ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Валеология - наука или сектантское учение? Рыбаков С.Ю. Большинство книг по новомодной нынче валеологии "науке о здоровье" почти не оставляет сомнений при ответе на вопрос, поставленный в заголовке этой статьи. Ссылки на агни и хатха-йогу, космические ритмы, тантру, огромное количество пошлости и смакования непристойностей, однозначно не позволяет отнести валеологию к науке, а авторов к ученым, хотя некоторые и имеют ученые степени и высокие научные звания. Однако чтобы избежать обвинений в предвзятости, в том, что для анализа якобы взята низкопробная литература, имеющая экстремистский оттенок, написанная в состоянии некой неофитской окрыленности, эйфории, мы рассмотрим самые "спокойные", "уравновешенные" книги и статьи, являющиеся выражением официальной позиции. В первую очередь, это "Программы общепрофессиональных дисциплин по специальности 040700 "Валеология". Книга эта издана МПГУ, общеуниверситетской кафедрой педагогической валеологии для высших педагогических учебных заведений в 1999 г. Все авторы "программ" – кандидаты и доктора наук. Первая программа – "Общая валеология" - в книге представлена зав. кафедрой педагогической валеологии МПГУ кандидат пед. наук, проф. Тороховой Е.И. Ей же принадлежит и вторая программа – "Педагогическая валеология". В пояснительной записке к программе по общей валеологии сформулированы три основные задачи, первая из которых "Изучение и анализ возникновения новой науки валеологии как особого явления общественной жизни". Здесь возникает первое недоумение. Одна из трех основных задач – это исследование условий, при которых смогло зародиться в общественной жизни новое "научное" направление. Но в пояснительной записке об истории возникновения валеологии всего несколько слов: "Валеология – это новое понятие, которое впервые было введено в научный аппарат И.И. Брехманом в 1980 г. Возникло данное понятие в связи с одной из самых глобальных проблем современности – проблемой сохранения, укрепления и формирования здоровья человека, что имеет жизненно важное значение для всего человечества". Как видно из цитаты, у Брехмана И.И. в 1980 г. возникло не научное направление, а только понятие "валеология". Но от понятия до науки огромная дистанция. И, кроме того, где же здесь история, где выдающиеся имена, внесшие свой вклад в становление науки, где, наконец, изучение и анализ возникновения, обещанный в "основных задачах"? Откроем список литературы. Здесь нет ни одной книги по истории данного вопроса. Более того, как в списке основной, так и в списке дополнительной литературы приводятся издания, вышедшие после 1980 г. Даже великий Ньютон говорил о себе, что он карлик, вставший на плечи гигантов. У валеологов, как видно, ситуация иная. "Карлики", в числе которых видим и академика Амосова Н.М., взгромоздились на плечи "гиганта" Брехмана. О самом Брехмане И.И. читаем довольно противоречивые сведения. Так, председатель учебно-методического совета по валеологии доктор биологических наук проф. З.В. Любимова пишет: "Был на дальнем востоке человек по фамилии Брехман, выпустивший книжечку, в которой и появился впервые термин "валеология"… Ничего особо нового там не было, все это было известно испокон веков". /1,стр.34/ . А вот доктор педагогических наук, профессор кафедры экологического образования Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства Л.Г. Татарникова, поставив Брехмана в один ряд с Гиппократом и Пушкиным, дает о нем следующую справку: "Брехман – наш Ленинградский ученый, проживший очень интересную светлую жизнь и ушедший в мир иной в девяносто один год". Причем, "собственно рождением валеологии как научного направления мы обязаны нашему университету", а не г. Брехману, который "в Севастополе, Санкт-Петербурге в медицинском университете … очень много делал для того, чтобы юноши, имеющие физические дефекты, но высокий интеллектуальный потенциал, не ощущали себя обездоленными" /1,стр.39/. Собственно, кроме ссылок на Брехмана И.И. в другой литературе нам также не приходилось видеть изложения условий "возникновения новой науки валеологии". Все это дает достаточно оснований, утверждать, что истории возникновения и становления у валеологии нет. Далее в пояснительной записке читаем: "В основе валеологии лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, педагогика. Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни". И еще: " В отличие от других наук о человеке валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть определена качественно и количественно. А также прогнозируема на различных уровнях – физиологическом, психическом и социальном". То, что за основу новой науки взяты столь уважаемые дисциплины, - весьма воодушевляет. Правда, не совсем понятно, как можно объединить биохимию с педагогикой, если речь не идет о преподавании биохимии. В "Содержание" программ общепрофессиональных дисциплин входят около двадцати дисциплин, которые объединены тем, что прямо или косвенно изучают здоровье человека. Однако объединение различных наук в некое целое требует чего-то гораздо большего, чем элементарное упорядочение их. И если у всех перечисленных разделов научного знания о человеке и его функциях можно выявить присутствие одного общего для них объекта исследования – здоровье, то предметы и методы у них совершенно различны. Известно, что не всякое понятие обладает объединительными свойствами. Если возьмем пример из физики, то увидим, что даже такие общие категории как пространство или время не являются объединяющим центром для всех физических дисциплин. В этом смысле валеология представляет собой механическое соединение различных наук о человеке и обществе, развитых вне, а не внутри ее и не объединенных единой методологией. Ситуация с отсутствием собственного содержания очень хорошо показана в книге Н.К.Смирнова "Валеология"/2/: "Интегрировав элементы понятийного аппарата, некоторые теоретические конструкты и наработанную фактологию профилактической медицины, физиологии, педагогики, психологии, экологии и других наук, валеология оказалась перед проблемой, от решения которой зависит ее дальнейшее развитие или постепенная консервация, оказаться "мусорной корзиной" фактов и теорий, касающихся категории здоровья, или найти свой подход к предмету изучения…". Выход из этой ситуации автором предложен весьма оригинальный: "Валеология – это здоровье через образование. При таком понимании все становится на свои места". Иначе говоря, не нужно выяснять, что является предметом преподавания, нужно просто его (этот предмет) преподавать. В подтверждение того, что такова позиция не только у Смирнова Н.К. обратим внимание, что в словаре "Валеология" Е.И. Тороховой "предмет валеологии" отсутствует, но есть "предмет педагогической валеологии". Тезис о том, что "здоровье" - это самостоятельная категория, требует особого рассмотрения. Если имеется в виду самостоятельность, как отдельность, т.е. не слитность с другими научными и философскими категориями, то здесь совершенно нет научной новизны. Именно так воспринимается здоровье даже на бытовом уровне. Здесь, по-видимому, речь идет о самостоятельности категории в смысле ее независимости от других. На эти размышления наводит тот факт, что другие важнейшие философские категории, такие, как болезнь, жизнь, смерть, цель, причинность, духовность, нравственность и прочие, традиционно связанные со здоровьем, вообще не употребляются в рядоположении валеологов. В таком понимании самостоятельность категории "здоровья" теряет всякую научную ценность. Т.к. интерес имеет именно взаимосвязь категорий и понятий. Такая взаимосвязь отображается в истории любой науки, где в лицах и обстоятельствах можно проследить ход человеческой мысли в установлении сочетания, взаимопроникновения, синтеза различных категорий. По-видимому, такое же понимание заложено Е.И. Тороховой, в пояснительной записке к программе "Общая валеология" когда она говорит: "Дисциплина "Общая валеология" рассматривает проблемы методологии, историю возникновения и развития новой отрасли научных знаний, ее структуру и компоненты, место валеологии в системе наук о человеке и возникшие ее отрасли". Возникает вопрос: а зачем собственно валеологам нужно объединять такие разные, пока еще совсем не склонные к этому, научные дисциплины? На данном уровне развития науки большое удовлетворение вызывает ситуация, когда удается в некотором едином контексте рассмотреть две – три области знания. Здесь же явно чувствуется претензия на глобальность, на философски-мировозренческий уровень. Наше предположение о том, что валеология стремится стать именно мировоззренческой дисциплиной, находит свое подтверждение в статье профессора Л.Г. Татарниковой: "Согласно моей концепции, предметом валеологии является мировоззрение человека"/1/. Но в таком случае мировоззрение, не основанное на традиционных для науки подходах, т.е. с неопределенным предметом, с отсутствием фиксированной методологии, без сколь-нибудь глубокого философского фундамента, наконец, даже с не выявленной историей своего возникновения – не является научным. Об этом свидетельствует и директор Института возрастной физиологии РАО, заместитель председателя учебно-методического совета по валеологии при Министерстве образования Р.Ф., доктор биологических наук М.М. Безруких "… валеология пока еще не наука" /1, стр. 44/. Всего же мы имеем два рода мировоззренческих парадигм: научную и религиозную. То, что валеология не удовлетворяет критериям, позволяющим отнести ее к науке, заставляет нас рассмотреть другой возможный вариант – это религиозное учение. За отсутствием каких-либо указаний на этот счет в "Программах по валеологии" обратимся к уже цитированной статье проф. Татарниковой, где она обещает буквально следующее: "…даже если нам будут мешать, мы все равно пойдем тем путем, который определяет духовную сущность нашего народа…". В связи с этим возникает вопрос: в каких пунктах может быть, ожидаемое валеологами, противодействие? Представляется, что со стороны ученых и педагогов, а также и огромного большинства родителей, сильное возражение может встретить, например, позиция Татарниковой Л.Г., по вопросу о содержании школьного обучения: "те знания, которые дети получают в школе, отнюдь не нужны им для поступления в вуз и обретения профессии. То, чему учат наших детей в школе, уже давно никому не нужно…" Ей же вторит доцент С-Петербургского университета педагогического мастерства, кандидат пед. наук Г.К. Зайцев: "Знание физики, математики совершенно неактуально до определенного момента… Валеологическое обеспечение системы школьного образования – главное стратегическое направление" /1, стр. 38/. Заметим, что это говорят не малообразованные представители какой-нибудь "рабочей" профессии, а профессор и доцент университета педагогического мастерства. Создается впечатление, что научные знания вообще мало интересуют наставников по валеологии. В этой связи возникает вопрос: тогда чему же собираются учить детей валеологи? Неужели они опасаются, что им запретят преподавать генетику или физиологию? Впрочем, действительно, с нашей точки зрения, преподавать такие дисциплины должны профессионалы и только там, где это уместно, т.е. в соответствующей по возрасту и подготовленности аудитории. Представим, все же, что предложения Татарниковой и Зайцева по модернизации учебного процесса вдруг стали реализовываться Министерством образования. В школах прекратилось преподавание "ненужных" физики и математики, а также и всех других дисциплин, основой которых они являются, т.е. химии, биологии, физиологии. Спрашивается, что же тогда останется от тех двадцати дисциплин, лежащих в основе валеологии? Практически ничего! Получается, что валеологи сами стремятся разрушить ту основу, на которой стоит их "наука". Отметим также, что удаление практически всего естественнонаучного цикла из школьных программ подрывает как все высшее научно-техническое образование, так и вообще всю систему образования в целом. Ну, как тут не вспомнить Гитлера, который мечтал оставить для "низшей расы" славян четырехклассное образование. Но дело не только в подрыве системы образования в России. Следует обратить внимание на слова профессора Татарниковой о том, что путь, по которому она с коллегами собирается вести наших детей, не определяется какими либо научными разработками – отношения к таким предметам у валеологов весьма пренебрежительное, – но характеризуется как духовная сущность. Но духовность – это предмет религии, и Татарникова озвучивает не научную, а религиозную программу, причем с явно агрессивным оттенком. Ни одна из традиционных религиозных систем такого названия как валеология не знает, а, следовательно, мы имеем дело с новым религиозным учением. Как известно, во всем мире сейчас имеется сотни и тысячи религиозных направлений, с разных позиций пытающихся строить свое мировоззрение. Право создавать свои учения имеет всякий, кто хочет и может этим заниматься. Но кто имеет право навязывать свои взгляды? Как назвать тех людей, которые для распространения своих взглядов акцент делают на суггестивных методах? А ведь именно так собирается действовать г-жа Татарникова, если судить по ее рекомендациям в книге "Валеология в педагогическом пространстве" /3/, где она в качестве способов обучения предлагает гипноз, музыкально-ритмические воздействия, а также с помощью методик йоги и китайской медицины. Такой подход не просто не соответствует отечественной и европейской педагогике, но несет в себе прямую угрозу психическому и физическому здоровью детей. Расширить наши представления о новой "науке" помогут еще несколько книг и учебников. Например, в учебнике Чумакова Б.Н. "Валеология" почти треть материала посвящается вопросам секса. Он подчеркивает, что половое воспитание начинать лучше с детского сада. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. в учебнике "Валеология подростка 5,6,7 класс" /4/ в разделе, посвященном венерическим заболеваниям, для профилактики СПИДа детям 12-13 лет рекомендуют воздерживаться от половых контактов с незнакомыми и мало знакомыми людьми и применять презервативы. Еще один аспект действий валеологов раскрывает доктор медицинских наук, проф. Колбанов В.В., по утверждению которого валеологи «замаскировались». Замаскировались для того, чтобы кроме уже указанной задачи разрушения системы образования, параллельно решать еще одну стратегическую задачу – это разрушить связь поколений. "Представьте себе ситуацию: ребенок начинает воспитывать своих родителей… Я считаю, что это здорово" /1/ – восхищается профессор. Что здорово? То, что дети перестанут слушаться своих родителей, перестанут уважать старших, которым поручено их воспитание? Как видно профессор Колбанов живет в системе ценностей не свойственных не только нашему народу, но и большинству культурных народов земного шара, где заповеди "чти отца твоего и мать твою", "не прелюбодействуй", "не сотвори себе кумира" – являются неотъемлемой частью жизни общества. Нарушения этих основных законов бытия приводит к гибели тех народов, где такие нарушения происходят. Как видим, именно это является истинным намерением валеологов, а вовсе не распространение каких-либо научных знаний и учебных методик. Спрашивается, какая же это религия, если слово "Бог" даже не употребляется и о связи с ним ничего не говорится в учении, пропагандируемом валеологами? Ответ на этот вопрос очень простой: богоборчество! Для неискушенного читателя поясним, что в практике религиоведения известно множество случаев, когда слово "бог" заменяется другими словами, например "природа", "абсолют", "космический разум" и т. д. Некоторые секты используют для своих целей научную или псевдонаучную терминологию. Так большой популярностью пользуются: "энергия", "ноосфера". В этом отношении совершенно в русле соответствующей традиции находятся и валеологи, призывая к "ноосферной педагогике" /1, стр. 40/. Подводя итог, можно утверждать следующее: 1. Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, т.е. является религиозным учением. 2. Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодежной аудитории. 3. Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи. 4. Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям. Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести ее к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства. Какие силы стоят за этой сектой, кто возглавляет, направляет, финансирует ее работу – предстоит выяснить в будущем. Данных пока по этому вопросу мало. Есть не которые основания предположить, что валеологи финансируется из тех же структур, которые разработали программу "полового воспитания". Об этом говорит обязательное присутствие соответствующих разделов во всех их книгах и учебниках. Однако не будем спешить с выводами. Спешить надо с принятием соответствующих мер, требующих исключить валеологию из программ вузов и не допустить нашествия валеологов на школы. Москва, 1999. Литература: 1. "Преподаватель" Вып.5(7). М.,1998. 2. Смирнов Н.К. "Валеология" М.,1995. 3. Татарникова Л.Г. "Валеология в педагогическом пространстве. Монография – эссе". С-Петербург, 1999. 4. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. "Валеология подростка. 5, 6, 7 класс". С-Петербург, 1998. Осторожно: валеология Диакон Андрей Кураев В педагогических ВУЗах и в школах появился новый предмет: "валеология". Официально валеология — это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. На деле же во вполне здравые советы нередко вкрапляются оккультные рекомендации и интонации. Свою связь с этим мистико-религиозным и вдобавок антихристианским движением не скрывают и сами валеологи. Например, в одном из пособий по валеологии читаем апелляцию к такому опыту: "Валеологическая школа № 450 Санкт-Петербурга. Директор Колигман Н.И. Цель школы — формирование готовности жить и действовать в рамках международных программ "Здоровье подростка", Health education, New Age". Или: "Валеолог Павлова Е.Н. в школе № 192 Санкт-Петербурга ведет семинар "Обретение внутренней силы". Основой семинара является Наука Разума. Это Международное духовное движение". По признанию валеологов, "в основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов "Изумрудной скрижали" Гермеса)". Непонятно, что же именно показалось адекватным современной научной картине мира доктору педагогических наук, доценту факультета экологического и валеологического образования Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга Л. Татарниковой в герметических трактатах. Стиль этих трактатов ясен из такого, например, фрагмента: "Бог-Ум, будучи муже-женщиной и являясь жизнью и светом, породил словом другой Ум –– Демиурга, который, будучи Богом огня и дыхания, сотворил семь Управителей, охвативших чувственный мир своими круговращениями, а Управление их именуется судьбой. Тотчас же Слово Божье воспрянуло от падающих вниз элементов к области чистого творения природы и соединилось с Умом-Демиургом, ибо было единосущно ему, падающие вниз элементы остались бессловесными, так что стали лишь материей". Отнюдь не научность привлекла валеологов в герметизме. Наука здесь ни при чем. Честнее Л. Татарникова говорит в другом месте: "Валеологическая парадигма "Человек-Космос" основана на эзотерических предпосылках". Но если таков источник валеологии, то нетрудно догадаться, какова ее цель. "Конечная цель валеологического воспитания школьников –– сформировать личность человека Ноосферы". В ходе обучения дети придут к принятию оккультного пантеизма и анимизма: "И главный вывод, который делают на уроках учащиеся: Жизнь во вселенной едина и присутствует везде". Это принципиальное утверждение валеологов и оккультистов нужно помнить для того, чтобы миновать расставляемую ими языковую ловушку. Любимый тезис оккультистов - "нужно воспитывать космическое сознание, нужно обратить человека к исследованию Космоса". А поскольку все знают, что живем мы в "эпоху космических полетов" и замечательных успехов астрофизики, то валеологи (рериховцы, теософы, антропософы и т.п.) кажутся людьми, поддерживающими движение науки. На деле же в слово "Космос" они вкладывают совершенно иной смысл: Космос (с большой буквы) для них - это мир внеземных духов, "космическая иерархия". И исследовать этот "Космос" нужно не с помощью радиотелескопов и спутников, а с помощью медитаций, "голосов" и "видений". Валеологи учат общаться с некими духам. "Именно в часы общения со Вселенским разумом у девочки только и начинают шевелиться скрытые силы, что дремлют в душе юной женщины". А уж что стоит за словечком "Вселенский разум" у современных оккультистов –– хорошо известно. И потому совсем не удивляешься, когда замечаешь, что контакт с этим "разумом" почему-то связан с возбуждением половой сферы: "Всестороннему осмыслению в старших классах идей русского космизма, философии свободного духа способствует осмысление в курсе "Валеология интимных отношений" идеи существования в мире единых первооснов и соборной духовности антирелигий". Понимает ли сама г-жа доцент, что она имеет в виду, когда пишет о "антирелигиях"? Впрочем, во что верит валеология и из какого источника черпает она свое вероисповедание, и не скрывается. "Вот чему учит нас древняя Мудрость Востока. Наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них –– это физическая часть планеты: наш земной шар. Он называется Миром Плотным или физическим. Второй мир –– это " тонкая часть" планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называют миром Тонким или астральным. И третий мир –– это мир мысли: он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты. Такое строение напоминает русскую матрешку. Таким образом, наша планета Земля состоит из плотной физической материи, проникнутой сферами тонкой и огненной материи. Все виды материи проникают друг в друга. Все три сферы планеты, все три Мира ее –– населены. Живущие в одном мире не видят других Миров и не ощущают их. Но они переходят из одного Мира в другой –– умирая в одном, они нарождаются в другом. В каждом из этих миров человек имеет свое тело. Во время сна тонкое тело отделяется от физического и уходит в Тонкий мир. Тоже самое происходит в момент смерти человека. А ты что думаешь по этому поводу?". Лично я думаю, что перед нами конспект Агни Йоги Рерихов. И суеверия, и цыганские гадания, по уверению валеологов, очень научны, и антропософия Штейнера хороша ("весьма интересна вальдорфская педагогика"), и дианетика Хаббарда. Учение же Порфирия Иванова, с точки зрения валеологов, просто жизненно необходимо. В учебнике "Валеология. Избранные лекции", рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, обращение к учению Иванова рекомендуется четырежды, причем одной заглавной буквы для выражения восторгов по поводу доктрины Иванова не хватает: "Система П. Иванова завоевала большую популярность не только из-за личности УЧИТЕЛЯ, но и благодаря его жизненной, приближенной к естественному миру, методике". Порфирия Иванова, по мнению валеологов, следует слушаться и исполнять все его рекомендации. Детей уверяют, что "важно выполнять каждый совет "Детки" буквально... Самая характерная ошибка –– это стремление выполнять только часть правил, делить их на обязательные и необязательные... Другой характерной ошибкой являются попытки модифицировать "Детку" для себя... Не бойтесь холодной воды. Она же живая! Как всякое живое существо, холодная вода может помочь, а может и "наказать", "скрутить в бараний рог". Все будет зависеть от готовности человека войти с ней в правильное "общение"... На протяжении многих лет П.К. Иванов вел дневниковые записи, фиксировал свои мысли, размышления. Они пока ждут исследователей и публикаций. Будем надеяться, что последователи оздоровительной доктрины П.К. Иванова сделают все возможное, чтобы люди обстоятельно познакомились с жизнью и учением этого удивительно прекрасного человека –– Порфирия Корнеевича Иванова". Напомню, что Порфирий Иванов считал себя "Богом Земли" и даже воплощением Бога Отца. Да, это Христос был всего лишь воплощением Бога-Сына. А вот Иванов это Сам Отец. По крайней мере так он сам пишет в своих дневниках: "Бог вечный явил себя в лице Учителя. Никто не знал, кто Бог земли. Люди жили рядом с ним и не могли понять кто он есть. Сын в лице был — это Иисус Христос, а Отец в лице еще не был ни разу на земле. И теперь он пришел и явился в лице учителя... Эта книга, Библия, писала в свое время, что настанет час — с Востока человек придет, будет рассказывать, Ему никто верить не будет. А будет против Него созданное законом гонение, и впоследствии Ему не дадут права пользоваться словом, Его признают за Его Идею больным. А — это есть Он. Это Нечто такое в жизни: не человек ходит по земле — сам родившийся в Природе Бог земли" "Это я есть истина, обо мне что я есть Бог этому бугру, этому месту". Понятно, что ивановцы к такому "богу бугра" должны припадать с молитвой: "Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: "Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!" Проси с душой и сердцем, и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, получишь". Валеологи очевидным образом не считают себя связанными ни логикой, ни требованиями научной доказательности. Вот отрывок из докторской диссертации по валеологии: "Среди множества грозных заболеваний конца ХХ века еще одним будет космический вирус "хламидии" — название состоит из 8 букв. Цель этого вируса — нарушить планетарное равновесие, гармонию, внести разрыв в 3 Ипостасей личности, т.к. 8 — число космической нумерологии, несущее человеку и всему гармонию, равновесие между Космосом и Землей. Верхняя петля восьмерки – это Космос — т.е. потоки, идущие на Землю, на человека от Космоса; а нижняя петля — это связь человека с Землей, потоки, идущие от земли в Космос, т.е. излучения; если мы посмотрим на смысловую нагрузку этого слова (вируса) и поставим диагноз "хламидиоз" — то выйдем на число 9 — а это тройная Божественная сила как в человеке, так и во всем. Итак, смысловая нагрузка этого слова несет заключаемую в ней разрушительную силу потока излучений, направленную на разрыв или разрушение 3-х Ипостасей в человеке. А три Ипостаси это и есть "Тело–Душа–Разум". В данной ситуации вирус проникает в человека через его разум — мыслительные процессы и через мыслительный процесс, попадая в ток кроветворной системы, постепенно начинает оказывать свое разрушительное действие на органику личности, в конечном счете полностью разрушая личность человека". "Обратите внимание на корень этого выражения "хлам". Само слово говорит за себя! Мой зараженный организм должен быть уничтожен мной самим. Или хлам/иди/оз (иди очистись от зараженного хлама), т.е. равносильно — иди, очистись, еще есть время, очисти свой Разум, душу и тело! И будешь спасен!!! Только гармония Души, Тела и Разума спасет человека в эпоху Водолея!" "Этот вирус не живет в Космосе, хотя он и называется космическим, а живет в околоземном и на земном экологическом уровне-пространстве. Это более плотная по своей форме субстанция, но проникает воздушным путем! Поэтому и родилась она на стыке двух эпох (Рыб и Водолея)" Это что — наука? Хорош был бы участковый терапевт, если бы он от ангины лечил подобным "нумерологическим" методом, подсчитывая, сколько букв в слове, обозначающем болезнь, и назначая лечение в зависимости от усмотренных им ассоциаций с другими словами! Пред нами обыкновенная оккультная истерика. Не случайно соискатель докторской степени предупреждает, что "хламидии — это космический вирус, вернее сказать, вирус в оболочке разума, но это вирус не космический, он Космический". Ну, а где нынче слово Космос пишется с большой буквы, там подразумевается "космическая Иерархия" и прочие оккультные игрища. Так что диссертант довольно откровенно предупреждает о том, на каком языке он говорит. Научную вирусологию просят удалиться за дверь — ибо ей ни к чему слышать эзотерические повествования об "энергомыслях самого вируса". Кончается эта докторская валеологическая диссертация призывом: "Установить, отчего заболел ребенок, выявить кармические узлы. Это высший метод восстановления информации". Вот еще богато иллюстрированная валеологическая книжечка – "Тайна пирамиды здоровья". Муравей по имени Свати встречается с жителями земли, наконец говорит с ней самой: "Земля, мне кажется, что ты дышишь. Ты что, живая?" –– Земля сразу ему ответила: "Конечно. А кто же дает жизнь всем растениям, деревьям и цветам... Люди болеют, потому что из Меня все время выкачивают нефть и газы, которые Мне тоже нужны. Выкапывают уголь, который Я миллионы лет заготавливала". Последняя же встреча –– с Огнем. Так и положено по Агни Йоге (йоге Огня). Костер дает завершающий урок первой ступеньки пирамиды посвящений: "Когда огонь покидает нас, то мы умираем. Похожее случается и с людьми. У человека тоже внутри есть огонь –– любовь. Жизнь будет, пока этот огонь горит. Человек без огня, как и костер, становится пеплом. Но это не беда, из пепла он может возродиться, как сильная и красивая птица Феникс". Как видим, и здесь ребенку прививаются идеи анимизма, пантеизм, даже учение о будущих реинкарнационных возрождениях. Та заглавная буква ("Ты", "Я"), которая пристала лишь речи о Творце, здесь переходит к твари. Готовится ребенок и к восприятию учения об "огненном мире". В учебнике С.В. Попова "Валеология в школе и дома" среди методов, которыми валеологические взгляды должны вводиться в сознание детей, рекомендуются: "Метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов; гипнопедия - обучение в естественом или внушенном сне (гипнозе); суггестокибернетический метод... Достаточно подробное описание упомянутых методов и их валеологическая характеристика даны в книге Л.Г. Татарниковой "Педагогическая валеология"". В этом, на первый взгляд, вполне безобидном учебнике, проглядывает вполне определенная идеология, глубоко враждебная христианству. Так, по мнению автора, "Здоровье - самая большая ценность, данная человеку Природой". Если бы речь шла о телятах и поросятах - то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварцнеггер - самый ценный и самый одаренный из людей... Поразительная бесчувственность автора к духовному здоровью сказалась в таком его суждении: "Сам характер телепрограмм, таких, например, как боевики, фильмы ужасов, эротические шоу и пр. перевозбуждает школьников и делает их сон неглубоким и неспокойным, не несущим надлежащего отдыха". Неужто вся опасность созерцания насилия и порнографии в том, что после вбирания их в свою душу будет плохо спаться? Оккультная терминология употребляется С. Поповым как нечто само собой разумеющееся в методических указаниях для учителя: "Не рекомендуется ставить кровать в геопатогенных зонах (ГПЗ). Способы определения таких зон в квартире можно найти в соответствующей литературе. Никогда не ложатся спать в ГПЗ собаки; кошки, наоборот, предпочитают лежать в ГПЗ с открытыми глазами, забирая из нее "плохую" энергию. Не рекомендуется ставить кровать в угол - читается, что в углах происходит "высасывание" энергии из тела человека". Вот уже и "энергетические вампиры" и "барабашки" появились на пороге школы... Что же касается "соответствующей литературы" - она, конечно, упоминается. В списке рекомендованной литературы встречаем: Малахов Г.П. Целительные силы. тт. 1-3; Осава Дж. Макробиотический Дзэн. "Детка" Порфирия Иванова, конечно, также присутствует и в этом валеологическом пособии (сс. 228 и 122). Но самый большой интерес в этой книге представляют два отрывочка. Первый предостерегает: "Нельзя признать целесообразными все способы закаливания людей, которые существовали в обычаях у многих народов. Иные из них наносили непоправимый вред здоровью. Еще М.В. Ломоносов остро критиковал обряд крещения, который пытались связать с культом воды, якобы направленным тоже на закаливание младенцев. Он писал: "Попы крестят младенцев зимою в воде самой холодной. Когда же холодная вода охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни и, хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях оная смертоносная болезнь удобнее возобновиться"". Вообще-то крещение вовсе не направлено на "закаливание младенцев". Религиозное таинство здесь профанировано, ибо редуцировано до уровня закаливательной процедуры - и оценивается по соответствующим критериям. Зато ровно обратная процедура проделывается автором с другим материалом. Он пишет, что "по статистике женщины, половыми партнерами которых являются мужчины, совершившие религиозный обряд обрезания крайней плоти - евреи, мусульмане - практически не болеют раком матки и влагалища". Если бы было написано, что многие американцы делают обрезание в медицинских учреждениях по чисто медицинским соображениям - это было бы суждение медика и педагога. Но на страницах книги, посвященной вопросам телесного здоровья, вдруг возникает рекомендация обрезания как религиозного обряда. Вдобавок "гигиеничное" иудейское обрезание противопоставляется "опасному" православному крещению. Может быть, не все валеологи – оккультисты. Может быть, не в каждой валеологической программе спрятана Агни Йога и "герметизм". Однако что поделать с тем обстоятельством, что пока большинство источников по валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой? Новосибирская епархия подготовила записку-предупреждение о валеологии, тревожась из-за того, что "почти во всех школах введены обязательные уроки валеологии... Вопреки утверждениям непосвященных рядовых валеологов, мировоззренческая концепция валеологии имеет религиозный оттенок, причем антихристианского характера". Понимаю, что в ответ на эти недоумения валеологи будут заявлять, что их оболгали. Некоторые преподаватели валеологии будут указывать на самих себя и уверять: "Ну какой же я оккультист? Я честный атеист, безрелигиозный ученый!" (а кто-то даже назовет себя христианином). Другие начнут цитировать валеологические программы и учебники, открывать их на местах вполне здравых, безобидных и даже талантливых, и говорить: "Вы видите, против чего выступают эти православные фанатики!". И будут неправы. Потому что выступаю я не против этих мест, а против совсем других - именно тех, которые я процитировал выше. Если вся книга наполнена умилительными описаниями природы, но одна из глав откровенно рекламирует наркотики - это уже достаточное основание для того, чтобы не приносить ее в школьные классы. Если человек не нарушал никаких статей Уголовного кодекса, кроме одной - скажем, деторастления, - то это уже вполне достаточный повод для его изоляции от детей. |