Вопрос 1. Актуальные проблемы подготовки и организации управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ» МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра административной деятельности ОВД У Т В Е Р Ж Д А Ю Начальник кафедры административной деятельности ОВД полковник полиции Кардашевский В.В. «____ » ___________ 2015. Дисциплина: «Основы управления в органах внутренних дел». Фондовая лекция Тема № 8.2.: «Контроль и оценка деятельности территориальных органов МВД России». Специальность: 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности Подготовил: Доцент кафедры АД ОВД, к.ю.н., доцент подполковник полиции Сосновская Ю.Н. Обсуждена и одобрена на заседании ПМС ______ __________2015 г., протокол №______ Обсуждена и одобрена на заседании кафедры ______ __________2015 г., протокол №______ Москва - 2015 План: Введение 1. Актуальные проблемы подготовки и организации управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности. 2. Контроль по осуществлению оперативно-служебной и управленческой деятельности территориальных органов МВД России. Задачи, виды и формы контроля в органах внутренних дел. 3. Оценка эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности территориальных органов МВД России. Заключение Список используемой литературы Введение Возникновение и развитие функции контроля определяется общественным характером человеческой деятельности, объективной необходимостью распределения труда, в том числе и труда по управлению. Необходимость социального контроля вытекает из его главной задачи - проверять эффективность любой деятельности с учетом интересов общества. Поэтому функция контроля занимает важное место в процессе управления. Её осуществление - непременная составная часть организаторской работы руководителей аппаратов управления любого звена и уровня. На современном этапе развития Российского государства в условиях динамичных социальных изменений, роста безработицы и преступности возросли и усложнились задачи территориальных органов МВД России. В связи с этим повышаются требования к формам и методам их работы с преступностью, обеспечению охраны общественного порядка, укреплению законности. Многогранность задач, которые решают органы внутренних дел, требуют высокой дисциплины, организованности, точного и неуклонного исполнения законов, приказов и указаний. В связи с этим, правильная организация контрольной деятельности в органах внутренних дел имеет огромное значение, является главным рычагом управления, неотъемлемой частью всей организаторской работы. Контроль является действенным средством борьбы за своевременное выполнение решений президента и правительства, приказов и указаний МВД, УВД. Он помогает выявлять силы и средства органов внутренних дел, обеспечивает выявление недостатков и причин, их порождающих. Контроль способствует совершенствованию организаторской работы органов внутренних дел и улучшению выполнения функциональных обязанностей каждым сотрудником, позволяет на практике устанавливать рациональную систему руководства. Контроль дает возможность определить деловые качества сотрудников, содействует целеустремленной и слаженной работе всех звеньев системы МВД сверху донизу. Практикой установлено, что в тех органах внутренних дел, где система контроля отработана и постоянно действует, обеспечивается своевременное и качественное исполнение управленческих решений, непрерывное улучшение показателей оперативно-служебной деятельности. Среди проблем повышение эффективности контроля всегда было и остается основной проблемой по улучшению организации этой деятельности. Для ее решения контроль необходимо рассматривать не вообще, а применительно к конкретной отрасли или сфере управления, предметному содержанию исполнительно-распорядительной деятельности, в частности, органов внутренних дел. Вопрос 1. Актуальные проблемы подготовки и организации управленческих решений по повышению эффективности оперативно-служебной и управленческой деятельности. Исходя из сущности управления в правоохранительных органах, управленческие проблемы можно понимать как противоречия между необходимостью в успехах в служебной деятельности исполнителей, функционировании организационных звеньев и недостаточными условиями для их достижения. Управленческие проблемы - это трудности, возникающие в организационных звеньях в связи с проявлением таких противоречий. В принципе предназначение руководителей организационных звеньях в том и состоит, чтобы своевременно обнаруживать возникающие проблемы и эффективно их устранять или локализовать, «расчищая путь к достижению успехов». В определенном отношении, по мнению некоторых специалистов, управление представляет собой деятельность по выявлению и разрешению различного рода проблем. В то же время в большинстве научных изданий проблемы управления даже не обозначаются, за редким исключением. На основе сущности и назначения, типологии и целей, закономерностей и принципов управления, с учетом положительного опыта управленческой деятельности в правоохранительных органов, можно сформулировать следующую совокупность проблем управления, образующих определенную систему: · Проблемы административно-организационного управления; · Проблемы кадрово-организационного управления; · Проблемы процессно-организационного управления. В зависимости от содержания среди административно-организационных проблем управления можно выделить следующие основные разновидности: - проблемы создания формальных организационных звеньев; - проблемы поддержания формальных организационных звеньев; - проблемы развития формальных организационных звеньев. Суть проблем административно-организационного характера состоит в том, что для успешного функционирования тех или иных организационных звеньев недостаточно эффективным являются сформированные, усовершенствованные и обновленные их формализованные строение и функционирование. В зависимости от содержания среди кадрово-ресурсных проблем управления можно выделить следующие основные разновидности: - проблема комплектования организационных звеньев исполнительной служебной деятельности; - проблемы профессиональной подготовки исполнителей служебной деятельности; - проблемы активизации исполнителей служебной деятельности; - проблемы ресурсообеспечения исполнителей служебной деятельности; -проблемы оценивания исполнителей служебной деятельности. Смысл проблем кадрово-ресурсного управления выражается в том, что для успешной служебной деятельности недостаточно эффективным являются подобранные, подготовленные, активизированные, обеспеченные ресурсы и оцененные исполнители. В зависимости т содержания среди процессно-организационных проблем управления можно выделить следующие основные разновидности: - проблемы планирования процессов управления служебной деятельности исполнителей; - проблема контролирования процессов управления служебной деятельности исполнителей; - проблемы подытоживания процессов управления служебной деятельности исполнителей; Сущность проблем процессно-организационного управления выражается в том, что для успешности процессов служебной деятельности недостаточно эффективными являются подготовленные планы, откорректированные планы и действия исполнителей, проанализированный и обобщенный практический опыт. Разрешение данных проблем осуществляется руководителем в ходе реализация тех или иных управленческих функций. Управленческим опыт показывает, что знание руководителем закономерностей, принципов и проблем управления позволяет им не допускать принципиальных ошибок в управленческой деятельности даже при отсутствии других достаточных управленческих знаний. Руководитель в правоохранительной деятельности – это должностные лица, наделенные полномочиями принимать решения относительно служебной деятельности подчиненных им по службе лиц- исполнителей. Это лица, которые решают кому и что делать, в каком порядке, с какой интенсивностью и несут персональную ответственность за это. Основная цель руководителя – обеспечивать интенсивный путь повышения эффективности служебной деятельности исполнителей организационных звеньев, даже при наличии неблагоприятных объективных условий. В правоохранительных органах руководители занимают ключевое положение и являются в них центральными фигурами. От качества их действий в значительной степени зависит успешность деятельности различных организационных звеньев. Чтобы эффективно управлять деятельностью организационных звеньев, руководители должны обладать следующей системой организационных умений: · Объективно оценивать политическую и оперативную обстановку на участке правоохранительной деятельности, прогнозировать возможные ее изменения и развития; · Правильно формулировать задачи организационных звеньев, распределять их между подразделениями и конкретными сотрудниками; · Выделять основное звено, главные направления деятельности; · Принимать взвешенные решения в любых ситуациях; · Разрабатывать четкие планы реализации решений путем распределения осуществляемых действия, мероприятий и операция по времени, объектам, целям. · Организовать взаимодействия и координацию усилий исполнителей, принимающих участие в деятельности; · Осуществлять контроль за ходом выполнения решений, своевременно вносить коррективы в принятое решение с учетом изменения оперативной обстановки; · Эффективно использовать способы воздействия на подчиненных для успешного решения поставленных задач. Центральной проблемой в сфере управленческой деятельности является проблемы определения профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность включает в себя определения тех необходимый качеств и черт характера, способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, которые могли бы обеспечить эффективное функционирование и развитие той или иной деятельности. Пригодность руководителя к руководящим должностям, как считают специалисты, в первую очередь определяется умственными способностями и мотивами управленческой деятельности. Интересная модель «успешного руководителя» была предложена М.Вудкоком и Д.Фрэнсисом: · Способность управлять собой · Разумные личные ценности · Четкие личные цели · Упор на постоянный личный рост · Навыки решать проблемы · Изобретательность и способность к инновациям · Высокие способности свременных управленческих подходов · Знание современных управленческих подходов · Способность руководить · Умение обучать и развивать подчиненных · Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы В соответствии с одним из основных подходов руководитель должен отвечать следующим требованиям: · Политико-правая подготовка и умение увязывать служебную деятельность с актуальными политическими интересами государства; · Компетентность, наличие полезного и признанного опыта профессиональной деятельности; · Способность выявлять и предвидеть тенденции развития организационных звеньев, подбирать и развивать исполнителей, планировать и контролировать их деятельность; · Нравственные способности- честность, правдивость, скромность и простота, высокая требовательность к себе и другим, развито чувство долга и ответственности, непримиримость к недостаткам; · Единство слова и дела, оперативность, гибкость, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения, инициативно и настойчиво добиваться результатов; · Знание человеческой психологии, способов срабатывать с людьми и формировать целеустремленные коллективы с высоким творческим потенциалом; · Стремление к аргументированному распределению функций, объективная оценка результатов деятельности своей и исполнителей; · Справедливость во взаимоотношениях с исполнителями, дар завоевывать их доверие и симпатию, создавать в коллективах благоприятную обстановку; · Умение правильно организовать свою деятельность, распределять время на выполнение ближайших и перспективных дел; · Проявлять заботу как целому организационному звену, так и к каждому исполнителю в частности, поддерживать их работоспособность и здоровье.[1] Все это позволяет сформировать авторитет руководителя среди подчиненных. Авторитет укрепляет личная увлеченность руководителя своими делами, его постоянное стремление к самосовершенствованию, принципиальность и справедливость при разрешение острых проблем, самокритичность. Пример отношение руководителя к своим делам, окружающим будет надежной основой их авторитета. |