МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; 2. проверка домашнего задания; 3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; 4. постановка цели занятия перед учащимися; 5. организация восприятия и осмысления новой информации; 6. первичная проверка понимания; 7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; 8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; 9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; 10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; 11. домашнее задание к следующему уроку; 12. подведение итогов урока. МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Структура урока изучения нового материала: · первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; · указание на то, что учащиеся должны запомнить; · мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; · сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); · первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; · контроль результатов первичного запоминания; · регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; · внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; · частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: · сообщение учащимся цели предстоящей работы; · воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; · выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; · проверка выполнения работ; · обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; · задание на дом (если это необходимо). Структура урока формирования умений и навыков: · постановка цели урока; · повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; · проведение проверочных упражнений; · ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; · упражнения на их освоение; · упражнения на их закрепление; · тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; · упражнения на перенос в сходную ситуацию; · упражнения творческого характера; · итог урока; · задание на дом. Структура урока повторения: · организация начала урока; · постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; · проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; · подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; · задание на дом. Структура урока проверки знаний: · организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; · постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; · изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика. · подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); · определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. Структура урока применения знаний, умений и навыков: · организация начала урока (психологический настрой учащихся); · сообщение темы урока и его задач; · изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; · формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; · упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; · творческое применение знаний и умений; · упражнение по отработке навыков; · домашнее задание; · итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Структура повторительно-обобщающего урока: · организационный момент; · вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; · выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; · проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); · формулирование выводов по изученному материалу; · оценка результатов урока; · подведение итогов; · задание на дом (не всегда). Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей): · организация начала урока; · проверка домашнего задания, постановка цели урока; · подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; · изучение нового материала, в т.ч. и объяснение; · закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; · обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; · подведение итогов и результатов урока; · задание на дом; · подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). Структура уроков учителей-новаторов: Система преподавания Л.В. Маховой: · рассказ обзорного типа по всей теме; · урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений · урок - практическая работа; · урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; · заключительный опрос по теоретическому материалу; · решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы: · уроки теоретического разбора материала учителем; · уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам; · уроки-семинары; · уроки-практикумы; · уроки контроля и оценки. Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным: · урок-лекция по всей теме; · уроки-решения ключевых задач; · урок-консультация; · урок-зачет. Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак: 1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: · четко определить и сформулировать для себя его тему; · определить место темы в учебном курсе; · определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; · и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 2.Определить и четко сформулировать для себяи отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. 3.Спланировать учебный материал Для этого надо: Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: ·узнавание нового материала; ·воспроизведение; ·применение знаний в новой ситуации; ·применение знаний в незнакомой ситуации; ·творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: ·задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; ·задания, способствующие осмыслению материала учеником; ·задания, способствующие закреплению материала учеником. 4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. 6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: ·что контролировать; ·как контролировать; ·как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе. 7.Подготовить оборудование для урока.Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. 8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. 9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: ·формальную; ·содержательную; ·аналитическую. Формальная часть выглядит так: Урок № __________ Тема:____________ Цель:____________ Задачи: обучающие:_____________ развивающие:__________________ воспитывающие:_______________ Оборудование:________________ ______________________________ Последовательность отдельных этапов урока. Содержательная часть - состоит из двух частей: 1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2.таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так : этап урока | что делают | Стимульный материал | | Ученики | Учитель | | | | | Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.  · четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; · определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; · прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; · выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; · реализация на уроке всех дидактических принципов; · создание условий успешного учения учащихся.  Психологическая цель урока: 1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся. Стиль урока: 1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: · соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; · определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; · планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; · выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); · учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; · соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.). 2.Особенности самоорганизации учителя: · подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению; · рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.); · педагогический такт (случаи проявления); · психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). Организация познавательной деятельности учащихся: 1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: · планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; · использование установок в форме убеждения, внушения; · планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; · использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; · определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов); · опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; · планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся); · руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; · использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы); 3.Закрепление результатов работы: · формирование навыков путем упражнений; · обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса. Организованность учащихся: 1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития; 2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке. Учет возрастных особенностей учащихся: 1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; 2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; 3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.  1.температурный режим; 2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 3.освещение; 4.предупреждение утомления и переутомления; 5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); 6.своевременное и качественное проведение физкультминуток; 7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 8.соответствие классной мебели росту школьника.  1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; 2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; 3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; 4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения. |