Червячные передачи со смещением Смещение инструмента выполняют в целях получения передачи с заданным или стандартным межосевым расстоянием, а также округления дробных значений до размеров из ряда  Межосевое расстояние в общем случае обозначают через , для передач без смешения – через . При положительном смещении (оно предпочтительнее по нагрузочной способности): } (6) При этом коэффициент смещения инструмента (7) У червячного колеса со смещением ; (8) все другие размеры остаются неизменными. По условию неподрезания и незаострения зубьев значение допускают в пределах до , (реже ). В червячной передаче в отличие от зубчатой окружные скорости и (см. рис 2) направлены под углом друг к другу и различны по величине. Поэтому в червячной передаче начальные цилиндры не обкатываются , а скользят и передаточное число не может быть выражено отношением . Для полного оборота колеса необходимо оборотов червяка, т.е. (9) В силовых передачах передаточные числа принимают в пределах  Скольжение в червячной передаче, КПД передачи Для червячных передач характерны большая скорость скольжения  (рис.6) и неблагоприятное направление ее относительно линии контакта (рис.7). Скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии червяка. Как относительная скорость она равна геометрической разности абсолютных скоростей червяка и колеса, которыми являются окружные скорости и (см. рис. 2 и 6)  Рис.6 Определение скорости скольжения  ; (10) (11) Скорость скольжения в червячном зацеплении больше окружной скорости червяка. В этом состоит коренное отличие червячной передачи от зубчатой, у которой скорость скольжения значительно меньше окружной скорости. В отличие от зубчатых в червячных передачах часть поверхности зуба колеса имеет зону (заштрихованная часть_на рис.7), в которой скольжение происходит вдоль контактных линий и где не может образоваться масляный слой. Поэтому при больших нагрузках в этой зоне начинается заедание, которое распространяется на всю рабочую поверхность зуба.  Рис. 7 Расположение контактных линий и скорости скольжения на зубе колеса Неблагоприятное направление вектора скорости скольжения является причиной низкого КПД червячного зацепления . При ведущем червяке (12) КПД увеличивается с увеличением числа заходов червяка и с уменьшением коэффициента трения или угла трения . С увеличением скорости скольжения снижается коэффициент трения. Для предварительных расчетов, когда величины и еще не известны, КПД принимают ориентировочно по средним значениям: …….. 1 2 4 ……0,7…0,75 0,75…0,82 0,87…0,92 После определения размеров передачи выбранное значение КПД проверяют расчетом. Силы в зацеплении В червячном зацеплении (рис.8) действуют: окружная сила червяка , равная осевой силе колеса , ; (11) окружная сила колеса , равная осевой силе червяка , ; (12) радиальная сила ; (13) сила нормальная . (14) Вращающие моменты на валах червяка и червячного колеса связаны зависимостью: . (15)  Рис.8 Силы, действующие в червячном зацеплении Расчет прочности зубьев Червячные передачи рассчитывают по напряжениям изгиба и контактным напряжениям. В отличие от зубчатых в червячных передачах чаще наблюдается износ и заедание, а не выкрашивание поверхности зубьев. Повышенный износ и заедание червячных передач связаны с большими скоростями скольжения и неблагоприятным направлением скольжения относительно линии контакта. Для предупреждения заедания ограничивают значения контактных напряжений и применяют специальные антифрикционные пары материалов: червяк – сталь, колесо – бронза или чугун. Интенсивность износа зависит также от величины контактных напряжений. Поэтому расчет по контактным напряжениям для червячных передач является основным. Расчет по напряжениям изгиба производится как проверочный. |