ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА К. В. Градополов подчеркивает, что тренер должен влиять не только на отдельно взятого ученика. Тон и стиль, которые тренер привьет в коллективе, определяют поведение каждого новичка. Коллектив нитями многих перекрещивающихся влияний и связей подчинит себе отдельного боксера; тон, установленный в коллективе, обяжет каждого тянуться за коллективом, не отставать от него. Работая с группой новичков, тренер Б. С. Денисов выделяет тех, кто быстрее, лучше и точнее воспринимает его указания кто заметнее других отличается правильными движениями и высокими боевыми данными. На них он «сначала и сосредоточивает главное внимание. Это не означает, что будут ущемлены интересы остальных учеников. Наоборот, эти лучшие и будут дрожжами, на которых начнут быстро расти техника и умение вести бой у всех членов группы. Выявить лучших — значит выявить индивидуальное в них. А затем, когда боевой профиль каждого определится, Б. С. Денисов подгруппировывает около каждого остальных учеников, по сходству их психофизических качеств. Так, при постоянном воздействии тренера, происходит дифференциация внутри группы, которая, в конечном счете, приведет группу к общему росту, к формированию коллектива. Когда коллективные связи окрепнут, взаимное влияние боксеров внутри коллектива станет охватывать все более разнообразные стороны жизни и поведения физкультурников. В своих спортивных выступлениях и тренировке боксер начинает опираться на поддержку коллектива, считаться с его интересами. С другой стороны, каждый стремится воздействовать на товарища, с тем, чтобы он дал наилучший спортивный результат для коллектива, для спортивного общества. Взаимное влияние начинает пронизывать все стороны тренировки. Присутствие коллектива заставляет боксера подтягиваться, обостряет проявления положительных эмоций и черт характера. Так, например, естественное чувство стыда перед товарищами заставляет боксера преодолевать страх и боль во время вольного боя, продуктивнее и е-лучшим спортивным результатом выступать за коллектив в командном соревновании. Контроль коллектива подстегивает ленивых, заставляет их перебороть то или иное затруднение. Например, новичку не хочется прыгать со скакалкой, он плохо усвоил технику, ему трудно. Но в присутствии коллектива он не проявит своего состояния, постесняется показать, что ему трудно. В итоге он и освоит технику упражнения, и научится волевым усилием преодолевать затруднение. Тренер в ряде случаев может целенаправленно использовать подлинно могучую силу коллективного воздействия. Он может, •по секрету от ученика, дать задание его товарищам воздействовать на него в том или ином направлении, может обсудить на коллективе его действия или манеру боя, недостатки и ошибки, словом, разносторонне использовать влияние коллектива на боксера. Тренер должен постоянно повышать чувство ответственности боксеров друг за друга, как и за весь коллектив в целом. Так, поручая боксерам помогать друг другу на соревнованиях, тренер создает обстановку коллективной спайки и взаимной ответственности. Отсюда прямой путь к воспитанию товарищества и дружбы, чувства чести и гордости в борьбе за успех своего коллектива, спортивного клуба. Поэтому огромное воспитательное значение имеют командные соревнования и межклубные командные встречи. В особенности ярко воспитательная роль спортивного коллектива видна при анализе работы талантливого молодого тренера центрального спортивного клуба ДСО «Трудовые резервы» В. С. Щербакова. В. С. Щербаков — исключительно одаренный тренер. Большой педагогический такт, умение найти пути «к сердцу» каждого ученика, спортивное чутье и серьезное знание бокса, настойчивость и деловитость — все эти качества дали возможность молодому тренеру найти продуктивную воспитательную систему, принесшую ощутимые и устойчивые результаты. В. С. Щербаков не боится нового, он смело ищет, и многое в его работе стало не только его личной педагогической находкой, но с успехом используется и другими тренерами. В результате своей плодотворной работы В. С. Щербаков в короткий срок выдвинулся в ряды ведущих советских тренеров. Принято считать нормальной нагрузкой для одного тренера 12—15 учеников. На уроках В. С. Щербакова занимается одновременно 25—30 человек, и в день занятий сменяются 3—4 группы. Сам В. С. Щербаков проводит со всей группой подготовительные и общеразвивающие упражнения, а затем занимается с небольшой группой: индивидуально он за урок «обрабатывает» человек десять — двенадцать. Но его глаз не упускает из виду всего зала, где с остальной массой боксеров работают его помощники — актив, выдвинувшийся из числа лучших боксеров: В. Родионов, Б. Новиков, Е. Филатов и др. На уроках В. С. Щербакова образцовый порядок, деловитость, сосредоточенность на упражнениях. Никто не остается без дела. После разминки, от упражнения к упражнению, от снаряда к снаряду — все ученики последовательно выполняют нагрузку урока, разучивают новый материал, совершенствуются в технике. Если проследить за уроком от начала до конца — остается впечатление четкости и слаженности. За 15—20 минут до начала урока все в сборе. Группа ребят быстро приводит в порядок зал, развешивает снаряды, готовит тренировочные и боевые перчатки, натягивает караты тренировочных рингов. Короткая команда — и все построились. Урок начался. Как только окончится общая разминка, сразу становятся видны контуры дружного коллектива, в котором у каждого есть, своя функция, своя задача. Весь большой коллектив распадается на ряд групп и пар, и в каждой из них своя работа, в зависимости от личной задачи каждого: одни упражняются по тренировочной схеме, готовясь к соревнованиям; у других преобладают элементы учебного характера, но и каждый в отдельности, и группы в целом, так или иначе, проходят через интенсивную и напряженную работу. И потому, что с новичком занимается более опытный боксер, а группы боксеров работают под руководством помощников тренера, каждый боксер получает четкое задание и за его работой всегда следят. Старший же тренер имеет возможность наблюдать за всеми, давать задания каждой группе и заниматься индивидуально с теми, чью работу он хочет специально проверить или отшлифовать. В конце урока обязательно проводится какая-либо общая игра, и каждый уходит после занятий в приподнятом, веселом настроении. Внимательное наблюдение за занятиями выявит еще ряд интересных деталей. Мы увидим, что вся масса боксеров группируется вокруг своеобразных лидеров — ведущих боксеров, таких, как Меднов, Перов, Силичев, Чеботарев, Сурков, Филатов, Козлов и другие. С ними каждый стремится потренироваться в перчатках, их манере подражают, у них учатся. И так как каждый из этих лучших работает по-своему, не повторяя других, то и у всех боксеров не складывается штампа, а быстро выявляются собственные, самобытные черты, хотя и оформившиеся под влиянием, скажем, Меднова или Чеботарева. Все же одна общая черта отличает всех боксеров, вышедших из школы В. С. Щербакова. Все они в бою очень активны, предпочитают двигаться вперед и все время ищут сближения с противником. Во время обучения В. С. Щербаков добивается от боксера-новичка, чтобы тот все время искал дистанцию действительного удара и, как только найдет, почувствует ее, немедленно наносил удар. Это в результате накладывает свой отпечаток и на все поведение боксера: привыкшему искать противника становится невозможной оборонительная манера боя; у боксера, находящегося все время в сфере действительных ударов, крепнет смелость, формируется золя к победе. Но было бы неверно объяснять стиль работы и поведение боксеров на ринге только правильно избранной техникой. Основа поведения в бою боксеров ДСО «Трудовые резервы» лежит в традициях всего коллектива — отделения бокса Центрального спортивного клуба общества. Каждый боксер старается боксировать на ринге, как лучшие боксеры клуба. Каждый боксер стремится вести себя так, как ведут себя в коллективе все остальные. В таком коллективе нельзя показать себя трусом или лентяем: боксер, считаясь с мнением и оценкой товарищей, постарается подавить свой страх или лень. Зато каждый может быть уверен, что ему всегда обеспечена товарищеская помощь и совет. Особенно ярко это сказывается на соревнованиях, где незанятые в них боксеры внимательно обслуживают выступающих, несут обязанности секундантов, изучают особенности боя возможных противников, проявляют всяческую заботу о тех, кто защищает честь общества. В коллективе любят тех, кто ведет бой активно, смело и мужественно, кто побеждает. Стремление к победе — основная черта, учеников В. С. Щербакова, педагогическая работа которого делается особенно продуктивной благодаря поддержке коллектива, оттого, что обычаи и требования коллектива совпадают с его, тренера, правилами и требованиями. Традиции боксерского коллектива складывались не сами собой и не сразу, а в результате длительной и терпеливой работы В. С. Щербакова, в основу которой он положил воспитание актива. Опираясь на труппу ведущих боксеров, тренер формировал стиль коллектива в целом. И если вначале ведущим боксерам можно было давать сравнительно небольшие поручения, то впоследствии они стали помотать и в ведении урока, и в организации соревнований, и в ряде других мероприятий, требующих повышенной ответственности. И когда центральный спортивный клуб «Трудовые резервы», с целью популяризовать бокс в ремесленных училищах Москвы, стал организовывать свои филиалы, работу по боксу в них повели ученики В. С. Щербакова — Б. Новиков, Вл. Родионов, Л. Сайтаниди, Евг. Филатов и другие, перенося в ремесленные училища традиции, сложившиеся в боксерском коллективе клуба. Свою педагогическую деятельность В. С. Щербаков не сводит к узкоспортивной работе. Он постоянно связан с руководством тех училищ, ученики которых занимаются в отделении бокса, и знает, как учатся, работают и ведут себя в училище начинающие боксеры. Он встречается с родителями боксеров, изучает семейную и бытовую обстановку своих воспитанников. Правильно полагая, что поведение боксера в быту, на учебе и производстве отражается на его спортивных результатах, В. С. Щербаков старается влиять и на поведение боксера. Не только требование быть чистым и опрятным и соблюдать точный режим стали привычными для каждого боксера, — манера поведения, выдержка, вежливость, — все это постоянно в поле зрения тренера, который не только все видит и учитывает, но и умеет потребовать и добиться требуемого от своих воспитанников. В результате — дружелюбие и правдивость, любознательность и трудолюбие, четкая дисциплина (с оттенком любования ею) и готовность постоять за честь коллектива отличают боксеров талантливого тренера-педагога, пользующегося заслуженным авторитетом и любовью своих учеников, которые во всем стараются подражать своему тренеру. Какие выводы можно сделать из обзора работы ведущих советских тренеров? Что общего в их воспитательной работе? Общее прежде всего выявляется в конечном итоге деятельности тренеров — в единстве стиля советских боксеров. Советский боксер предпочитает наступательную тактику боя. Такая тактика требует инициативы, смелости и решительности, и на воспитание этих качеств наши тренеры обращают больше всего внимания. Тактика наступления характерна для всех (Советских боксеров, и поэтому их встречи между собой отличаются такой остротой боя, которая предполагает разностороннее проявление воли. И действительно, бои советских боксеров выявляют такие волевые качества, как стойкость, упорство и непреклонное стремление к победе, принципиально не допускающие отказа от боя даже в самом тяжелом положении. И хотя наши тренеры далеко не все научились дифференцировать проявления различных сторон воли, они во время тренировки своих боксеров положительно воздействуют прежде всего на их волевые качества. Такова сила действенной практики и ее связь со всей системой советского воспитания! Наступательная тактика, как проявление единства стиля советских боксеров, не снимает, конечно, индивидуальных различий в их технике и тактике, всходят ли они от особенностей самого боксера или отражают «творческий почерк» его тренера. Расчетливый тактик Михайлов и настойчивый Королев, темповик Ганыкин и всегда ищущий решительной победы Чудинов, темпераментный Степанов, блестящие техники Штейн, Огуренков, Грейнер и достигающий решительной победы относительно простыми средствами Щербаков,— все они вместе и каждый по своему — мастера тактики наступления. Единство стилевых установок советских боксеров обусловлено самой системой советского спорта. Тренеры Советского Союза представляют собой коллектив, и организационно, и творчески объединенный. Общественная работа по боксу проходит в секциях, где тренеры постоянно общаются между собой и с активом боксеров, вместе вырабатывая организационные мероприятия и методические установки. Обмен методическим опытом происходит на конференциях и сборах тренеров, где творческая мысль ведущих работников взаимно оплодотворяется, а молодые тренеры получают необходимую методическую закалку. Периодически проводятся тренировочные сборы боксеров, где лучшее в работе каждого становится общим достоянием, а недостатки сглаживаются и устраняются под квалифицированным тренерским наблюдением. Такой общественный характер спортивной работы не только исключает возможность засекречивания, но и создает правильное отношение к методическим «секретам», как к явлению отрицательному, тормозящему прогресс советского спорта. Общественный характер спортивной работы побуждает тренера к творчеству, выявляет опыт самих спортсменов и в результате повышает спортивно-технический уровень всей массы боксеров в целом. Наконец, общественный характер спортивной работы, с присущими ему критикой и самокритикой, накладывает определенный отпечаток на самую систему воспитания советского боксера. Главное, что отличает воспитательную работу ведущих советских тренеров и в чем также существенно проявляется ее общественный характер, — воспитание спортивного коллектива. В противовес резко выраженному индивидуалистическому воспитанию, принятому в профессиональном, а в значительной мере и любительском боксе капиталистических стран, советский тренер так складывает и ведет спортивный коллектив, что в итоге перекрещивающиеся влияния и тренера и (коллектива в целом на отдельные индивидуальности создают силу большого формирующего значения. Очень быстро тренер перестает быть единственным наставником. И дело не только в том, что в коллективе вырастает авторитетный в общественном и в чисто спортивном отношениях актив, — в коллективе создаются единый тон поведения и такие спортивно-технические и этические нормы и традиции, которые каждый спортсмен (а в особенности новичок) принимает как само собой разумеющиеся и нерушимые. Воспитание боксера в коллективе в значительной мере устраняет (казалось бы, в боксе неустранимую) опасность проявления отрицательно-индивидуалистических черт (эгоизма, вздорной самоуверенности и т. п.). И хотя бокс сугубо индивидуальный вид спорта, система воспитания в коллективе, присущая только советскому спорту, прямо противоположна индивидуалистической подготовке боксера зарубежных стран. Коллектив подавляет всякое проявление зазнайства, бахвальства и эгоистического пренебрежения его интересами, а великая сила организованного и принципиального общественного мнения приводит в порядок даже наиболее резко выпадающих из нормы. В практической спортивной работе коллектив, таким образом, становится не только объектом воспитания, но и его субъектом, воздействующая роль которого исключительно велика. Советский тренер не может заботиться только о спортивно-техническом росте своих учеников. Воспитывая различные стороны воли боксеров, проявляющейся в их тактике, в их поведении на ринге, тренер следит и за общекультурным и политическим ростом своих воспитанников, понимая, что только на этой основе возможно их творческое спортивное совершенствование. Все положительные черты воспитательной работы советских тренеров сложились в результате многолетней практики под благотворным воздействием советского общественного строя: В условиях нашей страны, где вопросы воспитания не ограничиваются рамками семьи и школы, где основную воспитательную, формирующую мировоззрение работу ведет коммунистическая партия, где этика социализма дает критерий оценки любого факта нашей действительности, где любовь к социалистической родине и готовность пойти для «ее на любые жертвы — главная черта народа, — практика любого дела, связанного с воспитанием, не может не быть плодотворной. Но если эту практику вооружить педагогической теорией, если советский тренер будет знать не только азы педагогики, а действительно овладеет педагогической наукой, если труды классика русской педагогики Ушинского и мастера коммунистического воспитания Макаренко будут положены в основу спортивной педагогики — нужно ли сомневаться, что результаты практики будут подняты на новую высоту, станут еще ярче а плодотворней? Между тем некоторая недооценка педагогической теории — главный недостаток в работе наших тренеров. Тренеры по боксу должны последовать примеру своих товарищей (сошлемся на работы по легкой атлетике Н. Г. Озолина), уже начавших разработку вопросов воспитания в связи со спортивной практикой. На этом пути их ожидают новые достижения. ВОСПИТАНИЕ СПОРТИВНЫХ НАВЫКОВ, ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БОКСУ Прежде чем испытать свои силы в бою, боксера новичок должен пройти подготовку, достаточную для того, чтобы он мог смело и уверенна действовать на ринге. Его спортивная техника должна быть такой, чтобы и противник не застал его врасплох, и сам он мог вести бой активно и разнообразно. Для этого тренер вооружает новичка минимумом спортивно-технических средств. Спортивно-технический минимум новичка не охватывает всех боевых средств, которыми владеет, например, боксер-мастер. Да и неверно было бы перегружать новичка изучением многочисленных приемов и комбинаций, существующих в боксе. По наблюдениям К. В. Градополова, А. А. Гольдштейна, Я. Б. Брауна и других советских тренеров, новичок свободно и разнообразно распоряжается в бою небольшим количеством хорошо усвоенных ударов и защит, но теряется, если его перегрузить учебным материалом; его опыт еще слишком мал, чтобы он мог разобраться в обилии боевых средств. Необходимость ограничить боевые средства новичка ясна всем, но выбор их тренеры определяют по-разному. Особенно это относится к ударам. К. В. Градополов считает, что новичок должен усвоить прямые удары и удар сбоку левой; Я. Б. Браун требует, чтобы новичок знал все основные удары; А. А. Гольдштейн считает, что для первого боя новичку достаточно усвоить лишь прямые удары. Известная свобода в определении спортивно-технического минимума новичка вполне допустима. Не следует связывать тренера в этом вопросе каким бы то ни было каноном. Важно лишь, чтобы тренер, определяя минимум, ставил перед собой определенные цели, которые он должен достичь в результате обучения. Спортивно-технический материал первого периода обучения должен определяться тренером в соответствии с поставленными им учебными и воспитательными задачами, а также особенностями учебной группы. Не требует доказательств положение, что владение техникой нельзя отрывать от поведения боксера и, наоборот, нельзя влиять на поведение боксера на ринге, не формируя в заданном направлении его технику. Боксер-мастер непринужденно, быстро и разнообразно передвигается по рингу, применяя различные и неожиданные маневры. Он умело пользуется и атакующей, и защитной формой ведения боя, не повторяясь в своих приемах. Внешне такой боксер спокоен. Его действия смелы и уверенны, но обязательно корректны. Он не применяет грубой силы, стремясь победить искусством. Отличный боксер постоянно применяет прямые удары и удары снизу, но он свободно пользуется и всеми, другими ударами. Тактика его не признает пассивной защиты: каждое защитное движение обязательно соединяется с контратакой. В этой характеристике — программа работы тренера с новичком, соответственно с чем и следует анализировать и отбирать технические средства. Спортивно-технический минимум новичка, на наш взгляд, должен содержать следующие элементы: боевую стойку, передвижения (скользяще-переставной шаг*, сдвоенные шаги, шаги вперед, назад, в стороны, повороты, перенос опоры с ноги на ногу); боевая дистанция и удары (прямые, удары «раз-два», удары снизу, удар сбоку левой рукой и простейшие комбинации), защиты (подставка, уклон, шаг назад, шаг в сторону, отбив, нырок) и наконец, серии однотипных и разнотипных ударов. Педагогическая задачи при изучении этих элементов — воспитание спортивных навыков. В процессе постоянных упражнений новичок преодолевает затруднения, неизбежно возникающие в начале работы. Изучая то или иное движение, новичок на первых порах теряется, не умея отделить излишние и ненужные движения от основных. Все свое внимание он сосредоточивает на своих движениях, а не на объекте работы. Но постепенно упражнения, корректируемые тренером, делают свое дело: ученик овладевает требуемой координацией, избавляется от груза ненужных движений, совершенствуется и приобретает тот или иной навык. Теперь боксер выполняет удары, защиты и передвижения автоматизировано, сознание его больше не отвлекается на то, как нужно выполнить тот или иной прием; оно направлено на бой в целом, на тактические задачи боя. Таким образом, приобретая технические навыки, боксер переходит на более высокую ступень боевого совершенствования. Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы не закреплялись ошибочные, неверные движения. Все практики бокса знают, что переучивать неверно усвоенное труднее, чем разучивать новое. Ошибка, ставшая привычкой, поддается исправлению с большим трудом. Поэтому не следует откладывать исправление ошибок. Их надо по возможности исправлять сразу и не идти дальше, пока не будет достигнута точность и чистота движения. По мере того, как тот или иной удар или защита будут усваиваться группой, тренер переходит к изучению последующего материала. Но это не значит, что больше уже не нужно упражнять усвоенное движение. Наоборот, чтобы закрепить его, в каждом уроке часть пройденного материала, разученные передвижения, удары и защиты, повторяется, но в других разделах урока и в разнообразной обстановке. Только постоянно повторяя элементы техники бокса, упражняя их в снарядах, лапах, в бою с тенью, упорно трудясь над отделкой каждого движения, ученик доведет его до совершенства и будет в нужных случаях применять быстро и без колебаний. БОЕВАЯ СТОЙКА Первое, с чего начинается обучение боксера, — боевая стойка. Это понятие в известной мере условно: в бою боксер всегда находится в движении, он не стоит на одном месте. Были попытки найти другой термин, которым исключался бы элемент статичности. Так, А. Г. Харлампиев предложил название «боевая позиция». Но и этот термин не принес с собой нового: позиция не менее статична, чем стойка. Между тем, если рассматривать боевую стойку, как исходное положение, из которого боксер начинает каждое свое движение и в которое возвращается, выполнив тот или иной прием или маневр, то принятый термин не должен вызывать опасений — он правилен по существу. А при изучении техники все удары, защиты и соединения их постоянно разучиваются из неподвижной боевой стойки, как исходного положения. Это кажущееся несоответствие реальной боевой обстановке не должно смущать тренера-педагога. Боевая стойка — это и сознательная, произвольная физическая установка организма, выражающаяся в приспособлении всех органов человека к наилучшему восприятию. Педагогически, боевая стойка — основа, на которой воспитывается внимание боксера, его готовность к бою. «... При физической установке организма происходит не только внешнее изменение органов тела, но и внутреннее изменение физиологических процессов — дыхания, пульса, кровообращения и т. п. Эта установка тела при процессах внимания имеет большое педагогическое значение; по ней мы судим о том, имеется ли налицо активное внимание у учащихся к излагаемому материалу или же оно отсутствует; всякий опытный педагог прекрасно учитывает это в процессе своей работы» (К. Н. Корнилов, Психология, Учпедгиз, 1946). Тренер, обучив новичка боевой стойке, каждый раз, когда он предлагает ученику занять это положение, тем самым вызывает физическую установку его организма на внимание. Практически тренеры это хорошо знают, и в тех случаях, когда требуется направить внимание группы на изучаемый элемент или просто подтянуть дисциплину, тренер командует: «стать в боевую стойку». Обычно этой командой легко вызывается внимание группы. Но чтобы этот результат достигался всегда, тренер должен воспитать в группе такое же отношение к боевой стойке, как к положению «смирно»: никаких разговоров, движений, напряженное внимание и точное положение рук, ног, головы. Второе важное требование при изучении боевой стойки: неработающие мышцы ученика должны быть расслаблены. Тренер не должен допускать, чтобы боксер напрягался. Мышцы его должны напрягаться только в момент удара или защиты, причем опять-таки напрягаются лишь те группы мышц, которые участвуют в этом движении. Расслабляя мышцы, боксер прежде всего учится экономить мышечную и нервную энергию, что очень важно для успеха в бою. Конечно, идеально выполнить, эти требования очень трудно. Но тренер должен добиваться максимального эффекта. Из отрицательных эмоций, которые тренер наблюдает у ученика, наиболее часто встречается чувство страха. Физически страх обычно выражается в скованности движений и в напряжении мышц. Чувство страха и мышечное напряжение почти всегда взаимно связаны. Но здесь существует и своеобразная обратная связь: приучая боксера расслабляться, сделав это его привычкой, мы тем самым ослабляем чувство страха и значительно облегчаем борьбу с этой эмоцией. Мы воспитываем у боксера элементарное владение собой, учим его контролировать свое тело, регулировать напряжение и расслабление, управлять своими эмоциями. Поэтому тренер должен чаще проверять, правильно ли ученик делает боевую стойку, не напряжен ли он, и повторять упражнение до тех пор, пока боксер научится держаться в боевой стойке правильно и непринужденно. Еще один важный вопрос связан с изучением боевой стойки: сразу ли индивидуализировать ее, соответственно особенностям ученика, или же боевая стойка при обучении должна быть общей для всей группы? А. А. Гольдштейн считает нужным сразу же давать новичку индивидуальную боевую стойку. К.В. Градополов предлагает общую для учеников типовую стойку. Точка зрения К. В. Градополова более правильна: индивидуальные особенности ученика тренеру еще предстоит определить, да и заключаются они не только в физических данных боксера. В свое время К. В. Градополов, обладающий очень длинными руками, дающими большое преимущество в бою на дальней дистанции, тем не менее уверенно и энергично пользовался и близким боем. И, наоборот, часто боксер небольшого роста, с короткими сильными конечностями, казалось бы «созданный» для близкого боя, превосходно боксирует на дальней дистанции — глазомер, быстрота, резкость позволяют ему вести бой в такой манере. Заранее рекомендовать новичку ту или иную боевую стойку не следует: она определится позже. Типовая же боевая стойка имеет неоценимые учебные преимущества: все удары, защиты и маневры разучиваются правильнее, без искажений. Тренер, научив новичка владеть боевой стойкой, часто пользуется этим термином, заменяя им самые разнообразные указания во время тренировки. Так, если ученик открыт или излишне широко ставит ноги, или не прячет подбородок и т. п., достаточно крикнуть: стойка — и он быстро исправит свою ошибку. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Свободное и разнообразное передвижение по рингу — основа техники боксера. «Быстрота и подвижность ног, умение рассчитывать время и дистанцию имеют первостепенное значение в бою. Боксер, умеющий быстро принимать решения, маневренно и быстро передвигаться, не нарушая темпа боя, всегда будет хозяином положения при встрече с малоподвижным противником. Основное преимущество легко передвигающегося боксера заключается в том, что он своей подвижностью сковывает действия своего противника, не позволяя ему сосредоточиться и принять определенное решение» (К. В. Градополов). К передвижениям в боксе относятся одиночные и двойные шаги в разных направлениях, скользяще-переставные шаги и повороты. С нашей точки зрения, сначала следует изучать скользяще-переставные шаги, а затем уже одиночные. Скользяще-переставные шаги представляют собой соединение нескольких непрерывно следующих друг за другом двойных шагов. Они легки в координации, не требуют напряжения и легко усваиваются. В боевой практике они применяются чаще всего. Пользующийся скользяще-переставными шагами боксер всегда производит впечатление легко и непринужденно действующего на ринге. Обычно уже на первом уроке новички овладевают скользяще-переставными шагами, а упражнение в них в течение нескольких уроков приводит к легкому, ненапряженному и красивому передвижению. Изучение скользяще-переставных шагов в начале занятий дает, на наш взгляд, следующие преимущества: Боксер сразу получает понятие о передвижении на ринге, как о ряде последовательных и слитных движений (а не отдельных, не связанных друг с другом). Очень быстро вырабатывается автоматизация передвижений, что дает возможность усложнять занятия, вводя в них новые элементы техники. На скользящем шаге легко закрепить привычку расслабляться и научиться не перекрещивать ноги — важное условие правильного передвижения по рингу. В результате всего этого ученик сразу начинает себя чувствовать «похожим на настоящего боксера», что создает в нем уверенность в успехе занятий. После того, как ученик усвоит передвижение скользяще-переставными шагами, следует перейти к отдельным шагам вперед, назад, вправо и влево. Изучаются отдельные шаги в одном уроке с первыми ударами (прямыми). Тренер должен выработать у ученика навыки: Не перекрещивать ног при шаге. При шаге опираться (ставить ногу) на переднюю часть стопы. Передвигаться мягко и эластично, не напрягая ног. После каждого отдельного шага уравновешивать тело (опора — равномерно на обе ноги) и сохранять положение ног в боевой стойке. Не растягивать излишне шаг. Длина 1—1,5 ступни (индивидуально для каждого боксера). После отдельных шагов изучаются повороты на передней части стопы любой ноги, при помощи которых боксер сохраняет в боевой стойке направление на противника. Свободный и разнообразный маневр — основа высокой техники боксера. Поэтому упражнения в передвижениях в самых различных комбинациях и сочетаниях следует включать в каждый урок в течение всей подготовки новичка. К. В. Градополов рекомендует боксерам чаще упражняться в передвижениях против воображаемого противника, сохраняя боевую стойку и сочетая работу ног с движениями всего тела. При этом, указывает К. В. Градополов, надо стремиться объединить все элементы передвижений в общую слитную «игру ног», содержащую самые разнообразные сочетания быстрых шагов и поворотов. Работа ног должна быть автоматизирована. Б. С. Денисов для выработки свободного и разнообразного передвижения на ринге пользуется различными подготовительными упражнениями, облегчающими в дальнейшем усвоение боевых движений. Упражнения, подготавливающие усвоение того или иного Движения, рекомендуются Б. С. Денисовым при изучении всех разделов техники. Этот принцип переноса навыков дает положительные результаты, когда изучаются элементы, тождественные между собой: ранее выработанный навык в том или ином движении помогает успешно усвоить новое движение, хотя бы и более сложное, но сходное с первым (Б. Денисов, Бокс, «Физкультура и спорт», 1946). После того, как все передвижения будут усвоены, следует постоянно упражняться в них, но не в основной, а в подготовительной части урока. Постоянно и обязательно включая в урок упражнения в передвижениях, мы наблюдали значительное улучшение маневренности у большинства учеников. ПРЯМЫЕ УДАРЫ И ЗАЩИТА Обучение ударам и защитам следует вести одновременно: в том же уроке, в котором изучается удар, нужно показать и защиты от него. С другой стороны, и защиты нужно обязательно соединять с контрударом: этим воспитывается активная защита, понимание того, что защита также служит средством активного боевого воздействия на противника. Прямой удар левой рукой в голову, один из самых употребительных в боксе, изучается первым. Боксер с высокой техникой всегда свободно владеет этим ударом и часто применяет его. Тренер должен обратить внимание на то, чтобы новички тщательно и точно разучили прямой левый в голову и постоянно тренировали этот удар в атакующей и защитной формах. Владение им позволяет ученику уверенно завязывать бой, атаковывать противника и останавливать его атаки, создает то ощущение уверенности в себе, которое так важно привить новичку. При разучивании прямого левой в голову тренер воспитывает ряд важных навыков: Усваивается чувство дистанции. Ученики действуют с дальней дистанции (дистанция прямого удара, наносимого с шагом вперед), стремясь сохранить ее в промежутках между ударами и изыскивая удобный момент, чтобы нанести удар. Важно проследить, чтобы боксер доставал ударом противника, полностью вытягивая руку, но не приближался без удара к противнику в сферу действия его ударов. Нельзя также позволять ученику находиться вне дистанции — ошибка, встречающаяся очень часто, так как многие новички, стремясь избежать ударов, стараются отдалиться от противника. Если же такое стремление обоюдно — бой вообще не завязывается. Прививается навык страховаться от возможного удара противника. Для этого удар разучивается в парах, причем оба партнера бьют прямым левой в голову, останавливая удар противника раскрытой ладонью правой руки, находящейся перед своим подбородком. Обращается внимание на то, чтобы ученик, нанося удар, не закрывал глаза под влиянием страха, или не отворачивал голову вправо. Для борьбы с инстинктивными защитными движениями существует ряд приемов, которые применяются в тех случаях, когда простое указание тренера не действует на ученика. Перечислим некоторые из них. Л. Г. Темурян* предлагал ученику, при разучивании удара левой в голову, опускать голову, глубже убирая подбородок. Это движение при неоднократном повторении становится привычным, не исчезает под влиянием страха и, наоборот, помогает ученику преодолевать страх. Б. С. Денисов в этих же целях рекомендует следующее упражнение: один из партнеров бьет прямым правой в голову. Второй, следя взглядом за кулаком партнера, поворотом туловища вправо подставляет под удар левое плечо. Упражнение повторяется с постепенным ускорением. Принимающий удар отвлекается задачей поймать кулак противника на свое плечо и совершенно не ощущает страха. В результате упражнения он не только перестает отворачиваться, но и приучается не мигать под ударом. Некоторые тренеры в тех случаях, когда ученик отворачивает голову вправо, наносят ему боковой удар слева, показывая тем самым, что отвернувшись, он не спасается от удара. Этот прием вряд ли целесообразен. Хотя им и можно отучить от привычки отворачиваться, но чувство страха у ученика не снижается, а может даже усилиться. Каждый тренер в своей практической работе ищет и находит различные способы воздействовать на эмоции ученика. Здесь на помощь приходит педагогическая психология, облегчающая творческие поиски тренера и чрезвычайно расширяющая их диапазон. При разучивании ударов мы, прежде всего, встречаемся с эмоцией страха, которая у ученика на первых порах велика непропорционально действительной опасности. Как преодолеть эту эмоцию? Прежде всего, тренер должен воспитывать у ученика навыки и привычки, повышающие его защитные возможности, снижающие физические проявления страха и подавляющие инстинктивные защитные движения. Сюда относятся страховки, умение не мигать при ударе партнера и т. п. Тренер использует также принцип замещения эмоций, вытесняя отрицательные эмоции положительными. Воздействуя на чувство чести, стремление к геройству, чувство стыда перед товарищами, тренер приучает боксера сознательно подавлять страх, не проявлять его внешне, владеть Собой. Наконец, тренер, показывая приемы защиты, приучает боксеров трезво оценивать величину реальной опасности. Овладевая последовательно различными приемами защиты, видя, что, правильно действуя, он не дает противнику возможности нанести удар, новичок перестает бояться удара. Он приходит к пониманию того, что неумение преодолеть страх увеличивает шансы быть побитым. Его действия становятся более смелыми и уверенными, каждый вольный бой вызывает у него эмоциональную приподнятость и стремление совершенствоваться дальше. Теперь уже слабые эмоции страха легко преодолеваются, и способность боксера подавить свой страх вызывает у него приятное чувство гордости и удовлетворения. * * * Одновременно с изучением прямого удара левой в голову, в тех же уроках разучиваются защиты: Подставка раскрытой ладони правой руки (задерживающей кулак противника) в соединении с встречным прямым в голову. Шаг назад (отход) обязательно с ответным прямым ударом левой в голову. Шаг вправо с встречным прямым ударом левой в туловище. Шаг вправо с поворотом влево и с ответным боковым ударом левой в голову. Отбив влево атакующей руки противника ладонью правой руки с ответным прямым ударом левой в голову. Новичку не следует изучать отбив вправо правой рукой, ввиду его сложности. Его можно показать более способным ученикам к концу учебного периода. Целесообразно изучать защиты именно в указанном порядке. Новичок приучается в первую очередь применять те защиты, при которых руки остаются свободными для ударов, что сразу же дает возможность сделать защиту активной, соединенной с контрударами. Обучая защитам, необходимо добиваться того, чтобы они не сливались с инстинктивными защитными движениями, а применялись сознательно. Для этого тренер должен требовать, чтобы ученики выполняли следующие условия: Применяя любую из защит, ученик должен следить взглядом за противником, не выпускать его из своего поля зрения. Каждую защиту обязательно соединять с контрударом. Применяя защиту подставкой, не отклоняться назад. Наоборот, переносить опору на левую ногу и, делая туловищем небольшое движение вперед на противника, встречать его удар открытой ладонью правой руки; одновременно бить встречным прямым левой. При изучении защиты шагом назад (отход) расценивать как грубую ошибку, если ученик не применит после защиты ответный контрудар. Поправлять такую ошибку нужно настойчиво и резко, иначе может закрепиться нерешительность и привычка пассивно отходить назад. Защиту отбивом влево следует изучать после того, как ученики усвоят остальные защиты. Следить нужно за тем, чтобы отбив производился главным образом поворотом туловища влево, а не взмахом правой руки (проявление инстинктивного защитного движения). К. В. Градополов рекомендует для подготовки контрудара переносить при этой защите опору на правую ногу. Однако из наблюдений мы пришли к выводу, что переносить опору следует на левую ногу: при этой защите движение в сторону противника, на него, положительно влияет на новичка, делает его более активным и решительным. Что касается контрудара, то он с успехом может быть нанесен и при опоре на левую ногу, тем более, что шаг вперед при этой защите не нужен. Нырок, как защиту от прямого удара левой в голову, рекомендовать нельзя. Разучивать его следует лишь в самом конце учебного периода. Нырок очень близок по форме к инстинктивному защитному движению, при котором ученик сжимается, закрывает глаза и т. п. Нырок, поэтому нельзя изучать до того, как боксер научится применять другие защиты и сознательно пользоваться ими. На изучении прямого удара левой в голову и защит, связанных с ним, тренер может задержаться подольше (5—6 уроков). Задача тренера — добиться, чтобы ученику нравилось применять этот удар, чтобы он привык пользоваться им в бою. В учебном бою, построенном на прямом ударе левой, осваивается дальняя дистанция, приобретается необходимый расчет и глазомер, вырабатывается ряд полезных навыков, которые облегчат изучение других ударов и защит. Опасение, что однообразие боевого материала сделает урок скучным, неосновательно: в каждом уроке узнается новая защита, и кроме того, могут быть изучены различные формы прямого удара. Этого достаточно, чтобы поддержать интерес новичка к занятиям. Прямой удар левой рукой в туловище изучается вначале как контрудар в соединении с защитой уклоном вправо, а затем — как атакующий удар с шагом вперед. Прямой удар правой рукой в голову разучивается самостоятельно, но применяется пока только в соединении с ведущим ударом левой руки (атака «раз-два»). Атака прямым ударом правой в голову не рекомендуется, так, как она не менее опасна для атакующего, чем для атакуемого: противник всегда успеет применить контрудар, если прямой удар правой в голову не подготовлен или не замаскирован предварительным ударом слева. Новичку, еще не приучившемуся действовать левой рукой, удобнее и привычнее бить справа. Создается опасность, что он привыкнет бить правой рукой раньше, чем научится владеть левой и раскрывать ею защиту противника. Чтобы избежать этого, нужно в условном и вольном бою прямой удар правой разрешать только после предварительного удара левой. Лучше всего это достигается в так называемой атаке «раз-два!», состоящей из двух быстро следующих друг за другом прямых ударов левой и правой рукой. В этой атаке, проводимой с быстрым и длинным шагом вперед, акцент делается на втором ударе. Встречный и ответный прямой удар правой на этом этапе обучения изучать не следует. Лучше всего делать это в самом конце, ближе к первому бою, когда новичок уже достаточно хорошо владеет левой рукой. УДАРЫ СНИЗУ И СБОКУ Удар снизу (апперкот) — специфически боксерский удар, своеобразный по форме, требующий довольно длительного разучивания и отделки. В установившейся практике это последний по-очереди из разучиваемых ударов. Здесь, на наш взгляд, и кроется причина того, что хотя это чрезвычайно ценный и эффективный удар, новичок в первых боях им почти никогда не пользуется. Кроме того, сближаясь в атаке с противником, но не владея еще ударом снизу, новичок обычно начинает вести бой беспорядочно, теряя все приобретенное копоткой боксерской выучкой. Если мы хотим, чтобы удар снизу органически вошел в арсенал боевых средств новичка, обучение этому удару следует начинать возможно раньше. Опасение, что он сложен для восприятия, — неосновательно: новички, подростки в особенности, легко усваивают движение удара снизу, сложность же к своеобразие этого удара лишь повышают интерес к нему, а это,, в свою очередь, облегчает усвоение. Заслуженный мастер спорта А. И. Булычев рекомендует изучать удар снизу сразу же после прямых ударов, используя как. переходный, облегчающий усвоение, короткий прямой удар. Это правильно: гораздо ценнее, если новичок усвоит сначала удары снизу, повышающие специфически боксерскую координацию движений, чем например, фланговые удары, которые легко могут сделать бой новичка беспорядочным и грубым. После ударов снизу и защит от них переходят к разучиванию двойных ударов, состоящих из быстро следующих: друг за другом ведущего (первого) и дублирующего (второго) ударов. Двойные удары строятся по типу уже знакомой ученикам атаки «раз-два!» и поэтому легко усваиваются. К. В. Градополов указывает, что при разучивании двойных ударов ведущий удар, раскрывающий защиту противника; должен наноситься легче и не тормозить дублирующего удара, который должен быть свободным и быстрым. Непосредственно после двойных ударов можно изучать серии, состоящие из трех ударов. Последний из разучиваемых ударов в трехударных сериях — удар сбоку левой рукой (хук). Этот удар целесообразно проходить в самом конце учебной программы, когда остальной материал уже прочно усвоен. Фланговые удары, в силу их естественности, очень «примитивны» и могут, как уже говорилось выше, совершенно дезорганизовать бой новичка. Поэтому удар сбоку левой вначале следует изучать как третий, заключительный удар в трехударной серии и лишь в самом конце учебного периода — как атакующий, ведущий удар. Удар сбоку правой рукой с новичками проходить не следует. Изучением удара сбоку левой заканчивается программа обучения новичка основам техники бокса. Однако изложенным материалом воспитательные задачи, связанные с усвоением спортивной техники, не исчерпываются. Выше рассмотрены задачи воспитания навыков и качеств, связанные с изучением приемов техники бокса. Но было бы неверно ограничиться только тем, что ученик научится правильно выполнять движения атаки или защиты и соединять их в те или иные комбинации. Важно добиться, чтобы была повышена общая физическая подготовленность ученика и развиты такие качества, как быстрота, выносливость, сила и ловкость. Только на этой основе можно воспитать разносторонне развитого человека, только на этой основе возможно и спортивное совершенствование. Чтобы решить эту задачу, мы используем богатейший арсенал средств и методов физического воспитания и в «основу этого кладем комплекс ГТО. Но, кроме того, в процессе обучения тренер попутно, пользуясь средствами техники, воспитывает у учеников ряд важнейших качеств, необходимых для успеха в бою. Разберем некоторые из них. ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ Новички успешно усваивают спортивную технику, если тренер сумеет создать на занятиях устойчивое внимание как всей группы в целом, так и каждого ученика в отдельности. Тренер должен стремиться возбудить интерес к занятиям и этим вызвать внимание учеников к уроку. Чем больше будет углубляться этот интерес, тем скорее внимание учеников станет устойчивым и целенаправленным. ...«Произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы -сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того, как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное» (С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, Учпедгиз, 1940). К. Н. Корнилов считает (как указывалось выше) одним из существеннейших условий для произвольно-направленного внимания учеников создание соответствующей физической установки тела. Тренер пользуется с этой целью: 1) положением «смирно»; 2) исходными положениями для упражнений; 3) боевой стойкой. Нельзя требовать от ученика, чтобы он сделал то дали иное движение удара, защиты или гимнастическое упражнение, не дав предварительно точного исходного положения, которое и создает необходимую для внимания физическую установку тела и тем самым улучшает восприятие и запоминание приема или упражнения. Изучаемые удары, защиты и их комбинации должны быть посильны для новичка. Усложнять занятия нужно мало-помалу, в соответствии с тем, насколько усвоен предшествующий материал. Если прием чрезвычайно сложен, а значит, труден для восприятия, если он не опирается на уже усвоенные элементы, выполнять его ученики будут неточно, небрежно, внимание группы ослабеет и пройденное не закрепится в памяти или же будет усвоено искаженно. В каждом уроке тренер должен обязательно давать, хотя бы в небольшом количестве, новый материал, будь то совершенно новый прием или комбинация уже усвоенных элементов. Ученик чувствует, что он не стоит на месте, его знания и умения накапливаются и расширяются, а поэтому растет интерес к занятиям, повышается его внимание. Поэтому тренер должен стремиться сделать каждое занятие живым и ярким и тем облегчить восприятие изучаемого материала. Переживаемое учениками чувство удовольствия от хорошо построенного и педагогически умело проводимого урока также положительно отражается и на их внимании. Серьезное значение имеет здесь дозировка предлагаемых тренером упражнений. Обычное количество повторений отдельных приемов или движений — 8—12. Чрезмерное количество повторений одних и тех же движений или приемов вызывает переутомление у учеников, понижает их внимание, которое, кроме того, не задерживается на однообразном материале. Но, с другой стороны, если тренер, боясь вызвать переутомление или снизить интерес к занятиям, быстро и часто меняет упражнения, не повторяет их в достаточном количестве, — упражнения не принесут пользы, у учеников не воспитается способность к мышечному и волевому усилию; вся работа тренера будет строиться на непроизвольном внимании учеников, между тем это полезно лишь в самом начале обучения. Для боксера же важно воспитать высшую, связанную со способностью к волевому усилию, форму внимания — произвольное внимание. Тренер должен воспитывать у боксера способность к устойчивому, выносливому и концентрированному вниманию при умении быстро (в боксе — мгновенно) переключать внимание от одного объекта к другим. Воспитание внимания у боксера должно идти вместе с развитием быстроты его реакции (см. об этом ниже). Для того чтобы воспитание внимания было успешным, из учебного процесса необходимо устранить все неблагоприятные условия. Обучение должно быть построено четко, интересно организованно. Существенным условием будет здесь высокая дисциплина на занятиях. Но если дисциплина на первых занятиях будет в руках тренера методом, содействующим воспитанию внимания, то в итоге длительного педагогического процесса привычка к дисциплине в любой обстановке — уже результат воспитанного внимания. Воспитывать внимание тренер может на любом предлагаемом ученикам материале. Но в боксе особенно важно воспитывать боксера в обстановке, наиболее приближающейся к боевой. Поэтому внимание боксера лучше всего воспитывается приведении условного и вольного боя. Здесь тренер, следя за действиями учеников, так регулирует обстановку боя, чтобы он не оказался непосильным или слишком легким для боксеров, а сам; бой представляет собой насыщенный разнообразными и быстрыми действиями процесс, по самой природе своей организующий и направляющий внимание боксера на его противника. |