ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Правовое регулирование охраны и использования земель В законодательстве РФ отсутствует правовое определение понятия «земля», хотя согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», земля и почвы выступают как объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В земельном законодательстве закреплено понятие «земельный участок» (ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25. 10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ), ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ) - земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой удостоверены и описаны в установленном порядке. Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деградации чаще говорится об охране почв. Почва представляет собой плодородный поверхностный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его толщина колеблется от нескольких миллиметров до 2 метров. В свете сказанного необходимо заметить, что целью правовой охраны земли является не сохранение ее общей площади, а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель. Охране земель посвящена гл. 2 ЗК РФ, и под ней понимают систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв. Специализированным органом управления, обеспечивающим рациональное землепользование и охрану земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, основные функции которого определены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 202 «Вопросы федерального агентства кадастра объектов недвижимости». Данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, и его основными функциями являются следующие: а) создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений; б) организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости, утверждение их результатов; в) землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности; г) осуществление государственного мониторинга земель; д) предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре объектов недвижимости; е) предоставление сведений о налогооблагаемой базе при исчислении земельного налога и налогов на имущество; ж) оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости; з) проведение экспертизы землеустроительной документации. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей. Цели охраны земель определены в ст. 12 ЗК РФ, согласно которой земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериальнопаразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Деградация почв и земель означает совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природнохозяйственной значимости земель. Под степенью деградации почв и земель понимается характеристика их состояния, отражающая ухудшение состава и свойств. Крайней степенью деградации является уничтожение почвенного покрова и порча земель. Различаются следующие основные типы деградации почв и земель3: - технологическая (эксплуатационная), в том числе нарушение земель, физическая деградация, агроистощение; - эрозия в том числе водная, ветровая; - засоление, включая собственно засоление, осолонцевание; - заболачивание. В соответствии с п. 6 ст. 13 ЗК РФ, в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. № 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота. Согласно указанному Положению, допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе: а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом; б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов; в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции. Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Кроме того, для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Ст. 14 ЗК РФ установила, что земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и включает: - выделение средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; - использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ); - частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; - поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, колхозов, совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почвы, продуктивности земель лесного фонда;, - установление повышенных цен на экологически чистую продукцию. С учетом существующих в России масштабов деградации земель важное значение играет Федеральный закон от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ (в ред. от10.01.2003 г.) «О мелиорации земель». Согласно ст. 2 Закона, мелиорация земель представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий Закон предусматривает проведение следующих типов мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация. Гидромелиорация земель заключается в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель. Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся следующие ее виды: - противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; - полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; - пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений. Культуртехническая мелиорация земель направлена на проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды: - расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; - расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; - мелиоративная обработка солонцов; - рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; - проведение иных культуртехнических работ. Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв. Регулируемый Федеральным законом порядок проведения мелиорации земель включает планирование мелиорации земель, разработку, согласование, утверждение и реализацию проектов мелиорации. При этом планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. 4. Рекультивация земель. Статья 101 ЗК обязывает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственных оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при работах, связанных с нарушением земель. Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством. Действуют также Основные положения о.рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роском-зема от 22 декабря 1995 г. № 525/67. Этот нормативный правовой акт регулирует порядок выдачи разрешений на внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова; приемку и передачу рекультивированных земель, учет нарушенных земель и контроль за рекультивацией земель и применение мер ответственности на нарушение обязанностей по рекультивации. 5. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды Данная группа нормативов включает: нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздейстия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. К ней можно отнести также лимиты размещения отходов. Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Регулирование выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду является одним из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов – один из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды. С учетом такой роли нормативов ПДВ важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Если нормативы ПДК используются в природоохранительной практике России давно (применительно к водным объектам с конца 30-х гг., атмосферы – с начала 50-х гг.), то регулирование сброса сточных вод осуществлялось по Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, принятым в 1974 г., а необходимость установления нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу была предусмотрена лишь в 1980 г. Это означает, что продолжительное время в механизме обеспечения нормативов качества окружающей среды отсутствовали важнейшие инструменты. Применительно к каждому из видов нормативов Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среде» определяет критерии их установления. Так, нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде (ст. 27 названного Закона). Очевидно, что при установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды принципиальным является вопрос об их соотношении с нормативами качества окружающей природной среды (ПДК, ПДУ). Предусмотренная в ст. 27 Закона формулировка «согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ» неопределенна, неконкретна. Более четко этот вопрос решен, к примеру, в Законе РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» : согласно ст. 13 нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. Требования о нормировании вредного воздействия на состояние окружающей среды распространяются на все источники такого воздействия. Если, скажем, на предприятии имеется несколько источников (труб, через которые выбрасываются загрязняющие вещества в атмосферу или сбрасываются сточные воды), то для каждого из них устанавливаются нормативы выбросов или сбросов. В отличие от стационарных источников, для которых определяются индивидуальные нормативы с учетом специфики их воздействия на окружающую среду, для транспортных и иных передвижных средств и установок предусматриваются нормативы для модели. Общие требования, касающиеся разработки нормативов предельно допустимого вредного воздействия на природную среду, содержащиеся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», детализируются и развиваются природоресурсными законами, а также в Порядке разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г., другими актами. Как и проекты нормативов предельного использования (изъятия) природных ресурсов, проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей природной среды разрабатываются самими предприятиями-природопользователями. Разработка указанных проектов организуется Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Госкомэкология РФ согласовывает или утверждает эти нормативы по согласованию с государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов. Активную роль в этом процессе играют органы санитарно-эпидемиологического надзора. В частности, они устанавливают нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ по микроорганизмам и биологическим веществам, участвуют с другими природоохранительными органами в установлении нормативов предельно допустимых физических воздействий на окружающую среду, предельно допустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. В соответствии с Порядком разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природныx ресурсов, размещения отходов экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, приводящих к загрязнению окружающей среды на большие расстояния в результате трансграничных (межрегиональных, межреспубликанских, межгосударственных) переносов этих веществ, утверждаются Госкомэкологией РФ. Новой для российского экологического законодательства разновидностью нормативов вредного воздействия на окружающую среду являются предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Ранее, при применении минеральных удобрений и ядохимикатов нормы их внесения определялись в основном с учетом экономической потребности. При этом не обеспечивался должный учет экологических факторов. Статья 30 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает, что предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира. Проекты таких норм разрабатываются и представляются в природоохранительные органы и органы госсанэпиднадзора органами государственной агрохимической службы России. Работа по разработке таких нормативов организуется Госкомэкологией РФ совместно с другими природоохранительными органами, органами санэпиднадзора в соответствии с их компетенцией, а также исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. С учетом социальных и экологических последствий радиационного загрязнения окружающей среды особое значение имеет оптимальное регулирование нормирования предельно допустимого уровня радиационного воздействия. В статье 29 Закона РСФР «Об охране окружающей природной среды» указывается, что нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. Непонятно, однако, почему при этом не учитывается опасность для других живых объектов природы, которые, наряду с человеком, также страдают от радиационного воздействия. Система дозовых пределов радиационного воздействия и принципы их применения на современном этапе детально регулируются Нормами радиационной безопасности НРБ-76/87, утвержденными Главным государственным врачом СССР 26 мая 1987 г. Нормы радиационной безопасности основаны на принципах: непревышения установленного основного дозового предела; исключения всякого необоснованного облучения; снижения дозы излучения до возможно низкого уровня. Нормирование радиационной безопасности осуществляется применительно к отдельным категориям облучаемых лиц: персонала (категория А); ограниченной части населения (категория Б); населения области, края, республики, страны (категория В). При этом для каждой категории облучаемых лиц устанавливаются два класса нормативов: • основные дозовые пределы; • допустимые уровни, соответствующие основным дозовым пределам. В качестве основных дозовых пределов в зависимости от группы критических органов (I – все тело, костный мозг; II – мышцы, щитовидная железа и др.; III – кожный покров, костная ткань и др.) для категории А устанавливается предельно допустимая доза (ПДД) за календарный год, а для категории Б – предел дозы (ПД) за календарный год. Основные дозовые пределы определяются для индивидуальной максимальной эквивалентной дозы в критическом органе. Для каждой категории облучаемых лиц предусматриваются допустимые уровни облучения. Так, для категории А устанавливают: • предельно допустимое годовое поступление радионуклида через органы дыхания; • допустимое содержание радионуклида в критическом органе; • допустимая плотность потока частиц; • допустимая объемная активность (концентрация) радионуклида в воздухе рабочей зоны; • допустимое загрязнение кожных покровов, спецодежды и рабочих поверхностей. Для категории Б устанавливаются: • предел годового поступления радионуклида через органы дыхания и пищеварения; • допустимая объемная активность (концентрация) радионуклида в атмосферном воздухе и в воде; • допустимая мощность дозы; • допустимая плотность потока частиц; • допустимое загрязнение кожных покровов, одежды и поверхностей. Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности в форме гигиенических нормативов облучения регламентируется также в ст. 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения». Однако оговаривается, что предусмотренные в Законе нормативы облучения вводятся в действие с 1 января 2000 г. Закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает следующие допустимые пределы доз облучения на территории России в результате использования источников ионизирующего излучения: • для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта; • для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий Закон допускает облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами. С учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды установленные в ст. 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» основные допустимые пределы доз облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения. Гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору. Комментарий к статье 109 Согласно ст. 26 "Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ" Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду. В соответствии со ст. 27 "Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ" того же Закона нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Перечень этих органов дается в комментарии к статье 71 настоящего Кодекса. Согласно ст. 45 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускается на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды: в разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека. Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов, сбросов до предусмотренных предельных величин (см. примечание к предисловию). При нарушении нормативов качества окружающей среды могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Нормативы предельно допустимых концентраций ПДК устанавливаются для химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве. Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливались как критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксировались в санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования, наряду с ними развивается и экологическое нормирование. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <94>, установил, что санитарные правила и нормы обязательны для соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами. На всей территории России действуют федеральные санитарные правила, республиканские и местные правила могут быть только временными и вводиться при отсутствии федеральных: в случае необходимости уточнения федеральных правил, в том числе их ужесточения, с учетом особенностей гигиенической, эпидемической обстановки и состояния здоровья населения. В переходный период до принятия нового российского законодательства и нормативов, действуют нормативы, утвержденные бывшим Минздравом СССР. По мере разработки и уточнения их заменят новые российские нормативы ПДК. По атмосферному воздуху нормативы ПДК вредных веществ установлены для 479 загрязнителей. Из двух нормативных величин, устанавливаемых для атмосферных загрязнений, максимально разовая ПДК направлена на предупреждение рефлекторных реакций человека, которые могут возникнуть при кратковременном воздействии; среднесуточная ПДК - на предупреждение влияния возникающего при длительном поступлении вредных веществ в организм. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде объектов хозяйственно- питьевого, культурно-бытового водопользования, а также в водах контрольных створов, используемых для рыбохозяйственных целей, являются частью Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Они установлены для 1925 вредных веществ: требования к качеству воды в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей более жесткие, чем для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения. Нормативы ПДК вредных веществ в почве утверждены для 109 веществ. Органами санитарно-эпидемической службы обоснованы и утверждены для территории жилой застройки допустимые уровни вибрации и электромагнитных воздействий. К иным нормируемым физическим воздействиям относится тепловое. Основными источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство. В принятых Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами установлены нормативы теплового воздействия на водные объекты подогретых вод. В источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более чем на 3 градуса Цельсия. В рыбохозяйственных водоемах быть не более 5 градусов Цельсия выше естественной температуры воды. Нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности установлено Федеральным Законом "О радиационной безопасности", принятым Государственной Думой 5 декабря 1995 г. <95> Оно осуществляется путем установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и др. документов. Все эти нормативы не должны противоречить положениям Закона "О радиационной безопасности". Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора. Для населения средняя годовая эффективная доза ровна 0,001 зиверта или эффективная доза на период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет не превысит 0,001 зиверта. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. Установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды. Установленные нормы вводятся в действие с 1 января 2000 года. До этого будут проведены работы для реального обеспечения новых нормативов. Это потребует значительных экономических затрат, включая пересмотр нормативной документации и внедрение конкретных технических решений (см. комментарий к ст. 104 настоящего Кодекса). Одной из серьезных экологических проблем сегодня является защита окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы. Правительством РФ 5 ноября 1995 г. утверждена Федеральная целевая программа "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподбных токсикантов на 1996-1997 годы" <96>. Ею предусмотрена разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диоксинов и фурантов в различных объектах окружающей природной среды, промышленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продуктах питания и кормах. | 6. Консервация деградированных земель означает временное изъятие загрязненных земель из хозяйственного оборота в целях их восстановления и проведения очистных мероприятий. Данная мера охраны введена в ответ на обострившуюся за последнее десятилетие проблему загрязнения земель опасными отходами, химическими и радиоактивными веществами. Консервация земель проводится в целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека. Решение о консервации земельного участка либо его части принимают в зависимости от категории земель и формы собственности органы государственной власти либо органы местного самоуправления по результатам обследований, проводимых Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, МПР России, Минсельхозом России либо Минздравом. Применительно к землям сельскохозяйственного назначения, подвергшимся радиоактивному и химическому загрязнению, консервация обязательна. В порядке консервации эти земли выводятся из категории земель сельскохозяйственного назначения и переводятся в земли запаса. С этого момента их использование не допускается, включая производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. Решения о переводе в категорию запаса земель сельскохозяйственного назначения, за исключением федеральных земель, принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ. По отношению к другим категориям земель могут быть установлены ограничения в виде особых условий использования. В этом случае земельные участки сохраняются за собственниками, пользователями, владельцами, арендаторами, если ими создаются условия для восстановления земель. Расходы по восстановлению земель несут лица, виновные в их деградации. Они также обязаны полностью возместить потери и убытки сельскохозяйственного производства, а в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, – возместить собственнику его стоимость. Недостаточно ясен вопрос о том, кто несет расходы по восстановлению земель и компенсирует все убытки, если виновное лицо не обнаружено. Положением о консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, предусматривается в этом случае финансирование восстановительных мероприятий из соответствующих бюджетов. Однако такие возможные расходы, которые могут быть значительными, необходимо предусматривать при определении бюджетов. Несмотря на большое внимание, уделяемое правовому регулированию в области охраны земель, положение дел в этой области остается неудовлетворительным. В подавляющем числе регионов процессы деградации земель не только не остановлены, но и приобрели тенденцию к нарастанию. Так, в последнее время наблюдается резкое снижение содержания гумуса на землях сельскохозяйственного назначения. Практически не ведется известкование, фосфатование почв, значительно сократились мелиоративные работы. По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель РФ в 2000 г., из-за отсутствия финансирования работы по почвенным и геоботаническим обследованиям почвы повсеместно свернуты. Мероприятия по борьбе с эрозией, предусмотренные Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России в 1996–2000 гг. (II этап), остались практически нереализованными. Нарастает интенсивность процессов опустынивания на территории Республики Калмыкия, которое уже охватило более 48% территории. Площадь открытых песков только за 1997 г. увеличилась на 40 тыс. га. Из-за недостаточного финансирования работы по фитомелиорации, закреплению открытых песков не проводятся. В районах интенсивных работ по добыче полезных ископаемых остается нерешенной проблема рекультивации земель. В Ненецком автономном округе около 200 скважин из 900 пробуренных с 1974 г. не ликвидированы. Из общей площади нарушенных в результате эксплуатации нефте- и газодобывающих предприятий (2,7 тыс. га) рекультивирован лишь 1% земель. Повсеместно усилились процессы захламления земель, загрязнения неконтролируемо размещаемыми отходами. К примеру, в Московской области размещены 96 полигонов для хранения отходов и более 200 санкционированных и несанкционированных свалок. Почти все отходы вывозятся из Москвы в Московскую область. Такое положение с выполнением мероприятий по охране земель не может быть признано удовлетворительным. В этих условиях требуется не только совершенствование законодательства в направлении более детального разъяснения прав и обязанностей по охране земель, разработки процедур выполнения мероприятий по охране земель, но и обеспечение достаточного финансирования. Выявление таких угодий и земель производится путем обследований, проведенных по утвержденным методикам предприятиями, организациями, а также гражданами, получившими лицензии на эти обследования. В ходе таких обследований устанавливается местоположение и площадь земель, состав угодий, их качественное состояние на момент выявления деградации и загрязнения, динамика их развития за последние 5-10 лет, причины этих негативных процессов. По результатам обследований изготовляются карты, картограммы, таблицы по видам и степени деградации и загрязнения земель, заключения по их дальнейшему использованию (введение специального режима использования, изменение целевого назначения, рекомендуемый срок консервации и др.). Решения о дальнейшем использовании деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель принимаются местной администрацией, в ведении которых находятся эти земли, или по их поручению соответствующими исполнительными и распорядительными органами. |