МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Современное состояние и проблемы развития машиностроения Российской Федерации.





Учебный год

Группы 9451, 9452, 9453, 9454

Лекция 3

Современное состояние и проблемы развития машиностроения Российской Федерации.

1. Промышленность России — это отрасль российской экономики, ее доля в ВВП России — 31% (2014), а доля занятого населения в промышленности — 19%. Промышленность России представлена множеством отраслей и предприятий. Россияявляется одной из главных промышленных держав мира и одной из немногих стран, способных производить промышленные товары практически любого типа. Несмотря на то, что в девяностые годы наблюдался серьёзный спад производства, начиная с 2000 года наша промышленность демонстрирует довольно уверенный рост.

Росстат делит всю промышленность Российской Федерации на три основных категории: обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Отраслевая структура ВВП России (по данным за 2014 год):

- промышленность – 31,1%, в том числе:

- добыча полезных ископаемых — 10,3 %,

- обрабатывающая промышленность — 15,6 %,

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды, прочие коммунальные услуги — 5,2 %;

- сельское и лесное хозяйство — 4,2 %;

- строительство — 6,5 %;

- торговля — 18,4 %;

- транспорт и связь — 8,7 %;

- финансы и услуги — 17,5 %;

- госуправление, образование, здравоохранение и военная безопасность — 13,6 %.

Важно также различать долю углеводородов в ВВП (10%) и долю углеводородов в экспорте (около 70%). Разумеется, указанные значения немаленькие и экспорт углеводородов имеет большое значение для России, но всё же роль нефтегазового сектора в экономике РФ весьма далека от критической. На фоне снижения цен на нефть в 2014—2015 гг. доля нефти и газа в экономике и экспорте РФ снизилась, однако вопреки ожиданиям масштаб экономических трудностей оказался сравнительно невелик — 4 % падения ВВП по сравнению с 8 % падения ВВП во время кризиса 2009 г., и это с учётом антироссийских санкций и других сложностей.

2. Производительность труда. Существует устойчивый миф, согласно которому в России наблюдается какая-то особенно низкая производительность труда. Этот миф основывается на том факте, что исследователи обычно ошибочно принимают за производительность труда такой показатель, как ВВП на один рабочий час. Из-за этого в лидерах оказываются страны, которые раздувают свой ВВП за счёт кредитов или иным образом. Так, например, на второе место по производительности труда в мире Forbes поставил в 2013 году Люксембург.

К сожалению, объективно сравнивать различные страны по этому показателю не представляется возможным: из-за разных структур экономик и прочих различий сравнение будет малоинформативным. Однако, можно примерно оценить прогресс, достигнутый каждый отдельной страной за определённый промежуток времени. Так, если сравнить 2013 и 2005 год, мы увидим, что промышленность России выросла за этот период на 19 %, а количество занятых в промышленности, наоборот, уменьшилось на 17 %. Таким образом, средний промышленный работник в России стал за этот период производить на 43 % больше продукции, прежде всего, за счёт перехода на более современное и эффективное оборудование.

3. Обрабатывающая промышленность— ведущая отрасль российской промышленности.



Основными отраслями российской обрабатывающей промышленности являются:

- машиностроение (22 % от объёма выпуска продукции),

- нефтепереработка (21 %),

- металлургия (16 %),

- пищевая промышленность (16 %),

- химическая промышленность (10 %),

- промышленность стройматериалов (5 %),

- целлюлозно-бумажная промышленность (3%),

- прочие отрасли (7%).

4. В последние годы в обществе укоренилось понимание того, что проведение самостоятельной и твердой внешней политики, динамичное социально-экономическое развитие возможно только при осуществлении заявленного руководством страны курса на диверсификацию экономики за счет опережающего развития перерабатывающих отраслей. В свою очередь, именно машиностроение в значительной степени определяет интеллектуально-технологический уровень государства, является фундаментом экономики России, основой ее безопасности.

Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности, тесно взаимосвязанная со всеми другими ведущими отраслями и обеспечивающая не только их устойчивое функционирование, но и способствующая наполнению потребительского рынка.
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), а также производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Экспорт сырьевых ресурсов, как стратегическая установка развития национальной экономики, оказывает на машиностроительную отрасль катастрофическое воздействие, приводя её в тупик. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет 22%, тогда как в экономически развитых странах эта доля достигает 35-50% (в Германии – 54%, Японии – 52%, Англии – 40%, Италии – 36%, США – 46%, Китае – 40%, доля машиностроительного производства в СССР в 1990 году была 40%). Пороговым с точки зрения экономической безопасности является уровень в 30%.

5. Машиностроительная отрасль включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность.
Структура машиностроительного производства развитых стран мира, например, США, Германии, Японии, Англии представлена практически полным набором отраслей с преобладанием доли электротехники. Машиностроительная продукция, благодаря высокому качеству и конкурентоспособности, обладает высокой рыночной привлекательностью и большим удельным весом в общем объеме экспорта, в Японии она составляет 64%, в США, Германии – 48%, в Канаде – 42%, в Швеции – 44%. В России на долю продукции машиностроительного комплекса приходится 5% общего объема экспорта страны. Структура экспорта российских товаров за 2000 – 2014 годы представлена в таблице 1.

Табл.1 Структура экспорта российских товаров за 2000 – 2014 гг.

Экспорт - всего
в том числе:                
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 1,6 1,9 3,3 2,2 2,6 3,2 3,1 3,8
минеральные продукты 53,8 64,8 67,4 68,5 71,1 71,3 71,5 70,5
продукция химической промышленности, каучук 7,2 6,0 6,2 6,2 6,3 6,1 5,8 5,9
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 4,3 3,4 2,8 2,4 2,2 1,9 2,1 2,3
текстиль, текстильные изделия и обувь 0,8 0,4 0,2 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2
металлы, драгоценные камни и изделия из них 21,7 16,8 12,8 12,7 11,4 11,1 10,4 10,6
машины, оборудование и транспортные средства 8,8 5,6 5,9 5,4 5,0 5,1 5,5 5,3
прочие 1,5 1,0 1,3 2,3 1,1 1,1 1,3 1,3

 

6. В объеме выпуска отечественной машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение, 12,3% - на электротехнику и приборостроение, 10,3% - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6% - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4% - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1% - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9% - на станко-инструментальную промышленность, 1,8% - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35% - на оборонные и другие подотрасли.

7. Одним из главных условий модернизации современной экономики, гарантом перехода к новой, постиндустриальной стадии социального прогресса является инновационная деятельность. Машиностроение является основным источником постоянных инновационных инициатив развитых стран мира. Поэтому в США ежегодно на научные исследования в машиностроении расходуется 2-2,5% ВВП, в странах Евросоюза – около 3% ВВП, в Японии – 3,2%. В РФ бюджет научных исследований в области машиностроения не превышает 0,5% ВВП.

 

8.Социальная значимость машиностроенияопределяется тем, что машиностроительный комплекс объединяет около 7,5 тысяч крупных и средних предприятий и организаций, 30 тысяч мелких, то есть примерно 40% предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в отечественной промышленности. Численность работников в машиностроении - около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности РФ.

9. Именно машиностроение, как системообразующая отрасль экономики, определяющая уровень научного, технологического, производственного и кадрового потенциалов страны, обороноспособности государства, устойчивого функционирования всех отраслей промышленности, является главным плацдармом подъема экономики России и придания ей инновационного характера.
Мир уже вступил в период VI технологического уклада. Его контуры характеризуются нацеленностью на развитие био-, нанотехнологий, технологий генной инженерии, мембранных и квантовых технологий, фотоники, микромеханики, термоядерной, возобновляемой энергетики и др. Синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта, обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. Мир стоит на пороге открытия и массового внедрения принципиально новых энергогенерирующих технологий.
В России, к сожалению, VI технологический уклад пока вообще не формируется. Это порождает замкнутый порочный круг проблем отечественного машиностроения: изношенные фонды - низкое качество выпускаемой продукции - низкая конкурентоспособность – малые объемы продаж - недостаточные обороты по финансам - нехватка денежных средств на обновление оборудования. И как следствие, отсутствие возможностей не только для инноваций, но и для сохранения темпов роста производства на достаточно высоком уровне. В нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для узких сегментов рынка, в основном это касается рынка оружия, вооружения и военной техники. К сожалению и эти, до недавнего времени очевидные, заслуги отечественной машиностроительной промышленности постепенно остаются в прошлом. Мы занимаем второе место в мире по поставкам на внешний рынок оружия, однако, является ли эта продукция российской, большой вопрос. Особую тревогу вызывает резкое снижение доли наукоемкой продукции отечественного машиностроения, которая сегодня не превышает 2-3%.


10. Мировой опыт убедительно показывает, устойчивой может быть только та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют порядка 70% внутреннего спроса. При этом в стоимости выпускаемой машиностроительной продукции доля собственных элементов полного цикла должна быть не менее 40-60%. Мы обеспечиваем внутренний спрос собственными силами не более чем на 30-35%, а доля собственных элементов составляет 25-30%. Особый упор следует сделать на приобретение новых технологий. К сожалению, опыт свидетельствует о том, что 70% предприятий почти всех отраслей предпочитают закупку машин и оборудования прочим видам инноваций. Лишь 8% предприятий заинтересованы в закупке лицензий и патентов. Именно такие предприятия и фирмы необходимо поддерживать в первую очередь, предоставляя им соответствующие преференции.

При создании современных машин ключевой тенденцией становится перенос функциональной нагрузки с механических узлов, отличающихся низкой добавленной стоимостью, на интеллектуальные (электронные, компьютерные, биоэлектронные) компоненты с высокой добавленной стоимостью. Доля механической части в современном машиностроении сократилась с 70% в начале 1990-х гг. до 25-30% в настоящее время. Одновременно в мире широко внедряется компьютерное сопровождение всего жизненного цикла создания и эксплуатации любых технических систем. Выбор и обоснование наиболее эффективных и безопасных машиностроительных технологий особенно важен именно для современной России. Об исключительной актуальности данной проблемы для нашей страны свидетельствует недопустимо высокая ресурсоемкость российского ВВП, в два раза превышающая этот показатель для США и более чем в четыре раза – для Западной Европы. Эксперты отмечают, что на производство единицы ВВП РФ потребляет больше чем США нефти – на 36 %, каменного угля – на 56 %, природного газа – на 42 %, стали – на 138 %.
11. Состояние важнейших отраслей машиностроения

Особое внимание в деле модернизации отечественного машиностроения следует уделить автомобильной промышленности, авиационной промышленности, станкостроению, судостроению, атомной и оборонной промышленности.
Действительно, эти отрасли машиностроения, являясь важнейшими отраслями экономики и обладая научно-техническим и производственным потенциалом, оказывают решающее влияние на многие смежные отрасли и на экономику страны в целом, а также на её обороноспособность и политическое положение в мире. Состояние именно этих отраслей является показателем научно-технического уровня страны, её военно-промышленного потенциала, аккумулируя в своей продукции достижения металлургии, машиностроения, электроники и новейших технологий.

Российская оборонная промышленность в течение многих веков является одним из важнейших и наиболее высокотехнологичных секторов промышленности России. Предприятия российской оборонной промышленности составляют второй по величине в мире комплекс оборонных производств, обеспечивающий свое продукцией Российскую Армию (вторую по силе в мире) и создающий прочную основу для безопасности России, а также позволяющий стране стабильно занимать второе место по экспорту вооружений в мировом рейтинге (27% мирового рынка оружия и 15,5 млрд. долларов экспортной выручки в 2014 г.). В России выпускается огромное количество непревзойденного по своим характеристикам оружия и иных уникальных оборонных продуктов, Россия является мировым технологическим лидером в этой отрасли.
12. Российская автомобильная промышленность
Автомобильная промышленность
России сегодня – это 16 крупных предприятий, выпускающих легковые автомобили отечественных и иностранных марок. В 2010 году заводы, расположенные на территории РФ, выпустили 1208,4 тысячи легковых автомобилей, примерно вдвое больше (+101,9%) по сравнению с 2009 годом. Лидер отечественного автопрома, по-прежнему, ОАО «АВТОВАЗ», собравший в 2010 году 545,5 тысяч машин. Крупнейшим производителем иномарок в России остается калиниградский «Автотор» (170,2 тысячи автомобилей выпустил в 2010 году).Предприятия автомобильной промышленности - это не только сектор производства легковых автомобилей. Грузовые автомобили и автобусы составляют часть российского автопрома. Коммерческую технику различной грузоподъемности и назначения выпускают более 12 заводов с различной производственной мощностью. Производство грузовиков высококонсолидировано: чуть менее 80% машин выпускается на трех предприятих страны: ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ. В 2010 году на отечественных предприятих было выпущено 45,1 тысячи автобусов, что составило чуть более половины (50,9%) от исторического максимума, зафиксированного в 2008 году.

При поверхностном взгляде создается впечатление относительного благополучия отечественного автопрома. Но, в первую очередь следует отметить, что из года в год сокращаются объемы производства отечественных машин практически всех типов и назначений, а декларируемый рост автомобильной продукции осуществляется исключительно за счет иностранных производств, работающих по принципу «отверточного производства». С 2005 г. по настоящее время объем производства отечественных машин сократился более чем на 40%, а выпуск иностранных производств вырос почти в 60 раз: в 2005 г. в стране производилось около 14 тыс. иностранных автомобилей, сегодня их выпуск превышает 1 млн. автомобилей в год. Несмотря на столь заметный формальный рост выпуска автомобилей на территории РФ, государственный бюджет это практически не «заметил». В 2-2,5 раза сократилось число сотрудников, работающих в отрасли. Таким образом, на отечественном рынке доминируют автомобили, собираемые на созданных на нашей территории зарубежных производствах, пополняющих в первую очередь казну своих государств.
13. Отверточное производство

Бытует мнение, что благо от иностранных производств заключается в том, что с их строительством растет число рабочих мест. На практике «отверточное производство» отличается тем, что оно требует ограниченное число работников, поэтому прирост рабочих мест для большинства регионов, где уже созданы или создаются такие производства, является не принципиальным и достаточно скромным. То же можно сказать и об ожидаемой локализации производства, носящей, по сути, формальный характер. Локализацию производства можно было бы обеспечить выпуском в непосредственной близости от автомобильного производства всего номенклатурного ряда автокомпонентов из отечественных материалов. К сожалению, большинство поставляемых компонентов производится в России по тому же «отверточному принципу» и, чаще всего, из иностранных материалов.
Такую «прогрессивную» автомобильную промышленность лишь с иронической точки зрения можно считать национальной. Более того, такая промышленность практически не влияет на экономику страны и наполняемость ВВП. В то же время она оказывает отрицательное влияние на экономическую и военную безопасность государства. Промышленность, построенная в основном на сборке продукции из привозных компонентов, весьма зависима от конъюнктуры рынка. Любые колебания курса рубля, стоимости нефти/газа, изменения межгосударственных отношений, элементарная смена руководства фирм, приведут к остановке не только автопрома, но и других отраслей, созданных по аналогичной схеме. К сожалению, подобная схема сегодня получает распространение даже в закрытых областях, ответственных, в том числе, и за военную безопасность государства. В результате такой технической политики в новых образцах вооружения используется от 40 до 95% электронной компонентной базы (ЭКБ) производства стран дальнего зарубежья. Угроза массового использования иностранной элементной базы в образцах оружия и вооружения очевидна.

При такой стратегии развития отечественной промышленности уже в ближайшие годы мы не будем ничего производить, а только собирать. По сути, это ещё более вредная и все охватывающая «нефтяная игла». Сегодня можно уже наблюдать первые результаты внедрения такой стратегии развития отечественной промышленности. В РФ, по мнению экспертов, практически не сохранилось национальных собственных компонентных заводов автопрома, в первую очередь, производств полного цикла. Такое положение характерно для производства как легковых, так и грузовых автомобилей.
14. Энергомашиностроение

Аналогичная ситуация сложилась и в отечественной энергетике. Не менее острой в данной отрасли является проблема поглощения отечественных конкурентов иностранными компаниями. Причем процесс этот прогрессирует. Если он и дальше будет продолжаться такими же темпами, то российские предприятия, производящие электрооборудование, скоро будут использоваться как вспомогательные - "подносящие" детали и предоставляющие производственные площади в комплекте с недорогими трудовыми ресурсами.
По мнению российских специалистов, ситуация с использованием импортного оборудования при строительстве энергетических объектов приближается к критической черте. Доля отечественных изделий в энергетике и энергомашиностроении сегодня составляяет всего лишь 35-40%. Такое положение на рынке энергомашиностроительной продукции заставляет покупателей выбирать изделия без учета интересов государства, его экономики и безопасности. Приобретая российские заводы, иностранные компании переориентируют их на использование импортных комплектующих. Оборудование, формально произведенное в России, все равно не обеспечит энергетической безопасности страны, так как его производство полностью зависит от поставок из-за рубежа.
15. Производство комплектующих изделий полного цикла

Для успешной деятельности машиностроительных производств, по мнению специалистов, необходимо предусматривать не менее 60% локализованных компонентов в собираемых изделиях. Так, правительство Бразилии установило степень локализации своих судостроительных производств на уровне до 80% по числу комплектующих элементов. Для сравнения, соотношение импорта автомобилей, комплектующих изделий и запасных частей к экспорту аналогичных товаров отечественного автопрома в России в 2011 г. составило 69,7 млрд долл. к 3,8 млрд долл., соответственно.
Если такое положение сохранится и дальше, говорить о перспективах развития отечественного автопрома и машиностроения в целом придется с большой осторожностью, так как при существующей политике исчезает сама промышленность, уступая место промышленной сборке.
За рубежом в качестве важнейшей стоит задача массового производства комплектующих изделий полного цикла. Например, уровень обеспеченности произведенным в стране судовым оборудованием составлял на 2006 г. в Китае 35-40%, в Южной Корее – 85%; в Японии – 95%; в Германии – более 95%. В РФ эта доля не превышает 12-15%. В целом, конкурентоспособная продукция отечественных машиностроительных и особенно приборостроительных предприятий, сегодня способна удовлетворять потребности промышленности по номенклатуре не более чем на 15-20% при использовании импортной элементной базы, и не более чем на 3-5% при реализации собственного производства полного цикла. Такое положение недопустимо – это свидетельство её деградации и тупикового направления развития отечественной промышленности.
16. Российская авиационная промышленность

Большинство авиастроительных предприятий в России объединены в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК). В 2014 году ОАК поставила 161 самолет и увеличила выручку на 30%. Два главных российских проекта в области гражданской авиации — самолёты Сухой Суперджет 100 (региональный) и МС-21 (ближне-среднемагистральный) — с одной стороны зависят от импортных комплектующих, а с другой стороны постепенно становятся теперь очень конкурентоспособными по цене. Доля иностранных комплектующих в «Суперджете» — около 60%, это серьёзная зависимость. Доля иностранных комплектующих в МС-21 ниже, около 40%. Максимальная дальность полёта среднемагистрального МС-21 составляет 5-6 тысяч километров. При помощи ближнемагистрального «Суперджета» МС-21 может закрыть большую часть потребностей российских авиакомпаний. В январе 2015 года «Аэрофлот» заявил, что закупит 100 отечественных самолётов — 50 «суперджетов» и 50 МС-21.

Существенное влияние на конкурентоспособность отечественных самолетов оказывает отсутствие двигателей, соответствующих современным требованиям. Существующие и перспективные разработки привязываются к конкретной модели самолета и не имеют взаимозаменяемых комплектующих. Так, двигатель SаМ-146, разработанный компанией SNEСМА (Франция) и НПО «Сатурн», производится исключительно для самолета SSJ-100. При этом доля российских комплектующих в общем объеме материальных затрат составляет лишь 12%.

Российская компания «ВСМПО-АВИСМА» закрывает для корпорации «Боинг» 40% потребности в титане. Также «ВСМПО-АВИСМА» является ведущим поставщиком титана для Airbus и для EADS — европейского аэрокосмического оборонного концерна.

В 2014 году Россия впервые опередила США по выпуску боевых самолётов (изготовлено более 100 единиц). В 2015 году Россия впервые произвела более 300 вертолётов, выйдя по этому показателю на уровень времен СССР.
17. Отечественное судостроение
Максимальная доля компонентов полного цикла имеет место только в отечественном военном кораблестроении. И достигает она, по оценкам специалистов, 35-45 %. Конечно, в выпуске любой сложной продукции необходима кооперация, но кооперация продуманная. В такой кооперации наукоемкая продукция с высокой добавленной стоимостью должна производиться у себя, с использованием собственных материалов.
Доля закупаемого комплектующего оборудования у сторонних производителей достигает 80-85% по стоимости и 60% по количеству. Мы уже забыли, что судостроение – специфическая область промышленности, аккумулирующая достижения смежных отраслей (металлургии, машиностроения, электроники и т.п.) и стимулирующая их развитие.

В то время как мир исходит из следующей позиции: «Любая деятельность, базирующаяся на национальных ресурсах, должна осуществляться национальными компаниями с использованием техники, созданной на национальных предприятиях по схеме полного цикла».
Не случайно в основу развития мирового судостроения положен кластерный принцип, в равной степени применимый к любому современному производству. Судостроительные кластеры, как правило, включают в себя верфи, металлургические предприятия, предприятия по изготовления энергетических установок, судового оборудования, научно-исследовательские и образовательные учреждения, конструкторские бюро и т.д. В непосредственной близости расположены и офисы судоходных компаний, являющихся заказчиками судов. Крупные судостроительные корпорации стремятся связать воедино составляющие процессы постройки судна не только территориально, но и организационно. Например, крупнейшая корейская корпорация HHI кроме верфей имеет в своем составе подразделения по производству судовых дизелей, насосов, систем управления, компрессоров, винтов, валопроводов, редукторов, генераторов, систем управления электродвигателями, подъемно-транспортного оборудования и т.д. Таким образом, корпорация сама производит всё то, что мы закупаем за рубежом, окончательно превращая отечественное судостроения в тривиальное «отверточное производство» большого масштаба.
18. Российская атомная отрасль как в целом, так и в отдельных ядерных технологиях является сильнейшей в мире. Россия в лице Государственной корпорации «Росатом» занимает первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС, первое место по количеству сооружаемых АЭС за рубежом и второе место, уступая только Китаю, по количеству сооружаемых АЭС на своей территории.

Всего на сегодняшний день в нашей стране эксплуатируется 10 атомных электростанций (в общей сложности 33 энергоблока установленной мощностью 25,2 ГВт), которые вырабатывают около 17 % всего производимого в России электричества. При этом в Европейской части России доля атомной энергетики достигает 30 %, а на Северо-Западе — 37 %.

Российские реакторы ВВЭР применяются в таких странах, как Армения, Болгария, Китай, Чехия, Финляндия, Венгрия, Иран, Словакия, Украина. Еще 14 энергоблоков с реакторами ВВЭР на различной стадии строительства в России, Индии, Китае, Словакии и Украине. 4 реактора на стадии проектирования для первой турецкой АЭС Аккую и два реактора собираются строить в Белоруссии. В декабре 2014 года, после подписания генерального рамочного соглашения о строительстве в Индии второй очереди АЭС "Куданкулам (III и IV блоки), а также благодаря подписанию 9 декабря контракта на достройку АЭС «Пакш» в Венгрии (V и VI блоки, 10 млрд евро), портфель зарубежных заказов Росатома превысил 100 миллиардов долларов. В общей сложности Россия и Индия договорились о строительстве 12 энергоблоков АЭС в ближайшие 20 лет.

Россия является абсолютным лидером на рынке конверсии и обогащения урана. Россия — одна из немногих стран, обладающих всеми известными ядерными технологиями, а некоторыми технологиями Россия обладает единолично.

19. Перспективные направления развития отечественного машиностроения
Промышленная политика настоящего времени нацелена на расширение производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Как известно, наибольшая доля добавленной стоимости содержится в готовой высокотехнологичной продукции. К этому разряду принято относить автомобили, электронику, продукцию электротехнической промышленности. И такая категоризация вполне справедлива. Ведь чем сложнее продукт, тем больше интеллектуального капитала затрачено на его создание, а именно интеллектуальный капитал вносит самый большой вклад в добавленную стоимость.
Не случайно в последние десятилетия наблюдается резкое увеличение роли высоких технологий и продукции с большой добавленной стоимостью в экономике. На долю высокотехнологичных отраслей сегодня приходится до 15% объема ВВП (в 1970 г. эта доля составляла лишь 1%). Влияние этой тенденции на сопутствующие направления экономической деятельности весьма велико.
Мы же по-прежнему строим заводы, верфи, производства для выпуска корпусов и иных изделий с минимальной добавленной стоимостью и осуществления отверточной сборки. Пока мы не возродим выпуск у себя в стране важнейших изделий судового машиностроения, электроники, электрооборудования, систем управления и т.д., отечественное судостроение, автомобилестроение для российской экономики будут экономически не выгодными.

Фундаментом инновационного развития нашего государства является в первую очередь развитое, сбалансированное отечественное машиностроение, в максимальной степени реализующее перспективную схему полного производственного цикла.

 






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.