Развитие западной управленческой мысли Предпосылки возникновения менеджмента Когда возникло управление? Кто впервые его начал осуществлять? Корни управления уходят в далекое прошлое, в те времена, когда люди впервые объединились для выполнения определенных работ и начали вырабатывать нормы, механизмы взаимоотношений людей, определять обязанности каждого из членов группы. Но что же следует считать точкой отсчета в летописи истории менеджмента? Изобретение письменности в древнем Шумере, которое позволило зафиксировать первые факты управленческой практики, или свод законов управления государством, изданный царем Хаммурапи (1760 г. до н.э.)? Управление строительством Египетских пирамид или труды древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля? Эти и многие другие исторические факты указывают на то, что управление возникло давно. Однако становление теории менеджмента стало возможно только в конце XIX в., что было связано с научной революцией, обусловившей развитие промышленности. Индустриализация общества потребовала новых подходов к управлению, внимания к его принципам, закономерностям реализации, а это позволяет говорить о зарождении теории управления - менеджменте. Переходя к рассмотрению основных управленческих школ, необходимо отметить, что для понимания воззрений ученых необходимо прочувствовать атмосферу, в которой они работали, тенденции развития в их время, поскольку история менеджмента неразрывно связана с историей развития общества. Развитие западной управленческой мысли Начнется наше путешествие в мир управления с Соединенных Штатов Америки. Именно представитель этой страны - Фредерик Уинслоу Тейлор - признан основателем менеджмента и школы «научного управления». Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) родился в Филадельфии (США) в достаточно обеспеченной семье. С детства Фредерик интересовался различными механизмами и поэтому, когда пришло время определять профессиональную сферу, он отдал предпочтение работе на производстве. С первых дней трудовой деятельности Ф. Тейлор проявил целеустремленность, интерес и творческую активность в работе. Со временем он получил высшее образование в Технологическом институте Стивенса по специальности инженер-машиностроитель. Накопленный опыт работы и образование позволили ему довольно быстро подняться по служебной лестнице: уже в 35 лет он был известным консультантом по вопросам менеджмента. Однако профессиональная карьера Ф. Тейлора складывал ась непросто, в ней были взлеты и падения. Так, в начале ХХ в., после возникшего конфликта и последующего увольнения из очередной компании, Ф. Тейлор принял решение больше не связывать профессиональную карьеру с какой-либо конкретной организацией. Но он продолжал активно консультировать по вопросам управления, определял пути совершенствования системы управления производством и создавал научные труды, в которых делился размышлениями о менеджменте, решениями управленческих проблем. Основные работы: «Управление циклом» (1903); «Принципы научного менеджмента» (1914). Последователи: Г. Л. Ганнт, Г. Эмерсон, Г. Форд, супруги Ф. и Л. Гилбреты. Тейлоризм возник в тот момент, когда техника становится мощной движущей силой развития общества. Специализация, технологизация производства, функциональный подход, проектирование и создание машин, резкое повышение производительности труда - главные черты эпохи Тейлора. Лорд Кельвин определил это следующими словами: «Наука начинается с измерений». Это Выражение может быть использовано как девиз школы «научного менеджмента», активно развивавшейся в США на рубеже XIX- ХХвв. Исследовательская деятельность Фредерика Тейлора была сконцентрирована на доказательстве того, что менеджмент - это научная дисциплина, определяющая принципы и функции управления, реализация которых позволит повысить производительность труда. В основу научного управления Тейлор положил следующие принципы: осуществление управления производством путем определения оптимальных методов работы на базе научного изучения физических затрат и усилий работников. Реализация данного принципа предполагает тщательное изучение, используя хронометраж, составляющих трудовых операций рабочих на производстве (анализ). Затем - определение лишних, непродуманных движений работника, их исключение и построение нового научно обоснованного алгоритма трудовой деятельности (синтез). Данный алгоритм излагается на бумаге и представляется исполнителю в виде письменной инструкции. Это позволяет работодателю определять необходимые затраты на выполнение той или иной работы (физические, временные и т.д.) и устанавливать нормы производительности; сотрудничество администрации и работников с целью научной организации труда (НОТ) и распределение ответственности между ними за производительность. Выдвигая данный принцип, Ф. Тейлор отмечал, что существующая практика возложения ответственности за происходящее полностью на работника не правильна. Он утверждал, что на менеджера ложится ответственность за осуществление функций анализа и планирования производства, а также инструктирования работников. В свою очередь, сотрудники сосредоточивают усилия на исполнении работы. Разделение обязанностей менеджеров и работников требовало и дифференциации их подготовки; профотбор, профобучение и расстановка руководителей и работников в организации на основе научных критериев. Он предполагал, что изучение физиологических характеристик работника, его профессиональное обучение позволят повысить производительность труда; стимулирование работников, их вознаграждение по результатам труда. Изучая практику сотрудничества администрации и работников, Ф. Тейлор пришел к выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования труда рабочих. Поэтому он разработал систему материального стимулирования, утверждая, что всякому, кто хочет эффективно управлять человеком, необходимо уметь ее создавать. Помимо материального стимулирования он призывал менеджеров использовать и элементы морального стимулирования, социальные гарантии (создание для работников бань, столовых, вечерних курсов, детских садов и т.д.). Рассматривая современное управление с гуманистических позиций, важно отметить, что Ф. Тейлор впервые определил термин «человеческий фактор», под которым понимал постоянный отбор и обучение кадров, их денежное стимулирование, изучение и структурирование их труда. Реализация вышеизложенных принципов Ф. Тейлора в производстве и повышение его результативности доказали необходимость нового научного подхода к управлению. Однако в своих размышлениях Ф. Тейлор большее внимание уделял одностороннему влиянию управляющей системы (менеджеров) на подчиненных, что в дальнейшем позволило ученым охарактеризовать его концепцию как «концепцию управления экономическим человеком». Следует также отметить, что интересы основателя менеджмента концентрировались непосредственно на производственном процессе, им практически не рассматривались общие вопросы управления всей организацией. Дальнейшие социально-технические изменения обусловили расширение и «укрупнение» организаций, их преобразование. Возникла необходимость определения механизма управления организацией в целом. Эта задача активно решалась в рамках классической «административной школы» управления, основателем которой был Анри Файоль. Анри Файоль (1841 -1925) родился и жил во Франции. Высшее образование он получил в Горном институте Франции и с горнодобывающей сферой был связан его жизненный путь. Профессиональная карьера А.ФаЙоля складывалась следующим образом. После окончания института в 19 лет Анри начал работать инженером на шахте компании «Commentatu Fourchambault», а затем в течение 30 лет он был ее руководителем. При этом следует отметить, что при его назначении на пост генерального управляющего (1888 г.) предприятие находилось на грани банкротства, а когда он покидал его (1918 г.) - было одним из ведущих французских концернов. Выйдя в отставку, А. Файоль стал советником французского правительства, организовал в стране «Центр административных исследований» и пытался реализовать свои идеи при реорганизации структуры общественного и государственного управления Францией. Анри Файоль, успешный предприниматель-новатор хх в., был одним из прототипов героев знаменитой трилогии Теодора Драйзера «Финансист», «Титан», «Стоик». Основная работа: «Общий и промышленный менеджмент» (1916). Последователи: Л. Урвик, Д. Муни. Основные положения «теории администрацию> А. Файоль сформулировал в результате анализа деятельности различных организаций. Изучая направления работы ста предприятий, он пришел к выводу, что, несмотря на различия между теми или иными компаниями, в их деятельности есть нечто общее. Это позволило ему условно выделить взаимозависимые направления деятельности (операции), без которых ни одна организация не смогла бы существовать. Рассмотрим эти направления: - технические операции, связанные с основным производством; - финансовые операции, позволяющие привлекать денежные средства и распоряжаться ими; - страховые операции, обеспечивающие сохранность имущества организации; - коммерческие операции, заключающиеся в покупке, обмене, продаже ресурсов организации; - учетные операции, связанные с осуществлением работы бухгалтерии, измерением деятельности организации; - административные операции, включающие предвидение, организацию, распорядительство (руководство), координирование и контроль. А. Файоль считал, что «каким бы ни было предприятие, простым или сложным, небольшим или крупным, - эти шесть групп операций, или существенные функции, мы встречаем в нем всегда» '. Рассмотренные группы операций прежде всего касаются организации работы промышленного предприятия. Но если абстрагироваться от их конкретно обозначенного содержания и проанализировать деятельность различных организаций, то можно выделить и их видовые функции (направления деятельности). Например, изучив деятельность дошкольного образовательного учреждения, можно определить такие направлениях в работе, как оздоровительное, методическое, финансовое, административное и др. Обозначив основные направления, А. Файоль особое внимание уделил операции, имевшей, по его мнению, наиболее близкое отношение к управлению - административной. Он считал, что административная операция по своей природе не похожа на другие 'и требует тщательного анализа. Поэтому, рассмотрев ее более подробно, А. Файоль выделил следующие функции управления: предвидеть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать - строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия; распоряжаться - заставлять персонал надлежаще работать; координировать - связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. Анализируя процесс управления, он отмечал, что его реализация является не только привилегией высшей администрации: следует обеспечить участие в нем и работников различных подразделений организации. При этом он выделил такую закономерность управления: чем выше работник поднимается по административной лестнице, тем больше в его профессиональной деятельности занимает место административная функция, а чем ниже, ближе к производству, тем больше - техническая. Таким образом, А. Файоль построил многомерное пространство управления, которое сплетается из видовых, административных функций и их распределения на различных ступенях организации. Идея многомерности, сложности управления, выделение обших закономерностей его осуществления позволили А. Фай определить организацию как социальный организм, который нуждается в научном конструировании и приведении в рабочее состояние. Это обеспечивается, по его мнению, основными 14 принципами управления. 1. Разделение труда (специализация). Этот принцип позволяет сократить количество направлений, которые курирует руководитель, и обеспечивает подготовленность кадров к качественному осуществлению труда. 2. Власть и ответственность. А. Файоль считал, что они тесно переплетены. Руководитель, наделенный властью, не должен забывать об ответственности за принятые решения, организацию деятельности, за тех, кто ему подчиняется. 3. Дисциплина. Обеспечивает порядок в организации и заключается в выполнении сотрудниками правил организационной жизни. А. Файоль отмечал, что наиболее действенным средством укрепления дисциплины является непосредственный пример руководителя. Если последний не опаздывает на работу, всегда точен, аккуратен и пунктуален, то его требования соответствующего поведения подчиненных целесообразны. 4. Единство распорядительства. Заключается в признании необходимости выработки магистрального направления деятельности организации и определения организационных действий в зависимости от него. 5. Единство руководства. Предполагает наличие лишь одного начальника у подчиненного. «С момента, когда два начальника отдают свои распоряжения одному и тому же служащему или одному и тому же отделу, - недомогание налицо; если причина не будет устранена, тревога растет, болезнь становится явственной ... Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, - чудовище. Ему тяжело жить» 1. 6. Подчинение частных интересов общим. Интересы группы работников должны согласовываться с интересами организации и не ставиться выше их. 7. Вознаграждение. Принцип предполагает использование руководителем методов стимулирования при управлении людьми. 8. Централизация. А. Файоль указывает на то, что в зависимости от конкретных обстоятельств в той или иной организации следует говорить о степени сосредоточения власти на высшем уровне или ее распределении на низших уровнях. 9. Иерархия (скалярная цепь). В организации должна быть четко выстроенная иерархия, в которой определено, кто кому подчиняется - от высшего до самого низшего ранга. 10.Порядок. Принцип предполагает определение для каждого сотрудника рабочего места в организации и поддержание порядка. 11.Справедливость. А. Файоль отмечает необходимость справедливого отношения к сотрудникам, что обеспечивает их преданность и лояльность к организации. 12.Постоянство состава персонала (стабильность рабочего места и должности персонала). Предполагает необходимость определенного времени для освоения служащим новых профессиональных функций. А.Файоль указывал, что высокая текучесть кадров является показателем и результатом плохого управления. 13.Инициатива. Принцип заключается в том, что руководству следует поощрять включение рядовых сотрудников в определение планов деятельности организации. А. Файоль призывал менеджеров «поступиться личным тщеславием», чтобы подчиненные могли проявить инициативу. 14.Единение персонала (принцип корпоративного духа). А. Файоль подчеркивал необходимость объединения сотрудников организации, указывая, что «в единстве сила». Следует отметить, что в концепции А. Файоля значительное внимание уделялось человеку. Об этом свидетельствуют и предложенные А. Файолем принципы управления (справедливости, вознаграждения и др.) и возможность включения рядовых сотрудников в управление организацией. Однако человеческие взаимоотношения в организации, влияние индивидуальных особенностей на деятельность сотрудников не были предметом изучения сторонников «административной» школы. Этим явлениям были посвящены изыскания представителей последующих школ. Активное развитие в 30-е гг. XX столетия социологии и психологии привело к критике положений теории Ф.Тейлора и к провозглашению невозможности дальнейшего рассмотрения роли человека в управлении с механистических позиций. На Западе активно разрабатывается управленческая концепция «человеческих отношений». Как явствует из названия, предметом исследований стали групповые отношения, групповые нормы, неформальные организации и т.д. Появились эти и многие другие понятия в менеджменте благодаря деятельности одного из представителей данной школы — Элтона Мейо. Элтон Мейо (1880— 1949) родился в Австралии. Обучался в медицинском институте, затем изучал логику, философию, этику. В начале 1920-х гг. переехал в США для участия в проведении научных исследований в Фонде Рокфеллера, затем работал в Гарварде. Известен благодаря участию в Хоторнском эксперименте. Основные работы: «Проблемы человека в индустриальном обществе» (1933); «Социальные проблемы индустриального общества» (1945). Представители школы «человеческих отношений»: Г. Мюнстерберг, М.П.Фоллетт, Ф. Рестлисбергер. Ключевые выводы школы «человеческих отношений» были сделаны в результате проведения исследований, получивших название Хоторнский эксперимент. Рассмотрим их цель, содержание и результаты подробнее. В 1927 г. в местечке Хоторн (недалеко от Чикаго, США) на предприятии «Сепега! Е1ес(пс» был начат уникальный эксперимент. Он длился 12 лет, и в нем приняли участие более 20 тыс. человек. Полученные результаты обрабатывались огромным коллективом ученых и публиковались на протяжении 10 лет. Цель этого широкомасштабного эксперимента заключалась в изучении влияния различных факторов (условий и организации труда, времени работы, заработной платы) на повышение производительности труда. Вначале на протяжении 3 лет определялось влияние на результаты труда физических факторов, выделенных Ф.У.Тейлором. Однако значительных изменений зафиксировано не было. Затем экспериментаторами была выделена небольшая группа работниц, которых разместили в отдельном помещении и рекомендовали им работать в умеренном темпе, не обгоняя друг друга. Через 2,5 г. производительность труда членов данной группы возросла на 40 % по сравнению с исходным уровнем. Решающее значение, с точки зрения исследователей, имел тот факт, что в объединении возникли особые отношения между людьми, была образована «неформальная группа». Неформальная (неофициальная) группа — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий. Неформальные группы могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп. Их интересы могут иметь как профессиональную, так и непрофессиональную направленность. В результате проведенных экспериментов был сделан вывод о влиянии на производительность межличностных отношений в неформальных группах. Ключевые положения «школы человеческих отношений» послужили основой для дальнейшего развития интереса к роли человека в управлении. В середине XX в. в силу активного развития гуманистического направления в психологии, признающего уникальность, неповторимость личности, наблюдается психологизация менеджмента и формируется школа «поведенческих наук». Наиболее яркими представителями данного направления являлись Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор и Абрахам Маслоу. На взглядах последнего остановимся подробнее. Абрахам Маслоу (1908— 1970) родился в Бруклине (США). Получил степень доктора психологии в университете штата Висконсин. Затем работал в Колумбийском университете и университете Брандейса. Является основоположником гуманистической психологии. Основная работа: «Мотивация и личность» (1954). Результатом научных изысканий А.Маслоу является разработка теории человеческих потребностей, известной как «пирамида потребностей». В соответствии со взглядами ученого, у человека существует сложная иерархическая структура потребностей и главная задача менеджера — изучение и создание условий для их удовлетворения в процессе работы. В основании пирамиды потребностей А. Маслоу расположены физиологические потребности (в пище, воде и т.д.)- Это потребности выживания: если они не удовлетворены, человек погибнет. На втором уровне находятся экзистенциональные потребности -в безопасности своего существования, стабильности условий жизнедеятельности, а в сфере профессиональной деятельности — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев. Рассмотренные потребности А.Маслоу объединяет в первичные потребности и указывает на то, что менеджер обязан отслеживать создание условий для их удовлетворения в организации. На третьем-пятом уровнях пирамиды потребностей расположены вторичные потребности (роста и развития). Так, на третьем уровне находятся социальные потребности в причастности, принадлежности к определенной группе. В случае, если данные потребности являются актуальными для членов коллектива, менеджеру следует позаботиться о создании ситуации общения, развития неформальных отношений, благоприятного социально-психологического климата в организации. На четвертом уровне пирамиды потребностей — необходимость в уважении, статусе, престиже. Удовлетворение данных потребностей обеспечивается благодаря созданию ситуации признания деятельности сотрудника членами организации, его уважении. На самой вершине иерархии находится потребность в самореализации, самовыражении. Основные положения школы поведенческих наук и сегодня широко используются в управлении человеческими ресурсами организации. Мы можем констатировать, что к середине XX в. ученые в области менеджмента изучили влияние различных факторов на повышение производительности труда: совершенствование процесса труда (Ф. Тейлор) и управления организацией в целом (А. Файоль), развитие межличностных отношений людей в организации (Э. Мейо) и изучение личностных особенностей и потребностей сотрудников организации (А.Маслоу). Дальнейшее развитие менеджмента было обусловлено разработкой в науке вопросов системного анализа. Реализация системного подхода в управлении обусловила развитие целостного представления об организации как альтернативе элемента-ризма Ф.Тейлора. Представителями «школы социальных систем» являлись Честер Барнард и Герберт Саймон. Честер Барнард (1886—1961) — американский общественный деятель, публицист, специалист в области менеджмента. Более 30 лет проработал в компании «Нью Джерси Белл Телефон Компани». С 1927 по 1948 г. являлся ее президентом. Помимо этого он работал в государственных агентствах и благотворительных организациях. Является основоположником системного подхода в управлении. Основные работы: «Функции руководителя» (1938); «Организация и управление» (1960). Ключевым понятием данного подхода является система (от греч. 5у$1ета — целое, составленное из частей, соединение) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и в связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Существенные признаки системы: наличие элементов (минимальных структурообразующих единиц системы, имеющих предел делимости в ее границах, обладающих функциональной интегративностью); наличие структуры (упорядоченный способ связи элементов); целостность (проявление свойств интеграции, объединение частей в целое качественное единство); иерархичность (разветвленность системы координационных связей в организации); субординация (подчиненность и соподчиненность элементов, указывающая на особое место каждого из них в системе); целесообразность (определение желаемых результатов, к достижению которых и стремится организация, и построение декомпозиции целей ее различных элементов); взаимодействие с внешней средой. Применение системного подхода выявило многомерность организации и управления ею, необходимость учета взаимозависимости и взаимообусловленности составляющих организационного организма, которые раньше рассматривались отдельно друг от Друга. Ключевым системообразующим фактором здесь является цель — конечный результат, на достижение которого направлено функционирование системы. Одна из фундаментальных работ того времени — концепция «управления по целям», разработанная П.Друкером — в корне изменила логику управления. Ведь до этого момента управление рассматривали не как целенаправленную деятельность, а как процесс, реализующийся посредством определённых функций. Кроме того, в результате применения системного подхода в управлении организацию стали рассматривать как «открытую систему», постоянно взаимодействующую с внешней средой. Это была новая идея, опровергавшая традиционные представления об организации как об изолированной от окружения. Активное развитие системной методологии управления в 50-— 70-е гг. XX в. сыграло значительную роль в преобразовании менеджмента, и сегодня идея рассмотрения организации как системы — главенствующая в философии и методологии менеджмента. Однако практика управления показала, что менеджеру приходится разрешать множество разнообразных конкретных ситуаций, которые не рассматриваются в теории менеджмента. Это способствовало интенсивному развитию в 70-е гг. XX в. ситуационной теории менеджмента. Понятие «ситуационная теория управления» впервые было использовано Р. Моклсром. Суть данной теории заключается в том, что результаты одних и тех же управленческих действий могут быть различны в зависимости от того, кем и в каких организационных условиях они применены. Р. Моклер признает, что сущность ситуационного подхода в основных чертах уже была сформулирована представителями системного подхода. Так, в книге Друкера «Практика управления» (1954) указывается на необходимость конкретного анализа ситуации для принятия правильного решения руководителем организации. Питер Друкер (1909) родился в Австрии в семье крупного государственного чиновника, окончил университет во Франкфурте (Германия). В 1937 г. переехал в США. Автор многочисленных книг по управлению, консультант, преподаватель, он работал во многих колледжах и университетах США. Им разработана концепция «управления по целям», определены основы системного и ситуационного подходов в управлении. Основные труды: «Практика управления» (1954); «Границы менеджмента» (1986); «Задачи менеджмента в XXI веке» (1999). Исходя из сущности ситуационной теории, обосновываются следующие положения, на которых она базируется: -деятельность организации определяется состоянием внутренних и внешних переменных, а теория дает общие рекомендации по адаптации организации; -внешнее окружение определяет создание адаптивной организационной структуры. В случае консервативности структуры, ее негибкости снижается эффективность работы организации. Реализация основ ситуационной теории в управлении позволит руководителю сохранить уникальность организации и найти жизнеобеспечивающее равновесие внутреннего потенциала организации и окружения. Считается, что менеджер, освоивший ситуационный подход, овладел великим искусством управления. В заключение хотелось бы отметить, что сегодня положения ситуационного подхода наряду с системным считаются в менеджменте основополагающими и определяющими современное состояние теории управления. |