Знакомьтесь: новый Закон о бухгалтерском учете Закон № 402‑ФЗ направлен на приведение норм, регламентирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с современными условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации об их финансовом положении и финансовом результате их деятельности. Рассмотрим отдельные положения нового нормативного документа. Сфера действия Закона № 402‑ФЗ и понятийный аппарат В соответствии со ст. 2 Закона № 402‑ФЗ его действие, в частности, распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности. Заметим, если в настоящее время в силу ст. 4 Закона № 129‑ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов, то ст. 2 нового закона такой нормы не содержит. С учетом современных экономических условий законодатель скорректировал понятия, используемые в законе. Для сравнения приведем их в виде таблицы. Понятие (определение) | Закон № 402‑ФЗ | Закон № 129‑ФЗ | Бухгалтерская (финансовая) отчетность | Информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными данным законом | Единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам | Руководитель организации | Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа | Руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации | Впервые введены определения стандарта бухгалтерского учета, международного стандарта, факта хозяйственной жизни. Уточнено, какие организации относятся к организациям государственного сектора. В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона № 402‑ФЗ это: государственные (муниципальные) учреждения; – государственные академии наук; – государственные органы; – органы местного самоуправления; – органы управления государственных – внебюджетных фондов; органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов. – Таким образом, в целях применения данного закона автономные учреждения относятся к организациям государственного сектора. Общие требования к бухгалтерскому учету Впервые в законе, регулирующем ведение бухгалтерского учета, дано определение объекта учета. В соответствии со ст. 5 Закона № 402‑ФЗ к объектам учета отнесены: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами. Организация ведения бухгалтерского учета. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 402‑ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов организует руководитель экономического субъекта. В силу п. 3 данной статьи руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Заметим, что на основании действующего Закона № 129‑ФЗ руководители организаций могут осуществлять ведение бухгалтерского учета лично, в новом законе такого положения нет. Пункт 8 ст. 7 Закона № 402‑ФЗ предусматривает, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета: данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются – (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя организации, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию; объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером – в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Отметим, что аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 7 Закона № 129‑ФЗ, в соответствии с которым всю ответственность в случае разногласий по совершению хозяйственно-финансовой операции и отражению ее в учете несет руководитель организации. Учетная политика организации. Статья 8 Закона № 402‑ФЗ раскрывает основные требования, предъявляемые к учетной политике. В силу п. 2 данной статьи учетную политику формирует субъект бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Автономные учреждения формируют свою учетную политику, руководствуясь инструкциями № 157н[1] и 183н[2]. Согласно п. 6 Инструкции №157н актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) – учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; – порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; – правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том – числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете; формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления – хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные указанной инструкцией; порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета – внутреннего финансового контроля; иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского – учета. Как предусмотрено и действующими положениями, изложенными в п. 3 ст. 6 Закона № 129‑ФЗ, учетная политика должна применяться последовательно, из года в год. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях: изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском – учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, – применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; существенного изменения условий деятельности экономического субъекта. – В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения. Первичные учетные документы. В соответствии сп. 1 ст. 9 Закона № 402‑ФЗкаждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Отметим, что перечень обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ, аналогичен перечню реквизитов, содержащемуся в ст. 9 Закона № 129‑ФЗ: наименование документа; – дата составления документа; – наименование экономического субъекта, – составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; – величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни – с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, – операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо – иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Новшеством, на которое следует обратить внимание, является отсутствие обязанности применять первичные учетные документы из альбома унифицированных форм. С 01.01.2013 согласно п. 4 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора (к которым относятся автономные учреждения) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, как и с 01.01.2011, автономные учреждения при оформлении хозяйственно-финансовых операций руководствуются первичными учетными документами, утвержденными Приказом Минфина РФ № 173н[3]. По-иному звучит в новом законе норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах. В силу п. 7 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ они допускаются только в случаях, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Так, в соответствии с п. 10 Инструкции № 157н принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений. Хранение документов бухгалтерского учета. Как установлено и ст. 17 Закона № 129‑ФЗ, организации должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, утверждаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года. При этом п. 2 ст. 29 Закона № 402‑ФЗ уточняется, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (п. 3 ст. 29 Закона № 402‑ФЗ). Инвентаризация активов и обязательств. В соответствии со ст. 11 Закона № 402‑ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При этом в п. 3 данной статьи установлено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Как указано в п. 20. Инструкции № 157н, инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. |