Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства. Государство– это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории. Признаки: 1) наличие публичной власти (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата,); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной) 5) монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) наличие денежной единицы (валюты); 9) наличие государственного языка; 10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). 11) наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Сущность государства заключается в следующих аспектах: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Главное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения. Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства. Внутренние функции: 1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества. 2. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. 3. Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения. 4. Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищённость личности. 5. Экологическая функция – она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования. 6. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу. Внешние функции: 1. Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. 2. Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. 3. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. 3.Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов. Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, государственные комитеты, и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),прокурорские и иные надзорные органы, налоговая полиция, вооружённые силы и т.д.; б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определённое позитивное русло; в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями; г) он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчинённости при осуществлении своих непосредственных властных функций.; 2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства; 3) государственные учреждения – подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах; 4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, выполняют работы и оказывают услуги для удовлетворения потребностей общества; 5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие 6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. Форма государства. Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Элементами формы государства являются: 1)Форма правления –элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. Формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия– это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха). Признаки монархии: 1) власть передаётся по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от волеизъявления населения. Республика– это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей. 2) форма государственного устройства –это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Формы: Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нём существует единая система высших органов и единая система законодательства. Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нём наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, отсутствует общий центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. 3) политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. - демократический режим − провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека;решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства;предполагается существование правового государства;выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;многопартийность, соревнование политических партий; гласность; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. К антидемократическим режимам относят тоталитарныеи авторитарныережимы. -Тоталитарный режим. Основные характеристики:государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого;монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни;государственная власть формируется бюрократическим способом, недоступна для контроля со стороны народа;доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;господство одной партии; - Авторитарный режим –политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Выделяют деспотический (неограниченная власть, основанная на самоуправстве), тиранический (основан на единоличном правлении, жестоких методах её осуществления.). 5.Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Структура гражданского общества (элементы):личность; семья; школа; церковь; собственность и предпринимательство; социальные группы, слои, классы; частная жизнь граждан и её гарантии; институты демократии; общественные объединения, политические партии и движения; независимое правосудие; система воспитания и образования; свободные СМИ и др. Признаки современного гражданского общества: - наличие в обществе свободных владельцев средств производства; - развитость и разветвленность демократии; - правовая защищенность граждан; - определенный уровень гражданской культуры. Общие идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества: - равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; - гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу; - экономическая независимость индивидов; - гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам; - свобода граждан в образовании партий и гражданских движений; - создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан; - существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом и обеспечение безопасности функционирования со стороны государственных органов. |