). Лексико-грамматическая структура языка и система понятий. Язык и культура. Культурно-специфические понятия и концепты и их отражение в языке. Вопрос о языковых и мыслительных универсалиях и концепция лингвистической относительности. В. Гумбольдт, Э.Сэпир, Б.Уорф о соотношении языка и (внеязыковой) действительности. 4. Язык и мышление. Мыслительная функция языка. В.Гумбольдт, А.А.Потебня, Э.Сепир и Л.С.Выготский о связи языка и мышления. 5. Лингвистическая прагматика. Коммуникативная ситуация и её основные элементы: говорящий, высказывание, слушающий (адресат). Модель коммуникативной ситуации по К.Бюлеру. Язык и человеческая деятельность. Л. Витгенштейн и инструментальная концепция языка. Высказывание как действие. Перформативная функция языка. Речевые действия (речевые акты) и их виды. 6. Эмоционально-экспрессивная функция языка. Средства и способы выражения эмоциональной оценки в языке. Различия между языками в возможностях выражения эмоциональной оценки. Слова с эмоционально-экспрессивной окраской в разных языках. 7. Эстетическая функция языка. Языкознание и поэтика. Лингвистическая поэтика. Лингвистический анализ художественного текста. 8. Язык как система знаков. Понятие знака. Естественные и искусственные знаки. Концепция знака в теории Ф. де Соссюра. Знак как двусторонняя сущность — единство означающего и означаемого (формы и содержания). Произвольность и мотивированность знака. Виды мотивированности знаков в языке: фонетическая мотивированность, морфологическая (словообразовательная) мотивированность, семантическая мотивированность. Мотивированность и идиоматичность. Понятие внутренней формы. В. Гумбольдт и А.А.Потебня о внутренней форме слова. 9. Асимметричный дуализм языкового знака. Синонимия и неоднозначность. Виды неоднозначности. Омонимия и полисемия. Морфологическая, лексическая и синтаксическая неоднозначность. Неоднозначность в языке и в речи. Неоднозначность и контекст. 10. Язык как система. Понятия системы и структуры. Особенности языковой системы. Несистемные факты нормы. Язык как система систем. Ф. де Соссюр о значении и значимости. Понятия парадигмы и синтагмы. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Н.В.Крушевский и Ф. де Соссюр о системности языка. 11. Язык и речь. Единицы языка и единицы речи. Взаимодействие и взаимообусловленность языка и речи. Понятие речевой деятельности. Взгляды Ф. де Соссюра на соотношение языка, речи и речевой деятельности. К. Бюлер и Л. В. Щерба о трояком аспекте языковых явлений. 12. Внутренняя структура языка. Аспекты и уровни языковой системы. Основные и промежуточные уровни языка, их единицы. Дискретные языковые единицы и внеуровневые нерасчлененные сигналы. Аспекты и уровни языка и разделы языкознания. 13. Фонетика и фонология. Понятие фонемы. Понятие фонологической оппозиции. Типы фонологических оппозиций по Н.С.Трубецкому. Нейтрализация фонологических оппозиций. Фонологические корреляции. 14. Грамматика, её разделы. Понятие грамматического значения. Различия грамматических значений в разных языках. Типы грамматических значений. Способы выражения грамматических и словообразовательных значений. Морфемика. Виды морфем. Морфология. Словообразование. 15. Лексика и лексикология. Фразеология. Теория номинации. 16. Синтаксис. Формальный, семантический и коммуникативный синтаксис. В.Матезиус и теория актуального членения предложения 17. Текст. Лингвистика текста. Семантика. 18. Письмо как вторичная форма манифестации и функционирования языка. Этапы развития письма и его формы. Пиктографическое, идеографическое и звуковое письмо. Графика. Алфавит. Орфография, основные принципы орфографии. Реформа русской орфографии. Транскрипция и транслитерация; основные виды транскрипции 19. Языки мира. Лингвистическая география. Понятие изоглоссы. Национальные (этнические) языки и диалекты. Вопрос о тождестве языка. 20. Классификации языков. Типологические классификации языков. Типологическая классификация языков в работах Ф. и А.-В.Шлегелей, В.Гумбольдта, А.Шлейхера. Языки номинативного и эргативного строя. 21. Сравнительно-исторический метод в языкознании и генеалогическая классификация языков Основные языковые семьи и группы языков. Н.С. Трубецкой об индоевропейской проблеме. Языковые союзы. 22. Язык и общество. Социальная природа языка и речевой деятельности. Социолингвистика, ее предмет и задачи. Язык и раса, язык и народ, язык и нация. Общенародный язык и территориально или социально ограниченные варианты национального языка (диалекты, социолекты, профессиональные языки, жаргоны). Индивидуальные варианты общенародного языка (идиолекты). 23. Кодифицированный литературный язык и его функционально-ограниченные стили. Нормативная и описательная грамматика. Стилистика, её предмет и задачи. 24. Синхрония и диахрония в языке. Синхронический и диахронический подходы к изучению и описанию языка. Диалектика стабильного и изменчивого в языке. Причины языковых изменений. Внутренние и внешние факторы языковых изменений. Вопрос о происхождении языка. Взаимодействие языков в процессе их исторического развития. Языковые контакты и их результаты. Заимствования. Виды заимствований. Калькирование. Типы кáлек. Язык и общественно-экономический уклад. Язык на разных этапах развития общества. 25. Языковые ситуации в современном мире. Типы языковых ситуаций. Отношения между народами и отношения между языками. Билингвизм как социальное и психологическое явление. Языковая политика. Государственный и официальный языки. Различия в сфере функционирования как показатель объективного статуса языков. Конкуренция и экспансия языков. Языки международного и межнационального общения. Гибридные языки. Искусственные языки. Интерлингвистика. 26. Прикладные вопросы языкознания. Прикладные разделы языкознания: орфография, пунктуация, орфоэпия, стилистика, риторика, лексикография, теория перевода и т.д. Методика преподавания и изучения языков. Языкознание и информатика. Компьютерная лингвистика. Задачи лингвистического обеспечения функционирования информационных систем. Системы автоматического перевода и поиска информации. Моделирование языковых способностей и речемыслительных процессов в связи с проблемой создания искусственного интеллекта. ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ Семинар 1. Язык и «картина мира». Репрезентативная функция языка. Язык и мышление. Вопросы: 1). В. Гумбольдт о соотношении языка и действительности. 2). В. Гумбольдт о связи языка и мышления. 3). Э. Сепир о роли языка в интерпретации действительности. 4). Э. Сепир о связях языка / речи и мышления. 4). Уорф о влиянии языка на поведение людей. 5). Б. Уорф о различиях в представлении мира в языках «среднеевропейского стандарта» и языке хопи (обозначение материального количества, периодизация времени, длительность, интенсивность и направленность). 6). Уорф о нормах мышления и поведения хопи и их обусловленности языком. 7). Уорф о лингвистической обусловленности особенностей западноевропейской цивилизации (культуры). Литература 1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В.фон. Избранные труды по языкознанию. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 2000. – 400 с. 2. Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии : Пер.с англ. - М.: Прогресс; Универс, 1993. – 656 с. (С. 34 -42). 3. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Там же. 4. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Уорф Бенджамен Ли; Пер.с англ. Л.Н.Натан, Е.С.Турковой // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып.I.-С.135-168; также в: Зарубежная лингвистика: Избранное. Ч.1 - М.: Прогресс, 1999. – 308 с.; Хрестоматия по истории языкознания XIX-XX веков / Бопп Ф., Раск Р., Востоков А.Х. и др.; Сост. В.А.Звегинцев. - М.: Учпедгиз, 1956. - 458с. 5. Уорф Б.Л. Наука и языкознание: О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление / Уорф Бенджамен Ли; Пер.с англ. Е.С.Кубряковой, В.П.Мурат // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып.I.-С.169-182. 6. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1996. Дополнительная литература по теме «Язык и мышление»: Потебня А.А. Мысль и язык / Потебня Александр Афанасьевич. - Репринт.изд.с 3-его изд.1913 г. - Киев: СИНТО, 1993. - 192с. Выготский Л.С. Мышление и речь - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352с. Зинченко В. П. Мышление и язык. Дубна, 2001. СЕМИНАР 2. Понятие знака. Свойства языковых знаков. - Концепция знака в теории Ф. де Соссюра. Знак, означаемое, означающее.
- Линейный характер означающего.
- Произвольность знака.
- Понятие мотивированности. Мотивированные и немотивированные знаки.
- Виды мотивированности в языке. Фонетическая, морфологическая (словообразовательная) и семантическая мотивированность.
- Синтаксическая мотивированность (мотивированные и немотивированные сочетания слов).
- Понятие идиоматичности. Мотивированность и идиоматичность.
- Понятие «внутренней формы» (В. Гумбольдт, А. А. Потебня).
Практическое задание: Подобрать примеры на различные виды мотивированности слов, а также мотивированных и немотивированных устойчивых сочетаний; показать, в чем заключается идиоматичность мотивированных слов и словосочетаний. ЛИТЕРАТУРА - Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. (Не «Заметки…» !).
Часть 1. Гл. 1. § 1- 3. Часть 2. Глава 6. §3. 2. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М.: Филология, 1996. - Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. – 192 с. (С. 74 – 79).
- Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. (С. 103).
- И. П. Сусов. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ: Электронный учебник. (Язык как система знаков). http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1.htm
СЕМИНАР 3 Системные отношения в языке. Синтагматические и парадигматические отношения в языке. Н.В.Крушевский и Ф. де Соссюр о системности языка. Вопросы: - Понятие языковой системы.
- Тождество языковых единиц. Сущность языковых единиц по Соссюру.
- Языковая значимость (ценность). Соссюр о значении и значимости.
- Виды системных отношений в языке:
а) синтагматические отношения; б) парадигматические (ассоциативные, по Соссюру) отношения. 5. Н. В. Крушевский о связях слов друг с другом в языке. ЛИТЕРАТУРА 1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 2. Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000. (Соссюр). 3. Крушевский Н. В. Очерк науки о языке // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1, 2. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1965. СЕМИНАР 4 ЯЗЫК И РЕЧЬ 1. Ф. де Соссюр о соотношении языка, речи и речевой деятельности. 2. Аспекты противопоставления языка и речи. 3. Что первично: язык или речь? Взаимная обусловленность языка и речи. 4. К. Бюлер и Л. В. Щерба о трояком аспекте языковых явлений. ЛИТЕРАТУРА 1. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 2. Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000. (Соссюр). - Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 2. - 3-е изд.,доп. - М.: Просвещение, 1965.
- Бюлер К. Теория языка. М.: Изд. группа «Прогресс-Универс», 1993.
СЕМИНАР 5 ГРАММАТИКА. Способы выражения грамматических и словообразовательных значений. Морфемика. Виды морфем. Морфология. Словообразование. Грамматикализация и лексикализация языковых единиц. Вопросы: 1. Что такое грамматика? Понятие грамматического значения. Его свойства. 2. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Виды грамматических категорий (номинативные vs синтаксические, словоизменительные vs классифицирующие). 3. Морфология и словообразование. Словообразование и словоизменение. 4. Способы выражения грамматических и словообразовательных значений. 5. Грамматикализация и лексикализация языковых единиц. Литература - Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967. § 43. Что такое грамматика. §44 – 55. Грамматические способы языков (и конкретные способы).
- Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М., 1995. §29. Грамматическая форма и грамматическое значение. Словоизменение и словообразование. §30 – 37. Грамматические средства языка (и т.д.).
- Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи. Гл. 4. Форма в языке: грамматические процессы // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
Семинар 6 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ Вопросы: 1. Первые типологические классификации (Фридрих и Август-Вильгельм Шлегели). 2. Типологическая классификация языков у В. Гумбольдта. 3. Типологическая классификация в работах А. Шлейхера. 4. Основные морфологические типы языков: флективные, агглютинативные, аморфные (изолирующие, корневые) и инкорпорирующие языки. 5. Различные морфологические техники: агглютинация и фузия. 6. Проблема изменения типа языка. 7. Вопрос об оценках языков разных типов. Литература Основная: - Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967. Гл. 6. Классификация языков. § 79. Типологическая (морфологическая) классификация языков.
- Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М., 1995. § 45. Грамматические типы языков.
Дополнительная: - Сепир Э. Язык: Введение в изучение речи. Гл. 6. Типы языковой структуры // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
Семинар 7 СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ Вопросы: - Ф. де Соссюр о различии синхронии и диахронии.
- Возникновение и развитие сравнительно-исторического языкознания.
- Задачи, принципы и методы сравнительно-исторического изучения языка.
- Генеалогическая классификация языков. Основные языковые семьи и группы.
- Языковые союзы.
Литература 1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967. Гл. 6. Классификация языков. - Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М., 1995. Глава 6. Генетическая классификация языков. Гл.5, § 73. Языковые союзы.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
- Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков // Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.
Семинар 8 ПИСЬМО Вопросы 1. Определение письма. 2. Отличия письменной и звуковой формы языка. 3. Специфика письменной формы языка. Вопрос о первичности / вторичности той или иной формы языка. 4. Преимущества и недостатки звуковой и письменной форм языка. 5. Основные системы письма; их особенности, недостатки и преимущества. 6. Графика и орфография. 7. Основные принципы орфографии. 8. Транскрипция и транслитерация. ЛИТЕРАТУРА - Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1967.
- Шайкевич А. А. Введение в лингвистику. М., 1995.
- Гельб И. Е. Опыт изучения письма // Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Вахек Й. К проблеме письменного языка // Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для студентов филологических специальностей вузов / Реформатский Александр Александрович; Науч.ред. В.А.Виноградов. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику: Учебное пособие. - М.: Издательство Российского открытого университета, 1995.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 1996.
- Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
- Отечественная лингвистика: от А.А.Потебни до В.В.Виноградова: Хрестоматия / Потебня А.А., Бодуэн де Куртенэ И.А., Крушевский Н.В. и др.; Сост. Е.А.Красина; Рец. В.И.Зимин, С.Н.Кузнецов. - М.: РУДН, 2006.
- Мечковская Н.Б. Язык и религия: Учебное пособие. - М.: Фаир, 1998.
- Сусов И. П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник. (Язык как система знаков) //http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1
- Сусов И. П. Введение в теоретическое языкознание. М., 2006.
- Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1, 2. - 3-е изд.,доп. - М.: Просвещение, 1965.
- Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. – 192 с. (С. 74 – 79).
- Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. (С. 103).
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии : Пер.с англ. — Под ред. и с предисл. А.Е.Кибрика. — М.: Прогресс; Универс, 1993.
|