МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения.





Тема: Пересказ литературных произведений.

 

План.

 

  1. Сущность понятия «пересказ».значение пересказа для развития речи детей.
  2. Требования к произведениям для пересказа.
  3. Требования к пересказам детей.
  4. Приемы обучения пересказу.
  5. Структура занятия по пересказу.
  6. Методика обучения пересказу в разных возрастных группах. (самостоятельно на практическом занятии)

Литература.

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. – М., 1082.
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
  3. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку. М., 2000.

1.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение.

Для овладения пересказом необходимы умения:

  • Прослушивать произведение;
  • Понять основное содержание;
  • Запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста.

Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста рассматривались в работах Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньковской, Э.П. Коротковой и др.

Пересказ Х/ПР положительно влияет на:

-связность речи;

-формируют умение описывать предметы и явления;

-совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

-развивают эстетическое восприятие и чувства;

-развивают навыки выразительной речи.

 

2.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Необходимо, чтобы дети сами могла пересказать произведение. При выборе произведения учитываются следующие требования:

-воспитательная ценность, обогащение морального опыта детей.

-быть доступными по содержанию – должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.

-иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты).

-динамичность сюжета.

-образцовый язык, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастиями.

-доступны по объему. В методической литературе требования к объему противоречивы:

· Важен не размер, а содержание.

· только короткие произведения.

·

Не рекомендуется пересказывать стихотворения.

Виды пересказа:

· Подробный или близкий к тексту;

· Выборочный;

· Краткий или сжатый;

· С перестройкой текста.

· С творческими дополнениями.

3.

Осмысленность, т.е. полное понимание текста.

Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

Последовательность и связность пересказа.

Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

Выразительность и фонетическая правильность речи, культура проведения во время пересказа.

приемы делятся на :

1.установочные и для разбора произведения.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

В процессе беседы используются: - вопросы (о выразительности речи)



- объяснения;

- указания;

- упражнения(индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.).

- обращение к личному опыту детей

- показ наглядного материала.

! не следует досконально разбирать текст, задавать много вопросов, требующих только припоминания текста.

2. тренировочные и оценочная направленность (для облегчения полного воспроизведения текста)

- подсказ слова или фразы воспитателем (для достижения плавности и связности);

- совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений);

- отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз);

- пересказ по частям;

- указания и упражнения;

- вопросы;

- пересказ по ролям;

- хоровые проговаривания коротких реплик;

- игра-драмматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

- В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

- оценка пересказа педагогом (наиболее подробно анализируют 1и 2 пересказ и отмечают немногие положительные качества) можно сравнить 2 последовательно прозвучавших ответа и привлечь к оценке детей.

- Исправление и улучшение рассказа детьми, повторить по-другому;

- Задать оценочный вопрос;

 

 

Построение занятия определяется разнообразием задач. Исследования З.М. Истоминой показали, что осмысление материала, установление мыслительных логических связей облегчает запоминание и сохранения текста в памяти.

Структура занятия:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картины)

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Цель: уточнение содержания(идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа). Все цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу сюжета. 1и 4 этап опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3-6 дней до пересказа и дети справляются с пересказом.

5. Повторное чтение суммирующее результаты разбора. «Вслушайтесь, как я читаю»

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

7. Пересказ (3-7 чел.). активное руководство воспитателя.

8. Заключительная часть. Пересказ с эмоциональными приемами.

 

На некоторых занятиях сочетают 2 текста для пересказа: 1- новый для детей и легкий;

2- известный и короткий.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.