Не рекомендуется пересказывать стихотворения. Тема: Пересказ литературных произведений. План. - Сущность понятия «пересказ».значение пересказа для развития речи детей.
- Требования к произведениям для пересказа.
- Требования к пересказам детей.
- Приемы обучения пересказу.
- Структура занятия по пересказу.
- Методика обучения пересказу в разных возрастных группах. (самостоятельно на практическом занятии)
Литература. - Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста пересказыванию. – М., 1082.
- Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку. М., 2000.
1. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Для овладения пересказом необходимы умения: - Прослушивать произведение;
- Понять основное содержание;
- Запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста.
Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста рассматривались в работах Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньковской, Э.П. Коротковой и др. Пересказ Х/ПР положительно влияет на: -связность речи; -формируют умение описывать предметы и явления; -совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. -развивают эстетическое восприятие и чувства; -развивают навыки выразительной речи. 2. Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Необходимо, чтобы дети сами могла пересказать произведение. При выборе произведения учитываются следующие требования: -воспитательная ценность, обогащение морального опыта детей. -быть доступными по содержанию – должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков. -иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). -динамичность сюжета. -образцовый язык, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастиями. -доступны по объему. В методической литературе требования к объему противоречивы: · Важен не размер, а содержание. · только короткие произведения. · Не рекомендуется пересказывать стихотворения. Виды пересказа: · Подробный или близкий к тексту; · Выборочный; · Краткий или сжатый; · С перестройкой текста. · С творческими дополнениями. 3. Осмысленность, т.е. полное понимание текста. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения. Последовательность и связность пересказа. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура проведения во время пересказа. приемы делятся на : 1.установочные и для разбора произведения. Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз. В процессе беседы используются: - вопросы (о выразительности речи) - объяснения; - указания; - упражнения(индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.). - обращение к личному опыту детей - показ наглядного материала. ! не следует досконально разбирать текст, задавать много вопросов, требующих только припоминания текста. 2. тренировочные и оценочная направленность (для облегчения полного воспроизведения текста) - подсказ слова или фразы воспитателем (для достижения плавности и связности); - совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений); - отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз); - пересказ по частям; - указания и упражнения; - вопросы; - пересказ по ролям; - хоровые проговаривания коротких реплик; - игра-драмматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов. - В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. - оценка пересказа педагогом (наиболее подробно анализируют 1и 2 пересказ и отмечают немногие положительные качества) можно сравнить 2 последовательно прозвучавших ответа и привлечь к оценке детей. - Исправление и улучшение рассказа детьми, повторить по-другому; - Задать оценочный вопрос; Построение занятия определяется разнообразием задач. Исследования З.М. Истоминой показали, что осмысление материала, установление мыслительных логических связей облегчает запоминание и сохранения текста в памяти. Структура занятия: 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картины) 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям. 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Цель: уточнение содержания(идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа). Все цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу сюжета. 1и 4 этап опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3-6 дней до пересказа и дети справляются с пересказом. 5. Повторное чтение суммирующее результаты разбора. «Вслушайтесь, как я читаю» 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста. 7. Пересказ (3-7 чел.). активное руководство воспитателя. 8. Заключительная часть. Пересказ с эмоциональными приемами. На некоторых занятиях сочетают 2 текста для пересказа: 1- новый для детей и легкий; 2- известный и короткий. |